Основные цели:
- Сформировать представления о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
- Развивать способность к сложению и вычитанию в пределах 7;
- Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
- Для учителя: карточки 1-7, картинки с изображением Белоснежки и гномов, книга, графическое изображение чисел 1-7; (выставка сказок, в которых встречается число 7, пословицы)
- Для ученика: карточки для самостоятельной работы Р-1, файлы с листом белой бумаги, расчерченной на большие и малые квадраты, квадратные листы бумаги, «домики» для состава 7.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цели:
- Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
- Определить количественные рамки урока: количественные свойства предметов, сложение, вычитание, сравнение.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель: Ребята вы любите сказки? Много сказок вы знаете? Сейчас я прочитаю отрывок, а вы угадайте, из какой он сказки?
Учитель читает отрывок из сказки «Белоснежка» (Серия «Золотая классика Уолта Диснея», перевод с английского Ю. Чаровой. М.: Эгмонт Россия ЛТД, 2003):
«И вот однажды утром королева , как обычно, спросила:
– Свет мой, зеркальце, ответь мне, кто красивей всех на свете?
Но на этот раз зеркало вдруг сказало:
– Принцесса Белоснежка красивей всех на свете…»
Дети угадывают сказку.
– Сегодня на урок пришла Белоснежка с гномиками. Они очень хотят посмотреть, чему вы научились: как вы считаете, думаете, решаете. Готовы показать свои умения? Тогда начнём.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цели:
- Актуализировать вычислительные навыки в пределах 6;
- Зафиксировать индивидуальное затруднение – неизвестный способ обозначения числа 7;
- Тренировать мыслительные операции: сравнение. Анализ, аналогия, наблюдение.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Счёт по линейке под музыку от 1 до 10 и обратно;
2) Логическое задание из учебника с. 3, №7*
Выбери нужную фигуру из пронумерованных.
3) Задание №5 на странице 3.
4) Решите примеры.
(Ученик, решив правильно пример, записывает ответ и переворачивает карточку с пожеланиями от Белоснежки и гномов.)
– Как связаны между собой примеры каждого столбика?
4 + 2 |
Же |
5 - 1 - 2 |
ус |
3 + 3 -1 - 4 |
в |
6 - 3 |
ла |
2 + 3 - 4 |
пе |
1 + 5 - 2 + 1 |
учё |
3 + 1 |
ем |
1 +2 - 4 |
хов |
5 - 3 + 4 - 3 |
бе! |
– Белоснежке и гномам очень понравилось, как вы ребята работали. Что они хотят вам пожелать?
5) Самостоятельная работа.
– Возьмите листки с самостоятельной работой Р-1, решите примеры, используя числовой отрезок.
5 – 1 3 – 2
4 – 2 6 + 1
При проверке решения примеров учащиеся пользуются числовым отрезком. Они фиксируют, что для обоснования последнего примера числового отрезка не хватает
3. Постановка проблемы.
Цели:
- Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого выявляется и фиксируется причина затруднения – обозначения числа 7 с помощью цифры;
- Согласовать тему и цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
– Какое задание выполняли? (Решали примеры, используя числовой отрезок.)
– Выполняли ли раньше аналогичные задания?
– Чем последний пример отличается от тех, которые смогли решить? (Мы не знаем обозначения числа 7.)
– Что нужно сделать, чтобы решить этот пример? (Договориться о том, как будем обозначать число 7, узнать его состав.)
– Какую цель поставим на уроке? (Договориться о том, как будем обозначать число 7, изучить из каких частей оно состоит.)
– Какая тема урока? (Число и цифра 7. Состав числа 7.)
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Цели:
- Согласовать способ обозначения числа 7 и способ записи цифры 7, зафиксировать его на эталоне;
- Определить состав числа 7 и зафиксировать на эталоне.
Организация учебного процесса на этапе 4:
1) – Как мы можем записать число 7? (С помощью точек)
2) – Изобразите графически число 7.
Учащиеся выполняют работу у себя за партами на квадратиках жёлтого цвета. Выбирается графический вариант обозначения числа 7.
– Что нам ещё необходимо для обозначения числа 7? (Знак – цифра.)
– Какой знак выбираем?
– Чтобы нас быстро могли понять другие люди, где нужно посмотреть, какой они договорились использовать знак для обозначения семи точек? ( В учебнике или в эталонах)
3) Работа по учебнику на странице 2, 5:
– За каким числом стоит 7 на числовом отрезке?
– Как получить число 7?
– Теперь вы догадались, почему Белоснежка и гномы пришли на урок сегодня?
– Где можно встретить число 7?
(Семь цветов радуги, в сказках и мифологии, пословицы и поговорки, 7 чудес света, 7 дней в неделе, возраст многих первоклассников – 7 лет).
– Сколько цветов в радуге? Назовите сказки, в названиях которых есть число 7? Какие вы знаете пословицы и поговорки, в которых есть число 7? Встаньте, пожалуйста, те дети, которым 7 лет. Сколько дней в неделе? Кто может их перечислить по порядку?
Физминутка. Игра «Гномики – великаны».
4) Работа над согласованием образца написания цифры 7.
– Теперь научимся писать цифру 7.
Работаем на файлах.
– Где ставим точку? Какой первый элемент? Следующий?
Работа в тетрадях.
Выписывание цифры 7, подчёркивание самой красивой цифры.
5) Работа в эталонах (№33)
– Сколько чашек на рисунке?
– Как получить число 7?
– Как называется геометрическая фигура, у которой 7 углов, 7 вершин, 7 сторон?
5. Первичное закрепление.
Цели:
- Зафиксировать во внешней речи способы обозначения числа 7, различие между числом и цифрой 7;
- Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7.
Организация учебного процесса на этапе 5:
1) Возвращение к пробному действию.
– Теперь можем решить пример из самостоятельной работы?
– Сняли своё затруднение?
– Докажите, что получится 7.
– Можем ли проверить результат на числовом луче? (Нет.)
– Почему? (Наш отрезок заканчивается числом 6)
– Что будем делать? (Добавить ещё один единичный отрезок.)
– Достройте числовой отрезок. Теперь можем выполнить проверку?
– Какое число предшествует числу 7?
– Какое число больше и почему?
2) Работа в прописи:
– Найдите закономерность и продолжите ряд чисел, фигур.
11, 12, 13, …, …, …,
6. Самоконтроль с самопроверкой по образцу.
Цели:
- Тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- Проверить сформированность способности считать до 7 в прямом и обратном порядке.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Выполнение задания №6.
– Что нужно сделать? (Проставить стрелки сначала в прямом порядке – от 1 до 7, потом в обратном порядке – от 7 до 1.)
– Проверьте работу по образцу. У кого не так, исправьте ошибки зелёным цветом.
– Кто допустил ошибки? В чём причина?
7. Включение систему знаний и повторение.
Цели:
- Тренировать способность к устным вычислениям на основе знания состава чисел в пределах 7;
- Тренировать мелкую моторику рук.
Организация учебного процесса на этапе 7.
Выполнение номеров из учебника №1, №2.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:
- Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- Оценить свою работу на уроке;
- Обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Какова тема сегодняшнего урока?
– Какую ставили цель на уроке?
– Достигли цели урока?
– Чему учились на уроке?
– Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов:
- Зелёный – всё получилось, доволен своей работой,
- Жёлтый – были ошибки, что-то не получилось, но удалось исправить,
- Красный – ничего не понял, всё плохо получилось, не научился писать цифру 7.
Домашнее задание.
- Заселить числа и графические обозначения чисел в «домик», где живёт число 7;
- Выполнить по желанию задание №4 в учебнике;
- Написать или нарисовать в эталонах свой пример.