Тема урока: решение задач на расчет выталкивающей силы.
Цели урока: формировать умения применять закон Архимеда для решения задач.
Задачи урока: повторить вопрос о зависимости выталкивающей силы от объема тела и плотности жидкости. Вычислять по формулам. Выражать из формул одну величину через другие. Воспитывать коммуникативную культуру, приобретать опыт самостоятельной работы.
Основные понятия: закон Архимеда, вес тела в вакууме, вес тела в жидкости.
Формируемые УУД:
- Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
- Регулятивные: составление алгоритма решения задач.Самостоятельная работа по алгоритму, умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, проверка по визуальному образцу, умение корректировать свои действия; основы самоконтроля.
- Познавательные: выделять в условиях задачи данные, необходимые для решения задач, находить необходимую информацию в разных источниках, строить логическую цепочку рассуждения, сопоставлять полученный результат с условиями задачи.
- Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, излагать информацию, разъясняя смысл действий.
Тип урока: урок решения задач
Формы работы: работа по алгоритму, индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа.
Ресурсы: презентация «Решение задач на расчет выталкивающей силы» [Приложение 1], слайд-пример «Вычисление архимедовой силы» [1], слайд №3 презентации «Закон Архимеда» [2]. Оборудование для демонстрации изменения веса тела при погружении его в жидкость. Таблица плотностей в учебнике. Мел, доска, экран, проектор.
Демонстрации: изменение веса тела, погруженного в жидкость.
Раздаточный материал: лист заданий, лист решения задач. [Приложение 2]
Ход урока
Организационный момент. Приветствие учащихся.
Начальный этап урока. Мотивация. Целеполагание. Актуализация и обнаружение у обучающихся опорных знаний и умений.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Направляет учащихся на повторение вопросов, рассмотренных на прошлых уроках, и создает проблемную ситуацию с целью мотивации учащихся к решению задач. Задает вопросы:
|
Отвечают на вопросы учителя. |
|
Формулируют цель урока. |
|
Просматривают и комментируют слайды №2 –5 презентации «Решение задач на расчет выталкивающей силы». |
|
Отвечают на вопросы 1 – 6 в листе заданий. |
Основной этап урока. Планирование. Выполнение плана урока: решение задач на вычисление выталкивающей силы.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организует работу по составлению алгоритма решения задач с применением закона Архимеда, по применению источников информации. 1. Переходим к расчетной задаче. Вспомним, какие действия мы должны выполнить, чтобы решить физическую задачу? |
Обсуждают общий алгоритм решения задач: внимательно прочитать, понять текст, записать дано, перевести величины в СИ, записать формулу, подставить числовые значения величин, рассчитать, записать ответ. |
2. На какие вопросы мы должны ответить для понимания текста задания? |
|
3. Посмотрим этот алгоритм действий на примере расчета выталкивающей силы. Слайд – пример «Вычисление архимедовой силы». [1] |
Обсуждают план расчета выталкивающей силы (слайд – пример). |
4. Приступим к решению задачи. Слайд 6. [Приложение 1] Раздать листы решения задач. [Приложение 2] |
Знакомятся с содержанием заданий (слайд № 6 презентации). |
5. Выполните задание 7.1). Проверка – слайд 7 (1). [Приложение 1] Обсудите результаты решения задачи, помогите друг другу найти причины ошибок и исправьте их. |
Выполняют задание 1 в листе решения задач. Применяют таблицу плотностей в учебнике. Проверяют и обсуждают в парах результаты вычислений (слайд 7 презентации). |
6. Древние греки рассказывали, что Архимед обладал чудовищной силой. Стоя по пояс в воде, он одной левой рукой легко поднимал из воды 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Может ли быть правдой эта легенда? |
Высказывают предположение о правдивости легенды. |
Демонстрация изменения веса тела, погруженного в жидкость. |
Делают вывод из демонстрации об изменение веса тела, погруженного в жидкость. |
7. Как рассчитать вес тела в вакууме, как – в жидкости? |
Проговаривают формулу расчета веса тела в вакууме и в жидкости. |
8. Выполните задания 7.2) – 4). Проверка – слайд 7 (2 – 4). [Приложение 1] |
Выполняют задания 2–4. Проверяют результаты вычислений (слайд 7 презентации). Обсуждают причины ошибок и их исправляют. |
9. Только ли силу можно рассчитать, применяя закон Архимеда? Работа с формулой. Слайд 3 презентации «Закон Архимеда». [2] |
Работают со слайдом №3 презентации «Закон Архимеда» – выражают плотность жидкости, объем тела из формулы. Выполняют задания. Проверяют результаты вычислений (слайд 7 презентации). |
10. Выполните задания 7.5) и 7.6). Можно воспользоваться подсказкой на доске (слайд 3 презентации «Закон Архимеда»). Проверка – слайд 7 (5, 6). [Приложение 1] |
Обсуждают причины ошибок и их исправляют. |
Рефлексия. Целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу, анализ всего процесса изучения материала.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предлагает составить алгоритм рационального решения задач, оценить уровень эмоционального состояния, определить уровень собственных достижений, оценить свою работу, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания. |
|
1. Посмотрите на решенные задачи и составьте алгоритм решения задач на расчет веса тела, погруженного в жидкость (газ). |
Отвечают на вопросы, составляют алгоритм рационального решения задач на расчет веса тела, погруженного в жидкость или газ, используя лист решения задач. |
2. Оцените вашу работу. Предлагаю критерии самооценки: записаны данные, выполнен перевод в СИ, верно записана расчетная формула и подставлены значения величин с записью единиц измерения, выполнен верный расчет, записан ответ. Сделайте отметку + или - в последней графе листа задач и поставьте себе итоговую отметку. Собирает лист решения задач для проверки и оценки. 3. Понравилась ли вам работа на уроке? Чему вы сегодня научились? |
Проводят самооценку и выставляют себе итоговую отметку. |
4. Сможете ли вы применить полученные знания при выполнении домашнего задания? |
Отвечают на вопросы. |
Домашнее задание:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Предлагает и комментирует разно уровневое домашнее задание: Повторить §§48,49. Материал на блоге: «Решение задач на расчет архимедовой силы». [3] Упражнение 24(4). Задание 14 – для желающих. Слайд 8 презентации. [Приложение 1] |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Литература:
- «Классная физика!» 7 класс. Наглядные мультимедийные пособия для проведения урока физики. Рисунок «Как решать задачу на вычисление архимедовой силы» http://files.school-collection.edu.ru/
- «Классная физика!» 7 класс. Презентация «Закон Архимеда» http://files.school-collection.edu.ru/
- InternetUrok.ru. Видео урок «Решение задач на расчет выталкивающей силы». Юдина Н.А., учитель физики ЦО № 1409, Москва. http://www.youtube.com/watch?v=NbDaoxNYFXQ