Вид урока: профессионально-трудовое обучение, профиль – швейное дело.
Тип урока: комбинированный – два урока, продолжительностью 45 мин.: теоретическая и практическая части.
Форма проведения: традиционный урок.
Методическое оснащение урока:
- образец обработанной детали накладной кокетки;
- образцы кокеток: овальных, фигурных, прямых;
- операционно-технологическая карта.
Материал для контроля знаний: карточки-задания.
Материально-техническая база: швейные машины, ножницы, иглы, нитки, детали кроя, сантиметровая лента, презентация.
Методы обучения:
- беседа по пройденному материалу;
- выполнение практической работы;
- индивидуальные задания.
Межпредметные связи: русский язык, математика география.
Речевой материал: накладная кокетка, моделирование кокетки.
Цель урока: научить приёмам обработки накладных кокеток с прямым и овальным срезами.
Задачи.
1. Образовательные:
- повторить теоретические сведения о кокетках;
- учить составлять технологическую последовательность обработки накладных кокеток, ориентируясь на образец и операционно-технологическую карту;
2. Коррекционно-развивающие:
- продолжить работу по формированию умений анализировать образец по предложенному плану;
- повышать самостоятельность при ориентировке в задании на основе операционно-технологической карты, планировании и выполнении работы, оценке её качества;
- развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас специальной терминологией.
3. Воспитательные:
- побуждать умение анализировать свои действия, действовать целенаправленно, в соответствии с поставленной задачей;
- продолжать работу по формированию умений бережного отношения к оборудованию, материалам;
- способствовать развитию аккуратности.
Ход урока
I. Организационный момент:
- контроль посещаемости;
- проверка рабочей одежды и готовности к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Фронтальный опрос.
Наш урок мы начнём с повторения пройденного материала. Скажите, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке? | Мы изучали тему “Моделирование кокеток”. |
Скажите, что означает слово моделирование? | Моделирование - это изменение выкройки основы изделия путём нанесения линий фасона. |
Скажите, что означает слово кокетка? | Кокетка это верхняя отрезная часть детали изделия. |
На каких деталях платья могут быть расположены кокетки? Почему чертёж основы цельнокроеного платья вы выполняли в масштабе 1:4? | Кокетки могут быть расположены на спинке, полочках. Чтобы уменьшить чертёж мы пользуемся масштабом. |
Какими бывают кокетки по форме нижнего среза? | По форме нижнего среза кокетки бывают прямыми, овальными, фигурными. |
Какие виды отделки применяют при обработке кокеток? | Виды отделки: кружево, оборка, кант. |
Как можно выполнить моделирование кокеток в плечевых изделиях? | 1. Нанести линию фасона на
выкройку основы изделия. 2. Выполнить моделирование . 3. Вырезать полученную выкройку. |
2. Индивидуальные задания: выполнить моделирование кокеток. | Учащиеся работают в парах, выполняют моделирование кокеток по предложенным карточкам, оценивают работу друг друга. |
3. Словарная работа. Ещё раз повторим, с какими новыми словами вы познакомились? |
Мы познакомились со словами: кокетка, моделирование кокетки. |
Повторите правописание слов, открыв словарь в конце тетради, составьте предложение с одним из этих слов. | Кокетка украшает изделие. Мы научились выполнять моделирование кокетки. |
Подведение итогов опроса, оценка ответов учащихся. |
III. Ознакомление с новым материалом.
1. Сообщение цели урока,
мотивация на урок. - Сегодня вы познакомитесь с технологической последовательностью обработки накладных кокеток с прямым и овальным срезами и будите выполнять практическую работу. В целях экономии материала детали выкройки будут выполнены в масштабе 1:2, в дальнейшем ваши работы будут использованы в качестве образцов для показа на уроках, а вы сможете применять полученные навыки обработки кокетки при пошиве других изделий. Я прошу вас постараться и выполнить работу аккуратно. 2. Тема урока: “Обработка накладных кокеток с прямым и овальным срезами”. (Слайд 1). Запишите тему урока в тетрадь. |
Учащиеся записывают в тетрадь число и тему урока. |
3. Знакомство с технологической
последовательностью обработки накладных
кокеток. - Обработать нижний срез кокетки и верхний срез основной детали. - Наметить линию притачивания кокетки. (Слайд 2). - Подогнуть нижний срез кокетки на изнаночную сторону, заметать. (Слайд 3) - Наложить деталь кокетки на основную деталь, наметать, настрочить. (Слайд 4) - Удалить нитки строчек временного назначения, приутюжить. (Cлайд 5) Образец выполненной работы. (Слайд 6) |
Учащиеся записывают технологическую последовательность обработки кокетки в тетрадь, пользуясь учебником или операционно-технологической картой. |
4. А сейчас я предлагаю вам
составить самостоятельно технологическую
последовательность обработки накладной кокетки
и проверить правильность выполнения задания
друг у друга. Олеся составит технологическую
последовательность выполнения работы у доски. Вы хорошо усвоили технологическую последовательность выполнения работы и очень важно соблюдать её, выполняя практическое задание. А сейчас давайте выполним несколько физических упражнений. |
Учащиеся составляют технологическую последовательность обработки кокетки, используя карточки-задания, исправляют ошибки, оценивают работу друг друга, работая в парах. Один ученик работает у доски. |
Динамическая пауза
5. Анализ образца. Сейчас вы будете выполнять практическую работу, ориентируясь на образец и операционно-технологическую карту, постарайтесь выполнить работу аккуратно, соблюдая технологическую последовательность. |
Учащиеся дают анализ образца по предложенному плану. |
- Перед вами образец выполнения
работы, дайте анализ образца по предложенному
плану. (Слайд 7) План анализа образца. Из какой ткани выполнен образец?
Какие ошибки были допущены при ответе? |
Образец выполнен из
хлопчатобумажной ткани белого цвета и ткани с
печатным рисунком. Состоит из кокетки и основной
детали. Детали трапециевидной формы Срезы деталей: нижний срез, боковые срезы, плечевые срезы, срез горловины срезы пройм. Обрабатывая накладную кокетку, применяют накладной шов. Учащиеся анализируют ответ. |
IV. Выполнение практической работы
1. Перед началом практической
работы я напомню, как осуществляется проверка
качества выполнения работы: Работа будет выполнена на “отлично”, если:
Выполнив практическое задание, вы сможете самостоятельно дать оценку своей работе. |
|
2. Повторение правил техники
безопасности. Какие правила техники безопасности вы должны помнить, выполняя практическую работу? |
Игла – острый предмет, поэтому
хранить её нужно в игольнице, нельзя вкалывать в
одежду, брать в рот. Сломанную иглу нужно сдать
учителю. Ножницы нужно хранить в определённом месте. Нельзя оставлять их на рабочем столе открытыми. Передавать нужно кольцами вперёд. Перед началом работы на швейной машине нужно проверить состояние иглы, убрать посторонние предметы, не наклоняться близко к движущимся частям. |
1. Выполнение практической
работы. - Приступая к выполнению практической работы, не забывайте:
Бережно относиться к оборудованию и материалам. Выполняя практическую работу, вы можете проявить фантазию и применить один из видов отделки. Толя, Слава и Аня будут выполнять обработку накладной кокетки с овальным срезом. Саша, Галя и Олеся - с прямым срезом. |
Учащиеся готовятся к выполнению практической работы. |
Скажите, с чего вы будете начинать работу? | Работу начнём с обработки нижнего среза кокетки и верхнего среза основной детали зигзагообразной строчкой или на швейной машине “Оверлог”. |
3. Самостоятельная практическая работа учащихся. Ориентация на образец готового изделия и операционно-технологическую карту. | Учащиеся выполняют практическую работу, ориентируясь на образец и операционно-технологическую карту, контролируют выполнение операций. Аня выполняет работу, применяя отделку. |
- Периодическое проговаривание учащимися названия выполняемой операции. | Обработать срезы. Подогнуть нижний срез. Наметать, настрочить. Удалить смётку, приутюжить. |
Текущий инструктаж – целевые обходы:
1 обход – проверить организацию рабочего места, соблюдение техники безопасности,
2 обход – проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологическую последовательность операций,
1-3 обход – оказать помощь отстающим.
Оценка работ учащихся. | Учащиеся оценивают свою работу, сравнивают её с образцом, выбирают самую аккуратную работу. |
VI. Итог урока
Чем занимались на уроке? | Мы повторили тему “Виды кокеток, их моделирование” и выполняли практическую работу. |
- Какую практическую работу вы
выполняли сегодня? - В какой последовательности выполняли работу? |
Сегодня мы научились обрабатывать накладную кокетку. Учащиеся рассказывают технологическую последовательность выполнения работы. |
- Какие швы применяли при пошиве? | При пошиве применяли накладной шов. |
- Подведение итогов выполнения
работы. - Анализ работ учащихся, оценивание в коллективной беседе с учётом аккуратности, самостоятельности, умения объяснить свою деятельность. |
Учащиеся оценивают работу, сравнивают её с образцом. |
- Какие трудности испытывали при выполнении практической работы? | Произошла поломка иглы, пришлось поменять иглу и сдать сломанную иглу учителю. |
Мотивированные оценки за работу на уроке. Нацеливание на следующий урок. Уборка рабочих мест.
Список используемой литературы:
- Зимина Н.И., Хайми И.И. Одежда новая и обновлённая. – Петрозаводск Карелия, 1993 г.,
- Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. – М.: “Просвещение”, 2005 г.;
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, – М.: “Просвещение”, 2005 г.