Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения, убивает
в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».
Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Чтобы ответить на эти вопросы обратилась к изучению проблемы формирования познавательного интереса учащихся в процессе изучения математики на уроках и во внеклассной работе (факультатив, НОУ и т.д.).
Отсюда цель: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.
Исходя из цели, определила следующие задачи:
- изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу;
- апробировать в процессе обучения учащихся метод решения занимательных задач, как один из способов формирования познавательного интереса школьников к учению;
Объектом исследования выбрала процесс формирования познавательного интереса школьников к учению на разных этапах изучения математики.
Предмет исследования: методы решения занимательных задач; методы формирования познавательного интереса.
Гипотеза: использование разнообразных методов решения и видов занимательных задач будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, следовательно, качественному росту результатов обучения, а также результативности участия на предметных конференциях, интеллектуальных марафонах, олимпиадах.
Проблема формирования познавательного интереса к математике представляет собой особую значимость для методики преподавания математики. Значительный вклад в разработку данной темы внесли Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова, А.К. Маркова, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев.
«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» (Г.И. Щукина).
Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение информации вообще, и углубленным в определенную область познания.
Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.
Рассмотрим мотивы познавательной деятельности учащихся. Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.
Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один ученик, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предметам. Но, наличие устойчивого интереса к тому или иному предмету положительно сказывается на учебной работе по другим предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, так и моральные факторы. Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изучением одного предмета, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другим предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в учебной работе по любимым предметам укрепляют чувство собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься вообще, больше заниматься самообразованием.
Таким образом, важной задачей учителя является формирование у школьников первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учебе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.
В своей работе постаралась обобщить личный опыт по формированию познавательной деятельности через решение занимательных задач.
Одна из основных и первоначальных задач при обучении математике является выработка у ребят навыка хорошего счета. Однако считаю, что однообразие заданий в виде примеров на вычисление притупляет интерес, как к счёту, так и к урокам вообще. Поэтому имею в запасе арсенал различных приёмов, направленных на выработку вычислительных навыков учащихся. Например, в начале урока, предлагаю учащимся решать примеры, оформленные в виде блок-схем; строить алгоритмы; примеры, содержащие много действий, решать с помощью эстафеты. (Приложение 1).
Мои ученики с интересом выполняют задания, когда им предлагается исправить преднамеренно сделанные ошибки в решении или восстановить частично стертые записи. (Приложение 2).
Заметила, что ребята всех возрастов любят, когда уроки оживлены задачами-шутками, задачами, написанными в стихотворной форме, заданиями на внимание, задачами с занимательным сюжетом и т.п. (Приложение 3).
На этапе закрепления вычислительных навыков предлагаю всевозможные формы кодирования ответов, такие задания привлекают внимание ребят не меньше, чем интересная задача. (Приложение 4).
На уроке, где закрепляется и повторяется материал, ученики, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают, поэтому применяю для проведения таких уроков различные нестандартные виды работы, в частности игры. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции учеников, заставляет удивляться. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. (Приложение 5).
В отличие от дидактических игр игровая ситуация на уроке не требует дополнительного времени на разъяснение правил игры и создается разнообразными подходами: жизненными фактами, проблемными ситуациями, историческими экскурсиями, проблемными ситуациями и практическими заданиями – все это позволяет ввести элементы игры на уроке.
Для привития интереса к задачам и формирования познавательной активности учащихся использую на уроках задачи с биологическим, географическим, историческим, и литературным сюжетом. (Приложение 6).
Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся. Они активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.
Приведу примеры тех творческих заданий, которые использую в своей практике. Такие задания, как правило, учащиеся получают в качестве домашнего задания, на выполнение которого отводится 2 – 3 дня.
1) Придумывание, а точнее, составление математических задач. Это занятие увлекает учащихся любого возраста. В средних и старших классах возрастают не только возможности учеников, но и встающие перед ними трудности: например, как избежать лишних данных, каким образом согласовать данные, чтобы они не противоречили друг другу и т.д. Самостоятельный опыт учащихся в этом направлении, разбор допущенных ошибок очень полезен для развития конструктивных способностей и практического мышления.
2) Математические сочинения. Они могут быть посвящены раскрытию связи изучаемых математических понятий с окружающим миром, практикой; раскрытию какого-либо понятия, освещению роли определенных идей. В 5 классе предлагаю учащимся следующие темы домашних минисочинений-рассуждений: «Зачем мне нужна математика?», «Математика в профессии моих родителей» и др., а в выпускном 11 классе можно предложить такую тему: «Что мне дало изучение математики в школе?»
3) Доклады и рефераты. Тематика их очень разнообразна. Они могут содержать биографические и исторические сведения, раскрывать сущность определённых методов, раскрывать приложение изученных тем на практике и т.п.
4) Рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики. Изучая тему «Координатная плоскость» (6 кл.) учащиеся выполняют творческое задание на составление какой-либо «красивой» фигуры и определение координат её узловых точек. В 5 классе в начале изучения темы «Натуральные числа» можно предложить нарисовать «веселых человечков» состоящих из натуральных чисел.
Большое значение в формировании познавательного интереса по математике приобретает внеурочная познавательная деятельность.
На факультативных занятиях учащиеся имеют возможность углубить знания по основному курсу, приобрести умения решать более сложные и разнообразные задачи. Однако эти формы работы предусматривают выбор учителем темы, темпа изучения и направлены, как правило, на сильных учащихся. Мотивация же среднеуспевающих учащихся направлена, как правило, на лучшую оценку, а не на "высокие материи". В этом им помогают дополнительные занятия, которые, не отличаются от уроков с их репродуктивным стилем. С большим удовольствием ребята участвуют в познавательно-развлекательных мероприятиях. Однако для воспитания познавательной активности необходима внеклассная форма самостоятельной работы ученика над развитием своих познавательных способностей.
При индивидуальной внеурочной работе необходимо введение исследовательского метода. Он также активизирует мыслительную деятельность и способствует формированию творческого отношения к учебной деятельности
Естественно, что каждый вид познавательной деятельности: урочной или внеурочной, предполагает различные навыки и умения, формируемые по годам обучения в условиях нарастающей трудности. Работа, связанная с ученическим поиском будет успешной, только если она проводится не эпизодически, а в системе под направляющей и организующей ролью учителя.
Литература:
- Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику? – М.: Авангард, 1994.
- Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики. – М.: Просвещение, 1990.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя.– М.: Просвещение, 1990.
- Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой.– М.: Просвещение, 1981.
- Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников.– М., 1986
- Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников.– Мн.,1975.
- Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике.– М.: Просвещение, 1994.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.– М.: Педагогика, 1971.
- Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М, 1984.
Статьи из газеты «Математика»
- Еписеева О. Как сделать урок интересным. 2000, №38, с.1.
- Епишева О.Б. Обучение и развитие учащихся в процессе преподавания математики. 1997, №4,5.
- Злотин С. О том, как заинтересовать учебой. 1997, №1, с.1.
- Лейкина Г. Развивать внимание, склонность к фантазии. 1996, № 9, с.12.
- Неделяева С. Некоторые приемы развивающего обучения математике. 1999, № 4,с.28.
Статьи из журнала «Математика в школе»
- Акири И.К. Интеллектуальные игры на уроках математики. 2000, № 5, с.8.
- Ахметгалив А. Мотивация деятельности на уроках математики. 1996, № 2, с.59.
- Горностаев П.В. Играть или учиться на уроках? 1999, № 1, с. 49.
- Мигунова Н.П. Некоторые приемы активизации познавательной деятельности учащихся. 2000, № 6, с. 13.
- Миронова Г.В. Приемы активизации учебной деятельности школьников. 1994, № 5, с. 12.
- Овечкина О.И. Приемы активизации познавательной деятельности. 1993, №5, с. 8.