Урок математики по теме "Число и цифра 7. Состав числа 7". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Основные цели:

  • Сформировать представления о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
  •  Развивать способность к сложению и вычитанию в пределах 7;
  • Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

  • Для учителя: карточки 1-7, картинки с изображением Белоснежки и гномов, книга, графическое изображение чисел 1-7; (выставка сказок, в которых встречается число 7, пословицы)
  • Для ученика: карточки для самостоятельной работы Р-1, файлы с листом белой бумаги, расчерченной на большие и малые квадраты, квадратные листы бумаги, «домики» для состава 7.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цели:

  • Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
  • Определить количественные рамки урока: количественные свойства предметов, сложение, вычитание, сравнение.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель: Ребята вы любите сказки? Много сказок вы знаете? Сейчас я прочитаю отрывок, а вы угадайте, из какой он сказки?

Учитель читает отрывок из сказки «Белоснежка»  (Серия «Золотая классика Уолта Диснея»,  перевод с английского Ю. Чаровой. М.: Эгмонт Россия ЛТД, 2003):

«И вот однажды утром королева , как обычно, спросила:
– Свет мой, зеркальце, ответь мне, кто красивей всех на свете?
Но на этот раз зеркало вдруг сказало:
– Принцесса Белоснежка красивей всех на свете…»

Дети угадывают сказку.

– Сегодня на урок пришла Белоснежка с гномиками. Они очень хотят посмотреть, чему вы научились: как вы считаете, думаете, решаете. Готовы показать свои умения? Тогда начнём.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цели:

  • Актуализировать вычислительные навыки в пределах 6;
  • Зафиксировать индивидуальное затруднение – неизвестный способ обозначения числа 7;
  • Тренировать мыслительные операции: сравнение. Анализ, аналогия, наблюдение.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Счёт по линейке под музыку от 1 до 10 и обратно;

2) Логическое задание из учебника с. 3, №7*

Выбери нужную фигуру из пронумерованных.

рис.1

3) Задание №5 на странице 3.

4) Решите примеры.

(Ученик, решив правильно пример, записывает ответ и переворачивает карточку с пожеланиями от Белоснежки и гномов.)

– Как связаны между собой примеры каждого столбика? 

4 + 2

Же

5 - 1 - 2

ус

3 + 3 -1 - 4

в

6 - 3

ла

2 + 3 - 4

пе

1 + 5 - 2 + 1

учё

3 + 1

ем

1 +2 - 4

хов

5 - 3 + 4 - 3

бе!

– Белоснежке и гномам очень понравилось, как вы ребята работали. Что они хотят вам пожелать?

5) Самостоятельная работа.

– Возьмите листки с самостоятельной работой Р-1, решите примеры, используя числовой отрезок.

5 – 1                           3 – 2

4 – 2                           6 + 1

При проверке решения примеров учащиеся пользуются числовым отрезком. Они фиксируют, что для обоснования последнего примера числового отрезка не хватает

3. Постановка проблемы.

     Цели:

  • Организовать коммуникативное взаимодействие , в ходе которого выявляется и фиксируется причина затруднения – обозначения числа 7 с помощью цифры;
  • Согласовать тему и цель урока.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Какое задание выполняли? (Решали примеры, используя числовой отрезок.)

– Выполняли ли раньше аналогичные задания?

– Чем последний пример отличается от тех, которые смогли решить? (Мы не знаем обозначения числа 7.)

– Что нужно сделать, чтобы решить этот пример? (Договориться о том,  как будем обозначать число 7, узнать его состав.)

– Какую цель поставим на уроке? (Договориться о том,  как будем обозначать число 7, изучить из каких частей оно состоит.)

– Какая тема урока? (Число и цифра 7. Состав числа 7.)

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Цели:

  • Согласовать способ обозначения числа 7 и способ записи цифры 7, зафиксировать его на эталоне;
  • Определить состав числа 7 и зафиксировать на эталоне.

Организация учебного процесса на этапе 4:

1) – Как мы можем записать  число 7? (С помощью точек)

2) – Изобразите графически число 7.

Учащиеся выполняют работу у себя за партами на квадратиках жёлтого цвета. Выбирается графический вариант обозначения числа 7.

– Что нам ещё необходимо для обозначения числа 7? (Знак – цифра.)

– Какой знак выбираем?

– Чтобы нас быстро могли понять другие люди, где нужно посмотреть, какой они договорились использовать знак для обозначения семи точек? ( В учебнике или в эталонах)

3) Работа по учебнику на странице 2, 5:

– За каким числом стоит 7 на числовом отрезке?

– Как получить число 7?

– Теперь вы догадались, почему Белоснежка и гномы пришли на урок сегодня?

– Где можно встретить число 7?

(Семь цветов радуги, в сказках и мифологии, пословицы и поговорки, 7 чудес света, 7 дней в неделе, возраст многих первоклассников – 7 лет).

– Сколько цветов в радуге? Назовите сказки, в названиях которых есть число 7? Какие вы знаете пословицы и поговорки, в которых есть число 7? Встаньте, пожалуйста, те дети, которым 7 лет. Сколько дней в неделе? Кто может их перечислить по порядку?

Физминутка.  Игра «Гномики – великаны».

4) Работа над согласованием образца написания цифры 7.

– Теперь научимся писать цифру 7.

Работаем на файлах.

– Где ставим точку? Какой первый элемент? Следующий?

Работа в тетрадях.

Выписывание цифры 7, подчёркивание самой красивой цифры.

5) Работа в эталонах (№33)

– Сколько чашек на рисунке?

– Как получить число 7?

– Как называется геометрическая фигура, у которой 7 углов, 7 вершин, 7 сторон?

5. Первичное закрепление.

Цели:

  • Зафиксировать во внешней речи способы обозначения числа 7, различие между числом и цифрой 7;
  • Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7.

Организация учебного процесса на этапе 5:

1) Возвращение к пробному действию.

– Теперь можем решить пример из самостоятельной работы?

– Сняли своё затруднение?

– Докажите, что получится 7.

– Можем ли проверить результат на числовом луче? (Нет.)

– Почему? (Наш отрезок заканчивается числом 6)

– Что будем делать? (Добавить ещё один единичный отрезок.)

– Достройте числовой отрезок. Теперь можем выполнить проверку?

– Какое число предшествует числу 7?

– Какое число больше и почему?

2) Работа в прописи:

– Найдите закономерность и продолжите ряд чисел, фигур.

11,  12,  13,   …,  …,   …,

рис.2

6. Самоконтроль с самопроверкой по образцу.

Цели:

  • Тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • Проверить сформированность способности считать до 7 в прямом и обратном порядке.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Выполнение задания №6.

– Что нужно сделать? (Проставить стрелки сначала в прямом порядке – от 1 до 7, потом в обратном порядке – от 7 до 1.)

– Проверьте работу по образцу. У кого не так, исправьте ошибки зелёным цветом.

– Кто допустил ошибки? В чём причина?

7. Включение систему знаний и повторение.

Цели:

  • Тренировать способность к устным вычислениям на основе знания состава чисел в пределах 7;
  • Тренировать мелкую моторику рук.

Организация учебного процесса на этапе 7.

Выполнение номеров из учебника №1, №2.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

  • Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • Оценить свою работу на уроке;
  • Обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 8:

– Какова тема сегодняшнего урока?

– Какую ставили цель на уроке?

– Достигли цели урока?

– Чему учились на уроке?

– Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов:

  • Зелёный – всё получилось, доволен своей работой,
  • Жёлтый – были ошибки, что-то не получилось, но удалось исправить,
  • Красный – ничего не понял, всё плохо получилось, не научился писать цифру 7.

Домашнее задание.

  1. Заселить числа и графические обозначения чисел в «домик», где живёт число 7;
  2. Выполнить по желанию задание №4 в учебнике;
  3. Написать или нарисовать в эталонах свой пример.