Цель: уточнить значение таких нравственных категорий как совесть, стыд, раскаяние; побуждать к постоянной работе над собой, к анализу и критической оценке своих дел, поступков и мыслей.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о таких нравственных категориях как совесть, стыд, раскаяние;
- изучение и обсуждение притч о нравственности;
- учится делать выводы на основе пословиц высказываний знаменитых людей.
Воспитательные:
- формирование нравственной оценки своих действий и поступков;
- сплочение коллектива класса через групповое взаимодействие;
- создание проблемной ситуации, используя современные коммуникативные технологии.
Развивающие:
- развитие рефлексии у воспитанниц, умения анализировать свои действия и поступки;
- развитие коммуникативных навыков у воспитанниц;
- создание комфортного психологического климата.
Педагогические технологии: технология организации и проведения группового воспитательного дела Н.Е. Щуркова, коммуникативные технологии в обучении и воспитании И.А. Зимняя, игровые технологии, приемы развития литературно-творческих способностей Дж. Родари.
Подготовительная работа:
- поиск информации;
- создание презентации, видеоролика, подбор музыкального сопровождения;
- оформление пословиц, поговорок и высказываний о совести,
- одной из воспитанниц подготовить стихотворение о совести.
Время занятия: 40 минут.
Форма проведения: групповая и индивидуальная работа.
Методическое оснащение занятия: презентация «Нравственный наставник сердца».
Аппаратное и программное оснащение: ПК, Microsoft Power Point, мультимедийный проектор.
Дата проведения: октябрь 2011 года
Ход мероприятия
I. Организационный момент
1. Приветствие.
Классный руководитель: Здравствуйте, девочки. Рада приветствовать вас на нашем классном часе. (ответное приветствие воспитанниц). Садитесь.
Основная часть
1. Вступительное слово.
Классный руководитель:Сегодня мы познакомимся с удивительным явлением, которое присуще исключительно разумным существам. А название этого явления скрывается в загадке.
2. Совесть – нравственная категория.
Слайд 1. Загадка.
Нравственный наставник сердца….– это ? (Совесть)
Классный руководитель:Да, вы правы, это явление называется «СОВЕСТЬ». Она присуща исключительно только человеку, поскольку относится к душевным качествам, а, как известно, духовность имеется только у человека.
Сейчас каждому из вас будут розданы слова. Если эти слова сложить вместе, то получатся предложения, которые составляют текст. Какой именно – Вам предстоит выяснить самим.
Слайд 2. Пословицы.
- Совесть потеряешь– другой не купишь. (пословица)
- Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека. (пословица)
- Нечистая совесть спать не дает. (пословица)
- Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. (Пушкин А.С.)
- Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды. (М.Т. Цицерон)
- Высший суд — суд совести. (В. Гюго)
- Совесть – не повесть: в архив не сдашь. (пословица)
Классный руководитель:Что же такое совесть?
(Высказывание учеников)
Слайд 3. СОВЕСТЬ* – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
Классный руководитель:Мы выяснили, что совесть – это наш внутренний судья, который помогает нам отличить добро от зла. Мысли, поступки, слова – все человек должен подвергать строгому суду своей совести. Любое дело нужно стараться делать на совесть: решаем ли мы задачу по алгебре, или строим дом, или делаем операцию на сердце. Совесть помогает нам оценить поступки и дела других людей и выразить отношение к этим поступкам. По этому отношению человек и почувствует, одобряют или осуждают окружающие его поступки.
3. Просмотр видеоролика
Классный руководитель: Послушайте рассказ. (Воспитанницы просматривают видеоролик, сюжет которого был взят из притчи о совести.Содержание притчи приводится ниже)
Слайд 4. Совсем недавно со мной произошёл необычный случай, казалось бы – нет в нём ничего примечательного, если бы не одно но – мне предложили купить совесть, купить чужую совесть, но обо всём по порядку... Стоял жаркий августовский день, один из тех дней, когда хочется укрыться от немилосердно палящего солнца в прохладной тени деревьев или окунуться с головой в ближайший фонтан. Но мне приходилось устало передвигать ноги по раскаленным камням мостовой пыльного восточного базара Старого города, выискивая сувениры для родных и знакомых. Арабская вязь названий лавок и магазинов мне ничего не говорила, и я толкнул дверь первой попавшейся лавки, лишь бы на пару минут укрыться от всепоглощающей жары. В полутемной прохладе помещении я не сразу обратил внимание на торговца, и лишь услышав его голос, окликнувший меня, я отвел взгляд от товаров этой сразу показавшей странной лавки. Нет, освещение тут было ни причём, и запах не казался странным. Но в воздухе витало, что-то едва уловимое, но всё же ощутимое настолько, что сразу становилось не по себе – куда я попал?.
– Чего желаете, уважаемый? – снова окликнул меня небольшой сухой старичок и добавил, – Весь товар на витрине.
К слову сказать, товар был, и КАКОЙ!
– Это лавка человеческих ПОРОКОВ. Вот посмотрите – Жадность, – указал в угол продавец.
На меня смотрели два горящих глаза толстого человечка, у которого вместо пальцев было множество мелких щупалец сплошь усыпанных присосками на манер осьминожьих. Чуть далее стояла парочка – она высокая, в короне, с задранным к верху острым подбородком, он – низенький, в огромных солнцезащитных очках и зажатыми ладонями ушами.
– Гордость и Равнодушие, – подсказал старичок.
Еще дальше сидели трое. Двое на бочонке с зажатыми в руках кубком и рогом, сгорбленные, с большими странно выпяченными животами, а на полу рядом, очень худая, кожа, обтягивающая кости, была почти прозрачной, девушка с затуманенным взором. Перед ней стоял кальян.
– Пьянство, Алкоголизм и их сестра Наркомания, – продолжал мой гид.
Сразу за бочонком спал огромный увалень, наполовину покрывшийся мхом.
– Лень. – вздохнул продавец.
– А это обжорство – сказал я, указав на толстого человечка, державшего в руках огромный окорок.
– Чревоугодие – поправил меня старичок.
Дальше угадывались Гнев и Насилие, сцепившиеся между собой в яростной схватке; Зависть, душившая саму себя за горло. Лавка была огромна...
– А это кто? – спросил я продавца, указывая на одинокую фигурку ,сидящую в стороне от всех.
– Совесть.
– Кто? – опешил я, – Совесть? А с каких это пор Совесть стала относиться к человеческим порокам?
– А она и не относится к порокам человечества. Её потерял один из посетителей, а я приютил. Если хотите — купите совесть, купите, отдам совсем недорого.
– Какое странное словосочетание — КУПИТЬ СОВЕСТЬ. . . купить . . . совесть . . . – подумал я. – можно потерять совесть, можно её запятнать, можно очистить, но купить…
Я подошел поближе. Сидевшая фигурка, ссутулившаяся, в сером плаще с капюшоном, накинутом на голову, казалась измученной и изможденной. Ей здесь было не место среди пороков человечества. Я долго разглядывал её и уже было собрался спросить у продавца, сколько он хочет, как вдруг фигурка шевельнулась и подняла голову. На меня взглянули два больших чистых, таких синих, какое бывает только небо после весеннего проливного дождя, смывающего всю пыль и грязь, глаза. И всё вокруг меня как-будто исчезло. Не было ни лавки, ни её странных товаров, ни продавца, не было никого. Был только я и она – Совесть. Чужая Совесть. В её взгляде читалось всё. Совесть нельзя было ни купить, ни продать, ни даже запятнать. Она оставалась чистой всегда с самого рождения человека, такой, какой её подарил человеку Бог и была с ним до самого конца. А пятна... Это были даже не пятна. Это была тень от пороков, от вредных привычек человека, заслоняющих Совести живительный свет. И совесть терпела, терпела, сколько могла, а потом просто оставляла человека до времени... или человек терял её, как было в этом случае. Но Совесть никогда не забывала, кому она принадлежит, а поэтому ждала и надеялась ... и вот она ждёт, ждёт до сих пор, что она понадобится своему хозяину и вернётся к нему чистой, ни кем не купленной совестью, с ясным взором глубоких синих глаз.
"...Но тот глупец - кто совесть покупает,
Ведь он понять не сможет никогда,
Что при рождении одна даётся совесть,
Даётся Богом раз и навсегда..."
– услужливо напомнила мне память. Я опустил взгляд. Мне нечего было здесь делать. Я вышел из лавки. На пороге меня ждала моя Совесть, которую я чуть не потерял, и даже не заметил этого, когда с интересом разглядывал товары в лавке человеческих пороков.
4. Интерактивная беседа
Классный руководитель:
- Можно купить совесть?
- Можно ли потерять совесть?
II. Подведение итогов. Рефлексия.
Классный руководитель: Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть?
Вложив совесть в человека, Творец поручил ей два дела:
1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!».
У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя многие годы совесть может напомнить о былой неправде. Например, радость, получаемая от интересной поездки, может исчезнуть – потому что совесть вдруг подняла из глубин твоей памяти что-то, о чем не хотелось бы помнить.
Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.
Воспитанница:
Какие б ни грозили горести,
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью,
Ни днем, ни ночью, никогда!
И сколько б ни манила праздными
Судьба тропинками в пути,
Как ни дарила бы соблазнами –
Взгляни на все глазами ясными,
И через совесть пропусти.
Ведь каждый, ну буквально каждый,
Коль жить пытался похитрей,
Встречался в жизни не однажды,
С укором совести своей.
Мы вправе жить не по приказу,
И выбирать свои пути.
Но против совести ни разу,
Вот тут хоть режьте, скажем сразу,
Нельзя, товарищи, идти!
Нельзя ни в радости, ни в горести,
Ни в зной и ни в колючий снег.
Ведь человек с погибшей совестью –
Уже никто. Не человек!
Классный руководитель: Сегодня вы познакомились с удивительным явлением человеческого бытия – совестью. Не забывайте о ней ни на минуту, и увидите, как изменится ваша жизнь и ваше окружение.
Спасибо за внимание, до свидания.
Литература: