Повышение мотивации учащихся при изучении химии в информационных технологиях

Разделы: Химия


Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области (М. Горький). Трудно не согласиться с высказыванием известного писателя. Но всегда ли понятна химия и интересна при обучении? Некоторая  часть студентов коллежей, техникумов, ответит, что нет. Иногда это проблема одного, двух человек в группе, иногда практически всей группы. Изучение дисциплины  химии может быть увлекательным и захватывающим, а может быть неинтересным и скучным. Многие факторы влияют на показатели успеваемости и мотивации при изучении этой дисциплины. За последнее время, резкое сокращение часов при изучении химии и большой объем материала ведет к понижению интереса учащихся к предмету, недостаточному пониманию и усвоению многих тем, недоразвитию навыков и умений. Путями решения данной проблемы может быть грамотное использование компьютерных технологий на занятиях по химии:

1) просмотр видеофильмов, видеоуроков;

2) работа в виртуальных лабораториях;

3) компьютерное тестирование;

4) проведение интегрированных уроков (выполнение заданий с химическим содержанием при работе в различных редакторах);

5) использование проектной технологии при изучении блока «Химия и жизнь», оформление исследований при помощи различных программных продуктов (информационный буклет, сайт, презентация, доклад).

Данные подходы можно использовать и в изучении других дисциплин или предметов, где учащиеся также проявляют слабый интерес.

Использование видеофильмов или их фрагментов возможно на различных этапах занятия или урока. Например, при постановке проблемного вопроса в начале занятия, при подведении итогов, при изучении нового материала.

Практика показала, что использование готового видеоурока не совсем эффективно, так как учащиеся в течение 45 минут (а если пара, то итого больше), выполняют пассивную роль. Лучшие результаты дают комбинированные уроки, т.е. фрагментированное использование видеосюжетов по ходу занятия. После просмотра фрагмента можно предложить учащимся задания, выполняемые на компьютере: пройти компьютерный тест, нарисовать в графическом редакторе ответ на вопрос, создать буклет по просмотренной теме и т.д.

Иногда, по ряду различных обстоятельств, преподаватель не может провести занятия в специализированном кабинете химии, тогда возможно использование виртуальных лабораторий, которые  являются прекрасной возможностью проведения лабораторных работ. Конечно, нельзя все лабораторные проводить виртуально. У учащихся должны вырабатываться и практические навыки работы с химическим оборудованием.

Тесты для компьютерного тестирования можно приобретать на дисках по дисциплине (по предмету). Например, электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (Химия 10 класс, Химия 11 класс).

Все ресурсы электронного приложения скомпонованы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого занятия в отдельности.

Но иногда необходимого материала нет под рукой. Тогда на помощь могут придти тестовые оболочки, в которые необходимо просто внести вопросы и ответы. Если нет дополнительных средств, то можно обойтись своими силами. Например, создавать тесты в Excel.

Разработка заданий с химическим содержанием направлена на закрепление практических навыков работы на компьютере и повторение изученного материала на занятиях по химии. При совместной работе преподавателя  информатики и преподавателя химии возможно создание целого банка заданий в различных редакторах:

  1. Создание кроссвордов, ребусов, блок схем, оформление страниц книги в текстовых редакторах
  2. Решение расчетных задач в Excel по различным темам. На основе полученных данных учащиеся строят диаграммы и графики, составляют тестовые задания, кроссворды.
  3. Поиск информации по всем темам курса через поисковые системы Интернета.
  4. Оформление буклетов, бюллетеней, презентаций учениками на основе информации полученной из различных источников.

Они в дальнейшем могут быть использованы в качестве методических материалов, при изучении соответствующих тем в  курсе химии и храниться как в электронном виде, так и в распечатанном виде.

В каждом учащемся живет исследователь. К сожалению, с годами желание узнавать, что-то новое, проверять достоверность сведений, опровергать факты, предлагать свои пути решения проблемы угасает. В старшем звене колледжа гораздо меньше студентов стремятся к исследовательской деятельности, чем в младшем звене. Возможно, это связано с возрастными особенностями учащихся. Так же есть вероятность, что в некоторых образовательных организациях в основном используются традиционные методы обучения, и учащиеся слабо себе представляют, что такое работа над проектом.

Надо отметить, что сейчас интерес преподавателей и учителей  к проектной деятельности активно растет. Ведь активно усовершенствуются технологии и все проще они в пользовании и освоении. А также растет интерес к разработке и проведению элективных курсов по различным тематикам. Кто-то  слышал и читал об этой методике, кто-то внедрял её элементы на своих занятиях. Есть настоящие активисты проектной деятельности способные каждую тему превратить в мини исследование и использующие эту методику в кружковой работе или другой внеурочной деятельности.

Например:

Проект «Химия и жизнь». Проект охватывает блок тем «Химия питания», «Химия и экология», «Химия и гигиена». Блок тем посвящен связи химии и жизни человека (автор учебника О.С. Габриелян). Основополагающий вопрос: Верно ли утверждение: «Все беды от химии». Каждая группа доказывает или опровергает утверждение «Все беды от химии». Часть работы над проектом учащиеся  могут выполнять дома самостоятельно.

Дидактические цели проекта: Усиление интереса к предмету (дисциплине) химия через приобретение практически значимых знаний по химии и демонстрация связи химии с жизнью.

Методические задачи: Научить добывать информацию из разных источников, анализировать её, делать выводы, проводить анкетирование и обрабатывать результат, публично выступать.

Продолжительность работы над проектом – 9 занятий:

1-2 организационный, выбор темы исследования, распределение обязанностей в группе, планирование работы;

3-6 работа над проектом (в кабинете информатики, необходимы компьютеры, с доступом в Интернет, сканер);

7-8 защита проектов (в кабинете информатики, необходим проектор);

9 – обсуждение результатов, подведение итогов.

Итоги работы над проектами можно представить на конференции. После проделанной работы, целесообразно, провести итоговое анкетирование, для выявления степени повышения мотивации к изучению предмета химии. На конференции учащиеся могут использовать информационные технологии, например:

– Создание презентаций – PowerPoint (классификация неорганических веществ, и их область применения и др.);

– Создание тестов – Excel (физические и химические свойства воды и др.);

– Создание буклетов – Word (сплавы, полимеры, пластмассы и др.);

– Просмотр видеофильмов (Чернобыль, 100 величайших открытий в химии) и фрагментов учебных фильмов (электролиз, коррозия металлов, окислительно-восстановительные реакции, классификация органических веществ и др.);

– Создание книги по химии – Word (интересные факты по химии, химия воды и химия в воде, пищевые добавки – химические вещества и др.);

– Виртуальные лабораторные работы (металлы, неметаллы и др.).

Проведение занятий в компьютерном классе не всегда возможно. Причины могут быть различные: большая загруженность кабинета информатики и самих преподавателей информатики, кабинет рассчитать на занятия половины группы (класса) и т.д. Но все эти вопросы решаемы при большом желании.

А повышение интереса учащихся к предмету и выросшие показатели успеваемости по предмету (дисциплине) – это лучшая мотивация преподавателей и учителей к дальнейшей работе в этом направлении.