Решение задач на расчет выталкивающей силы

Разделы: Физика

Класс: 7


Тема урока: решение задач на расчет выталкивающей силы.

Цели урока: формировать умения применять закон Архимеда для решения задач.

Задачи урока: повторить вопрос о зависимости выталкивающей  силы от объема тела и плотности жидкости. Вычислять по формулам. Выражать из формул одну величину через другие. Воспитывать коммуникативную культуру, приобретать опыт самостоятельной работы.

Основные понятия: закон Архимеда, вес тела в вакууме, вес тела в жидкости.

Формируемые УУД:

  • Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
  • Регулятивные: составление алгоритма решения задач.Самостоятельная работа по алгоритму, умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, проверка по визуальному образцу, умение корректировать свои действия; основы самоконтроля.
  • Познавательные: выделять в условиях задачи данные, необходимые для решения задач, находить необходимую информацию в разных источниках, строить логическую цепочку рассуждения, сопоставлять полученный результат с условиями задачи.
  • Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге, излагать информацию, разъясняя смысл действий.

Тип урока: урок решения задач

Формы работы: работа по алгоритму, индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа.

Ресурсы: презентация «Решение задач на расчет выталкивающей силы» [Приложение 1], слайд-пример «Вычисление архимедовой силы» [1], слайд №3 презентации «Закон Архимеда» [2]. Оборудование для демонстрации изменения веса тела при погружении его в жидкость. Таблица плотностей в учебнике.  Мел, доска, экран, проектор.

Демонстрации: изменение веса тела, погруженного в жидкость.

Раздаточный материал: лист заданий, лист решения задач. [Приложение 2]

Ход урока

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Начальный этап урока. Мотивация. Целеполагание. Актуализация и обнаружение у обучающихся опорных знаний и умений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Направляет учащихся на повторение вопросов, рассмотренных на прошлых уроках,  и создает проблемную ситуацию с целью мотивации учащихся к решению задач.

Задает вопросы:

  1. Что мы изучали на двух прошлых уроках?
  2. Как мы искали ответы на вопросы?
  3. Какие выводы мы сделали? Отчего зависит выталкивающая сила?
  4. Знаем ли мы как рассчитывать выталкивающую силу?
  5. Умеем ли мы решать задачи с применением закона Архимеда?

Отвечают на вопросы учителя.

  1. Значит, какова цель нашего урока? Слайд 1 презентации. [Приложение 1]

Формулируют цель урока.

  1. Зачем надо учиться решать такие задачи? Слайды 2-5 презентации. [Приложение 1]. Обсуждение практического значения расчета архимедовой силы, при каких условиях тело плавает, при каких тонет. Раздать листы заданий. [Приложение 2]

Просматривают и комментируют слайды №2 –5 презентации «Решение задач на расчет выталкивающей силы».

  1. Примените ваши знания и ответьте  на вопросы 1-6.  Дополнительно для ответа на вопросы 4, 5 – таблица плотностей в учебнике.

Отвечают на вопросы 1 – 6 в листе заданий.

Основной этап урока. Планирование. Выполнение плана урока: решение задач на вычисление выталкивающей силы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует работу по составлению алгоритма решения задач с применением закона Архимеда, по применению источников информации.

1. Переходим к расчетной задаче. Вспомним, какие действия мы должны выполнить, чтобы решить физическую задачу?

 

Обсуждают общий алгоритм решения задач: внимательно прочитать, понять текст, записать дано, перевести величины в СИ, записать формулу, подставить числовые значения величин, рассчитать, записать ответ.

2. На какие вопросы мы должны ответить для понимания текста задания?

  1. О каком объекте говорится в задаче?
  2. Что известно об этом объекте? Что нужно найти?
  3. Что мне нужно сделать для нахождения неизвестного?
  4. Что в результате я получу?

3. Посмотрим этот алгоритм действий на примере расчета выталкивающей силы. Слайд – пример «Вычисление архимедовой силы». [1]

Обсуждают план расчета выталкивающей силы (слайд – пример).

4. Приступим к решению задачи. Слайд 6. [Приложение 1]

Раздать листы решения задач. [Приложение 2]

Знакомятся с содержанием заданий (слайд № 6 презентации).

5. Выполните задание 7.1).

Проверка – слайд 7 (1). [Приложение 1] Обсудите результаты решения задачи, помогите друг другу найти причины ошибок и исправьте их.

Выполняют задание 1  в листе решения задач. Применяют таблицу плотностей в учебнике.

Проверяют и обсуждают в парах результаты вычислений (слайд 7 презентации).

6. Древние греки рассказывали, что Архимед обладал чудовищной силой. Стоя по пояс в воде, он одной левой рукой легко поднимал из воды 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Может ли быть правдой эта легенда?

Высказывают предположение о правдивости легенды.

Демонстрация изменения веса тела, погруженного в жидкость.

Делают вывод из демонстрации об изменение веса тела, погруженного в жидкость.

7. Как рассчитать вес тела в вакууме, как в жидкости?

Проговаривают формулу расчета веса тела в вакууме и в жидкости.

8. Выполните задания 7.2) – 4). Проверка – слайд 7 (2 – 4). [Приложение 1]

Выполняют задания 2–4. Проверяют результаты вычислений (слайд 7 презентации). Обсуждают причины ошибок и их исправляют.

9. Только ли  силу можно рассчитать, применяя закон Архимеда? Работа с формулой. Слайд 3 презентации «Закон Архимеда». [2]

Работают со слайдом  №3 презентации «Закон Архимеда» – выражают плотность жидкости, объем тела из формулы.

Выполняют задания.

Проверяют результаты вычислений (слайд 7 презентации).

10. Выполните задания 7.5) и 7.6). Можно воспользоваться подсказкой на доске  (слайд 3 презентации «Закон Архимеда»). Проверка – слайд 7 (5, 6). [Приложение 1]

Обсуждают причины ошибок и их исправляют.

Рефлексия.  Целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу, анализ всего процесса изучения материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает составить алгоритм рационального решения задач, оценить уровень эмоционального состояния, определить уровень собственных достижений, оценить свою работу, наметить перспективы работы при выполнении домашнего задания.

 

1. Посмотрите на решенные задачи и составьте алгоритм решения задач на расчет веса тела, погруженного в жидкость (газ).

Отвечают на вопросы, составляют алгоритм рационального решения задач на расчет веса тела, погруженного в жидкость или газ, используя лист решения задач.

2. Оцените вашу работу. Предлагаю критерии самооценки: записаны данные, выполнен перевод в СИ, верно записана расчетная формула и подставлены значения величин с записью единиц измерения, выполнен верный расчет, записан ответ. Сделайте отметку + или - в последней графе листа задач и поставьте себе итоговую отметку.

Собирает лист решения задач для проверки и оценки.

3. Понравилась ли вам работа на уроке? Чему вы сегодня научились?

Проводят самооценку и выставляют себе итоговую отметку.

4. Сможете ли вы применить полученные знания при выполнении домашнего задания?

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает и комментирует разно уровневое домашнее задание:

Повторить §§48,49.

Материал на блоге: «Решение задач на расчет архимедовой силы». [3]

Упражнение 24(4). Задание 14 – для желающих.

Слайд 8 презентации. [Приложение 1]

Записывают домашнее задание в дневник.

Литература:

  1. «Классная физика!» 7 класс. Наглядные мультимедийные пособия для проведения урока физики. Рисунок «Как решать задачу на вычисление архимедовой силы» http://files.school-collection.edu.ru/
  2. «Классная физика!» 7 класс. Презентация «Закон Архимеда» http://files.school-collection.edu.ru/
  3. InternetUrok.ru. Видео урок «Решение задач на расчет выталкивающей силы». Юдина Н.А., учитель физики ЦО № 1409, Москва. http://www.youtube.com/watch?v=NbDaoxNYFXQ