"Северный Ледовитый океан". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цель: Формирование знаний о Северном Ледовитом океане.

Задачи урока:

Образовательная:

  • повторить географическое положение изученных океанов;
  • закрепить географическое положения океанов на карте.

Коррекционно-развивающая:

  • развивать память,  устную речь (пополнять и обогащать словарный запас, диалогическую и монологическую речь);
  • развивать познавательную активность, мышление,  наблюдательность, внимание;
  • развивать интерес детей к географии;
  • развивать умение давать самооценку своей деятельности.

Воспитательная:

  • создавать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.

Оборудование: карта океанов, контурные карты, карточки с заданиями, лучевая указка.

Тип урока: Комбинированный.

Принципы обучения:

  • эмоционально положительное отношение воспитанников к деятельности;
  • учёт индивидуальных особенностей детей одно из условий успешного обучения.

Методы обучения:

  • беседа;
  • игровые задания;
  • практическая работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Задание: Ребята, сядет тот, в чьем имени есть буква А Е С Н О

(у каждого воспитанника есть данные буквы в имени)

2. Психологический настрой на успех.

Ребята, я надеюсь, что вы сегодня порадуете друг друга отличными знаниями и оценками.

Сейчас вы ученики и ваш труд – это хорошо учиться. Посмотрите на слово  ТРУД. В этом слове зашифровано всё, что нужно ученику на уроке. Давайте расшифруем это слово.    (Ответы детей)

Т – тетрадь, Р – ручка, У – учебник, Д – дневник.

II. Устные упражнения. Актуализация знаний.

– Я приготовила загадку. Слушаем внимательно.

Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
Важнее без сомненья нет предмета
Ну что же за наука это? (Ответы детей)

– Ребята давайте вспомним, зачем мы изучаем географию? (Ответы детей)

Мы отметили, что география:

  • развивает воображение;
  • дает темы для разговоров;
  • помогает сохранить окружающий мир экологически безопасным для всего живого на земле;
  • дает радость познания нового и таинственного.

III. Изучение новой темы.

1. Определение темы урока. Упражнение на коррекцию внимания.

– Ребята сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие, а куда мы отправимся ….. мы узнаем, отгадав загадки.

На доске закрыто слово «ОКЕАН», оно будет открыта по ходу отгадывания загадок.

Загадки.

1. «ОблакО», «Очки», «Оса»,
«НОж», «кулОн» и «кОлбаса»...
Знают дети все давно,
Что с баранкой схожа... («о») (Ответы детей)

2. «Крот», «Качели» и «Клюка»
Начинаются на... («к») (Ответы детей)

3. Блеет козлик:
«Ме» да «ме»,
Знает только
«Эм» и... («е») (Ответы детей)

4. С этой буквы начинаются
«Арбуз» и «Альманах».
Она нам всем встречается
Почти во всех словах. (Буква «а») (Ответы детей)

5. «Нитки», «Нос» и слово «Нет»
С этой буквы начинаются,
А еще она в «коНфете»,
«НожНицах» и «дНе» встречается. (Буква «н») (Ответы детей)

(Учитель открывает на доске слово ОКЕАН).

2. Объяснение учителя.

– По какому океану мы будем  путешествовать, узнаете, прослушав рассказ учителя.

– Я раньше представляла себе, что Северный Ледовитый океан страшное место на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем.

Каков же он?....Ослепительный, загадочный, суровый, непредсказуемый. Океан манит и завораживает. Почему же океан вызывает у нас столь противоречивые чувства? Мы должны выяснить это на нашем уроке.

– Да, это самый маленький, самый холодный. Самый спокойный. Но и самый холодный океан. Северный Ледовитый океан расположился на самой макушке Земли. Около Северного полюса (учитель показывает океан на карте). Раньше на Руси его называли Студеным морем, сейчас называют Северным Ледовитым океаном. Большую часть года океан дремлет, укрывшись толстым слоем льда. Только коротким полярным летом океан приоткрывает свои воды в прибрежных районах, чтобы погреться на солнышке. Средняя температура воздуха в центральной части Северного Ледовитого океана на 8-10 градусов выше, чем в восточной Сибири. Толщина мощных льдов может достигать 3-5 метров. Температура поверхности льда может достигать -40 градусов, а летом подниматься до 0 градусов.

Загадка.

А вы знаете, что где-то
Круглый год – зимой и летом –
Океан укрыт от света
Толстым белым слоем льда?        
Там стоит ужасный холод,
Пароходы там не ходят,
Лишь большие ледоколы
Добираются туда.
Вам, друзья, запомнить нужно:
Он – не Западный, не Южный,
И уж, точно, не Восточный,
Хоть лежит у разных стран.
Нет! Его – я твердо знаю – 
По-другому называют:
Это – (Ответы детей)

Физминутка

Вышли на палубу…(встали).
Потянулись, солнце печет, жарко….(вытираем пот со лба)
Решили искупаться, нырнули в воду…(наклон)
Поплыли брасом, смотрим по сторонам…(плывут)
Вдруг …акула…(плывем «кролем» быстро)
Подплыли к кораблю и забираемся на борт…(перебираем руками канат вверх)
Вздохнули с облегчением, опасность миловала…(присели).

IV. Закрепление новой темы.

1. Карточка №1.

Северный Ледовитый океан

самый_____________________________________

самый_____________________________________

самый_____________________________________

самый_____________________________________

самый_____________________________________

(после завершения работы, воспитанники читают вслух свои ответы).

2. Фронтальный опрос.

– Сколько океанов вы теперь знаете?

– По какому океану мы сегодня путешествовали?

– Какой океан самый холодный?

– Какой океан самый маленький?

(Ответы детей)

Учитель показывает географическое положение на карте Северного Ледовитого, Тихого, Индийского, Атлантического океанов. Все воспитанники по очереди показывают географическое положение океанов на карте у доски.

3. Работа с контурной картой.

Каждый воспитанники подписывает название всех океанов на контурной карте.

V. Итог урока.

– Ребята, о каком океане мы сегодня говорили?

– Что мы сегодня повторили?

– Что узнали нового?

(Ответы детей)

Оценки за урок. Оцени себя сам.

Ребята,  кто считает, что работал отлично – хлопните  в ладоши два раза, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – хлопните один раз.

– Все сегодня отлично поработали и порадовали друг друга своими отличными знаниями.

Выставление оценок.

Соприкоснувшись сегодня с красотой природы, я надеюсь, что мы все  стали чуточку добрее друг к другу и окружающему нас миру.