Актуальность программы. Одним из приоритетных направлением создания комфортной среды в нашем регионе является благоустройство и озеленения территорий населенных пунктов. В городе возросло количество предприятий, основным видом деятельности которых являются выращивание однолетней и многолетней цветочной рассады, цветов под срез, горшечных растений, саженцев деревьев и кустарников для реализации предприятиям и населению, а также оказание услуг в сфере благоустройства и озеленения территории, ландшафтный дизайн. В связи с этим стали востребованы такие специальности, как рабочий зеленого строительства, в недавнем прошлом – озеленитель, оформитель «зеленого строительства». Поэтому обучение по курсу «Ландшафтный дизайн» вызывает большой интерес со стороны учащихся и их родителей.
Программа является профессионально-ориентированной и рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебная группа состоит из учащихся 16-18 лет.
Программа рассчитана для 10 класса – 22 часа в неделю, для 11 класса – 24 часа в неделю. Большое внимание уделяется практическим работам, в ходе которых обучающиеся получат навыки дизайнерского мастерства.
Программа опирается на такие общешкольные дисциплины, как биология, география, математика, элементы химии, изобразительное искусство, социально-бытовая ориентировка, трудовое обучение по курсу «Цветоводство и декоративное садоводство».
Цель: формирование знаний, умений и навыков, ориентирующих учащихся на трудоустройство по профессиям, связанным с оказанием услуг в сфере благоустройства и озеленения территории в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.
Задачи:
- Формирование умений ориентирования в законах ландшафтной архитектуры, помогающих грамотно организовать участок.
- Ознакомление с проектирование, оформлением садового участка, многообразием однолетних, многолетних цветочных растений и древесно-кустарниковых пород, используемых в ландшафтной архитектуре.
- Развитие умений и навыков планировать свою деятельность, используя математические, биологические, географические знаний, полученные в ходе учебного процесса.
- Привитие эстетического вкуса, экологического образования, любви к природе своего края.
- Психологическая помощь учащимся в преодолении стрессовых ситуаций.
- Создание условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями в обществе.
Формы организации трудового обучения
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд.
Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2-4 учебных часа.
Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.
Требования, предъявляемые к учебному занятию по трудовому обучению, состоят в следующем:
- Целенаправленность занятий.
- Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.
- Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение – структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
- Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
- Рациональное использование учебного времени.
- Индивидуальный подход в обучении.
Типы занятий
Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.
Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, сельскохозяйственных, технологических, агротехнологических и др.).
Практические работы
Большое внимание уделяется практическим работам, в ходе которых обучающиеся получат навыки дизайнерского мастерства. Практические занятия проводятся на учебно-опытном участке школы и в мастерской.
Самостоятельные и контрольные работы
Самостоятельные и контрольные работы – это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные – в конце каждого года обучения.
Программа опирается на такие общешкольные дисциплины, как:
- математика – расчеты для построения, подсчет стоимости посадочной ведомости, нормативов площади посадки и др.);
- письмо и развитие речи (обогащение словарного запаса, умение заполнять бланки различного характера);
- естествознание, СБО (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды, оценка экологических условий озеленяемой территории, трудоустройство);
- ИЗО (основы графической грамоты, составление плана озеленяемого участка зарисовка условных обозначений, используемых в практике озеленения, выполнение эскизов (рисунков, набросков) и проектов элементов цветочно-декоративного оформления участка);
- чтение (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);
- обществознание (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина).
При составлении программы учитывались принципы последовательности и преемственности обучения; а также сезонность работ и база для проведения уроков труда.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
По окончанию 10 класса учащиеся должны:
знать:
- правила безопасной работы с ручными инструментами и садовым инвентарем (рыхлитель-кошка, лопата, грабли веерный, грабли зубчатые, садовая пила, секатор, мотыга, лейка, маркер)
- санитарно-гигиенические требования при работе с удобрениями (минеральными, органическими), приемы оказания первой помощи при травме;
- правила использования спецодежды;
- основные понятия и элементы ландшафтного дизайна и «зеленого строительства»;
- названия древесно-кустарниковых пород, используемых в ландшафтной архитектуре, их биологические особенности и правила посадки;
- этапы ландшафтного проектирования;
- элементы цветочно-декоративного оформления;
- типы цветников, используемых в декоративном садоводстве;
- правила проектирования цветников;
- способы размножения однолетних, двулетних и многолетних цветочных растений;
- названия наиболее распространённых удобрений, средств защиты растений, применяемых в ландшафтной архитектуре;
- основные сезонные работы на участке;
- правила поведения на предприятии, безопасной работы и противопожарной безопасности.
уметь:
- производить промеры участка и построить его план;
- определять удобрения и механический состав почвы по внешнему виду;
- выращивать цветочную рассаду в условиях защищенного грунта;
- совершать посев семян однолетних цветочных культур на рассаду;
- грамотно высаживать на постоянное место многолетние цветочные растения, деревья и кустарники, используемые в ландшафтной архитектуре;
- производить систематический своевременный уход за посадками цветочных растений и древесно-кустарниковых пород;
- высаживать рассаду однолетников в открытый грунт;
- пользоваться ручным инструментом и садовым инвентарем;
- соблюдать гигиенические требования к оборудованию;
- готовить простые растворы и настои для обработки растений, используемых в ландшафтной архитектуре;
- соблюдать гигиенические требования к спецодежде, правильно применять спецодежду при выполнении различных работ;
- соблюдать правила техники безопасности на рабочем месте;
- использовать в своей работе основную и дополнительную информацию по ходу рабочего процесса.
По окончании 11 класса учащиеся должны
знать:
- современные агротехнологии, применяемые в ландшафтной архитектуре;
- санитарно-гигиенические требования при работе с удобрениями (минеральными, органическими), приемы оказания первой помощи при травме;
- правила использования спецодежды;
- основные понятия и элементы ландшафтного дизайна;
- основные сезонные работы на участке;
- характеристики цветочных, древесно-кустарниковых культур, наиболее часто используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве;
- элементы цветочно-декоративного оформления;
- правила безопасной работы и санитарно-гигиенической нормы при работе на пришкольном участке;
- этапы проектирования цветников (клумб, бордюров, миксбордеров, групп, солитеров);
- правила безопасной работы с ручными инструментами и садовым инвентарем (рыхлитель-кошка, лопата, грабли веерный, грабли зубчатые, садовая пила, секатор, мотыга, лейка, маркер);
- основные понятия гигиены труда
уметь:
- организовать рабочее место (получить у учителя необходимый инвентарь, рационально использовать его)
- выполнять функциональные обязанности, связанные с выполнение определенного вида работ;
- выращивать цветочную рассаду в условиях защищенного грунта;
- создавать оптимальные параметры для роста и развития рассады цветочных культур;
- проектировать цветочно-декоративные элементы;
- соблюдать гигиенические требования к оборудованию;
- соблюдать гигиенические требования к спецодежде, правильно применять спецодежду при выполнении различных работ, убирать свое рабочее место и спецодежду после завершения работы;
- соблюдать правила техники безопасности и поведения на рабочем месте;
- технологично организовывать свою деятельность: формулировать цель работы, планировать и решать задачи, осуществлять практическую работу, анализировать получаемые результаты, делать выводы;
- использовать в своей работе основную и дополнительную информацию по ходу рабочего процесса;
- производить самоконтроль и контроль качества на любом этапе выполнения работы, фиксировать результаты своего труда.
Усвоившими материал считаются ученики, получившие отметки «4» или «5». Ученики, получившие «3», имеют возможность затратить дополнительное время на приобретение того или иного навыка или, если педагог видит, что это нецелесообразно, переводится в группу другого вида трудового обучения.
Содержание программы для 10 класса (Приложение 1).
Содержание программы для 11 класса (Приложение 2).
Список литературы:
- Воронкова В.В. (ред.) Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
- Гроппер Х. «Красивые цветники в вашем саду», – М.: Белый город, 2009
- Мирский С.Л. «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе», пособие для учителя, – М.: Просвещение, 1988.
- Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М. Щербаковой – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001
- Проект «Внедрение программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с огрнаиченными возможностями здоровья (разработанных в рамках ФЦПРО в 2010 для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта) – М.: АНО НМЦ «СУВАГ», 2012
- Сорокина Н.В. «Декоративное оформление пришкольного участка» – М.: Дрофа, 2007
- Трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида (новые учебные программы) / Под ред. А.М., Щербаковой. – М.: Изд-во «НЦ ЭНАС», 2001
- Щербакова А.М., Платонова Н.М. «Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида – М.: Владос, 2006