Урок по теме "Обработка накладных кокеток с прямым и овальным срезами". 8-й класс

Разделы: Технология

Класс: 8


Вид урока: профессионально-трудовое обучение, профиль – швейное дело.

Тип урока: комбинированный – два урока, продолжительностью 45 мин.: теоретическая и практическая части.

Форма проведения: традиционный урок.

Методическое оснащение урока:

  • образец обработанной детали накладной кокетки;
  • образцы кокеток: овальных, фигурных, прямых;
  • операционно-технологическая карта.

Материал для контроля знаний: карточки-задания.

Материально-техническая база: швейные машины, ножницы, иглы, нитки, детали кроя, сантиметровая лента, презентация.

Методы обучения:

  • беседа по пройденному материалу;
  • выполнение практической работы;
  • индивидуальные задания.

Межпредметные связи: русский язык, математика география.

Речевой материал: накладная кокетка, моделирование кокетки.

Цель урока: научить приёмам обработки накладных кокеток с прямым и овальным срезами.

Задачи.

1. Образовательные:

- повторить теоретические сведения о кокетках;

- учить составлять технологическую последовательность обработки накладных кокеток, ориентируясь на образец и операционно-технологическую карту;

2. Коррекционно-развивающие:

- продолжить работу по формированию умений анализировать образец по предложенному плану;

- повышать самостоятельность при ориентировке в задании на основе операционно-технологической карты, планировании и выполнении работы, оценке её качества;

- развивать диалогическую речь, обогащать словарный запас специальной терминологией.

3. Воспитательные:

- побуждать умение анализировать свои действия, действовать целенаправленно, в соответствии с поставленной задачей;

- продолжать работу по формированию умений бережного отношения к оборудованию, материалам;

- способствовать развитию аккуратности.

Ход урока

I. Организационный момент:

  • контроль посещаемости;
  • проверка рабочей одежды и готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Фронтальный опрос.

Наш урок мы начнём с повторения пройденного материала. Скажите, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке? Мы изучали тему “Моделирование кокеток”.
Скажите, что означает слово моделирование? Моделирование - это изменение выкройки основы изделия путём нанесения линий фасона.
Скажите, что означает слово кокетка? Кокетка это верхняя отрезная часть детали изделия.
На каких деталях платья могут быть расположены кокетки? Почему чертёж основы цельнокроеного платья вы выполняли в масштабе 1:4? Кокетки могут быть расположены на спинке, полочках. Чтобы уменьшить чертёж мы пользуемся масштабом.
Какими бывают кокетки по форме нижнего среза? По форме нижнего среза кокетки бывают прямыми, овальными, фигурными.
Какие виды отделки применяют при обработке кокеток? Виды отделки: кружево, оборка, кант.
Как можно выполнить моделирование кокеток в плечевых изделиях? 1. Нанести линию фасона на выкройку основы изделия.

2. Выполнить моделирование .

3. Вырезать полученную выкройку.

2. Индивидуальные задания: выполнить моделирование кокеток. Учащиеся работают в парах, выполняют моделирование кокеток по предложенным карточкам, оценивают работу друг друга.
3. Словарная работа.

Ещё раз повторим, с какими новыми словами вы познакомились?

Мы познакомились со словами: кокетка, моделирование кокетки.
Повторите правописание слов, открыв словарь в конце тетради, составьте предложение с одним из этих слов. Кокетка украшает изделие. Мы научились выполнять моделирование кокетки.
Подведение итогов опроса, оценка ответов учащихся.  

III. Ознакомление с новым материалом.

1. Сообщение цели урока, мотивация на урок.

- Сегодня вы познакомитесь с технологической последовательностью обработки накладных кокеток с прямым и овальным срезами и будите выполнять практическую работу. В целях экономии материала детали выкройки будут выполнены в масштабе 1:2, в дальнейшем ваши работы будут использованы в качестве образцов для показа на уроках, а вы сможете применять полученные навыки обработки кокетки при пошиве других изделий. Я прошу вас постараться и выполнить работу аккуратно.

2. Тема урока: “Обработка накладных кокеток с прямым и овальным срезами”. (Слайд 1). Запишите тему урока в тетрадь.

Учащиеся записывают в тетрадь число и тему урока.
3. Знакомство с технологической последовательностью обработки накладных кокеток.

- Обработать нижний срез кокетки и верхний срез основной детали.

- Наметить линию притачивания кокетки. (Слайд 2).

- Подогнуть нижний срез кокетки на изнаночную сторону, заметать. (Слайд 3)

- Наложить деталь кокетки на основную деталь, наметать, настрочить. (Слайд 4)

- Удалить нитки строчек временного назначения, приутюжить. (Cлайд 5)

Образец выполненной работы. (Слайд 6)

Учащиеся записывают технологическую последовательность обработки кокетки в тетрадь, пользуясь учебником или операционно-технологической картой.
4. А сейчас я предлагаю вам составить самостоятельно технологическую последовательность обработки накладной кокетки и проверить правильность выполнения задания друг у друга. Олеся составит технологическую последовательность выполнения работы у доски.

Вы хорошо усвоили технологическую последовательность выполнения работы и очень важно соблюдать её, выполняя практическое задание.

А сейчас давайте выполним несколько физических упражнений.

Учащиеся составляют технологическую последовательность обработки кокетки, используя карточки-задания, исправляют ошибки, оценивают работу друг друга, работая в парах. Один ученик работает у доски.

Динамическая пауза

5. Анализ образца.

Сейчас вы будете выполнять практическую работу, ориентируясь на образец и операционно-технологическую карту, постарайтесь выполнить работу аккуратно, соблюдая технологическую последовательность.

Учащиеся дают анализ образца по предложенному плану.
- Перед вами образец выполнения работы, дайте анализ образца по предложенному плану.

(Слайд 7)

План анализа образца.

Из какой ткани выполнен образец?

  • Из каких деталей состоит?
  • Форма деталей.
  • Названия контурных срезов.
  • Какой шов применяют при обработке накладной кокетки?

Какие ошибки были допущены при ответе?

Образец выполнен из хлопчатобумажной ткани белого цвета и ткани с печатным рисунком. Состоит из кокетки и основной детали.

Детали трапециевидной формы

Срезы деталей: нижний срез, боковые срезы, плечевые срезы, срез горловины срезы пройм.

Обрабатывая накладную кокетку, применяют накладной шов. Учащиеся анализируют ответ.

IV. Выполнение практической работы

1. Перед началом практической работы я напомню, как осуществляется проверка качества выполнения работы:

Работа будет выполнена на “отлично”, если:

  • машинная строчка настрачивания кокетки ровная, проложена на расстоянии 2-10 мм от нижнего края кокетки;
  • закрепка выполнена в начале и в конце строчки;
  • влажно-тепловая обработка выполнена качественно. (Слайд 8)

Выполнив практическое задание, вы сможете самостоятельно дать оценку своей работе.

 
2. Повторение правил техники безопасности.

Какие правила техники безопасности вы должны помнить, выполняя практическую работу?

Игла – острый предмет, поэтому хранить её нужно в игольнице, нельзя вкалывать в одежду, брать в рот. Сломанную иглу нужно сдать учителю.

Ножницы нужно хранить в определённом месте. Нельзя оставлять их на рабочем столе открытыми. Передавать нужно кольцами вперёд.

Перед началом работы на швейной машине нужно проверить состояние иглы, убрать посторонние предметы, не наклоняться близко к движущимся частям.

1. Выполнение практической работы.

- Приступая к выполнению практической работы, не забывайте:

  • выполнять правила техники безопасности,
  • соблюдать порядок на рабочем месте,
  • выполнять работу аккуратно.

Бережно относиться к оборудованию и материалам.

Выполняя практическую работу, вы можете проявить фантазию и применить один из видов отделки.

Толя, Слава и Аня будут выполнять обработку накладной кокетки с овальным срезом. Саша, Галя и Олеся - с прямым срезом.

Учащиеся готовятся к выполнению практической работы.
Скажите, с чего вы будете начинать работу? Работу начнём с обработки нижнего среза кокетки и верхнего среза основной детали зигзагообразной строчкой или на швейной машине “Оверлог”.
3. Самостоятельная практическая работа учащихся. Ориентация на образец готового изделия и операционно-технологическую карту. Учащиеся выполняют практическую работу, ориентируясь на образец и операционно-технологическую карту, контролируют выполнение операций. Аня выполняет работу, применяя отделку.
- Периодическое проговаривание учащимися названия выполняемой операции. Обработать срезы.

Подогнуть нижний срез.

Наметать, настрочить. Удалить смётку, приутюжить.

Текущий инструктаж – целевые обходы:

1 обход – проверить организацию рабочего места, соблюдение техники безопасности,

2 обход – проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологическую последовательность операций,

1-3 обход – оказать помощь отстающим.

Оценка работ учащихся. Учащиеся оценивают свою работу, сравнивают её с образцом, выбирают самую аккуратную работу.

VI. Итог урока

Чем занимались на уроке? Мы повторили тему “Виды кокеток, их моделирование” и выполняли практическую работу.
- Какую практическую работу вы выполняли сегодня?

- В какой последовательности выполняли работу?

Сегодня мы научились обрабатывать накладную кокетку. Учащиеся рассказывают технологическую последовательность выполнения работы.
- Какие швы применяли при пошиве? При пошиве применяли накладной шов.
- Подведение итогов выполнения работы.

- Анализ работ учащихся, оценивание в коллективной беседе с учётом аккуратности, самостоятельности, умения объяснить свою деятельность.

Учащиеся оценивают работу, сравнивают её с образцом.
- Какие трудности испытывали при выполнении практической работы? Произошла поломка иглы, пришлось поменять иглу и сдать сломанную иглу учителю.

Мотивированные оценки за работу на уроке. Нацеливание на следующий урок. Уборка рабочих мест.

Список используемой литературы:

  1. Зимина Н.И., Хайми И.И. Одежда новая и обновлённая. – Петрозаводск Карелия, 1993 г.,
  2. Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г. Швейное дело. – М.: “Просвещение”, 2005 г.;
  3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, – М.: “Просвещение”, 2005 г.