Тип урока: комбинированный.
Цели урока.
Образовательная – познакомить обучающихся с разветвленной электрической цепью, последовательным и параллельным соединением, разновидностью проводов, шнуров и их применением.
Развивающая – работать над формированием умений различать способы соединения потребителей электрической энергии, виды проводов, развивать логическое и техническое мышление, прививать навыки правильно и безопасно пользоваться инструментом.
Воспитательная – способствовать формированию аккуратности, элементам хозяйственности, внимательности при электромонтажных работах.
Практическая – познакомить обучающихся с особенностями сборки разветвленной электрической цепи.
Основные методы: словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, самостоятельная работа, практическая работа, моделирование, наблюдение, стимулирование.
Оборудование и материалы: компьютер с проектором, презентация по теме урока, видеофрагмент, плавкие предохранители, штепсельная розетка, лампы накаливания, выключатель, соединительные провода, набор электромонтажных инструментов, учебники, инструкция по технике безопасности.
№ п/п | Этапы работы | Содержание этапа |
1. | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: - создать положительный эмоциональный настрой; - мотивировать обучающихся на работу; - напомнить о важности выполнения работы аккуратно. Методы: словесный, объяснительно-иллюстративные. |
Учитель: Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Нам сегодня на уроке, помимо учебных принадлежностей, потребуется ваше внимание, старание и желание трудиться. Сядьте за парты правильно, спину держим прямо. Расположите тетрадь так, чтобы руки при письме находились на столе, не свешивались. Улыбнитесь! У вас всё сегодня на уроке получится! Я в вас верю!!! |
2. А) |
Изучение нового материала Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Знать: основные источники электрического тока; Уметь: работать с дополнительными материалами; логически мыслить, отвечать устно. Цель, которую хочет достичь учитель: создать условия для актуализации жизненных наблюдений обучающихся и знаний по теме; организовать класс к выполнению поставленных перед ними целей на данный урок. Методы: демонстрационный, репродуктивный, беседа, самостоятельная работа. Критерии оценивания: полнота ответов на вопросы, умение сформулировать свою мысль, делать выводы. |
Учитель: Ребята, а
сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой
видеофрагмент. Презентация (“Виды электропроводок”. Просмотр 1-2 мин.) Что вы сейчас увидели, о чём этот видеофрагмент? По вашему мнению, с чем познакомимся, о чём будем говорить на сегодняшнем уроке? (Ответы детей). Правильно, мы познакомимся с особенностями квартирной электропроводки и выполним практическую работу. Так же рассмотрим основные понятия (на доске). Показ… Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: “Квартирная электропроводка” (Слайд 1). Дата на доске … Сегодня на уроке мы не только познакомимся с квартирной электропроводкой, но и соберём разветвлённую электрическую цепь. Кто назовет мне основные источники электрического тока, так хорошо известные современному человеку в жизни и используются им в быту? (Батарея, аккумулятор, генератор). (Слайд 2) |
Б) | Открытие новых знаний. Цель: обсудить проект решения учебной задачи и познакомить с технологией сборки разветвленной электрической цепи. Цели, которые учитель ставит перед учениками: рассмотреть основные понятия, правильно выполнять сборку разветвленной электрической цепи, учиться ориентироваться и использовать их в практике. Цель, которую учитель хочет достичь: Проверить знание основных видов проводов и шнуров, назначение предохранителей и автоматических выключателей, способы соединения потребителей электрической энергии; умение ориентироваться в вопросах темы. Уметь: различать провода по условным обозначениям.
Методы и приёмы: учебный диалог, моделирование схем, рассказ, беседа, демонстрация, работа с учебником, стимулирования.
Критерии оценивания: уметь работать с текстом, с информацией слайдов, с материалами схем, умение логически размышлять и делать выводы. |
Учитель: Сейчас обратите ваше внимание на материал текста учебника стр. 91. и рис. 27 на стр. 92. Материалы, применяемые в электротехнике, подразделяются на проводники и изоляторы. К проводникам относятся металлы (алюминий, медь, серебро), к изоляторам - слюда, пластмасса, фарфор, стекло и др. Чем отличаются проводники от изоляторов? Провода бывают голые и покрытые изоляцией. Голые провода применяются при передаче электроэнергии от электростанции в места ее потребления. Передача осуществляется воздушными линиями при высоком напряжении. Для электроустановок применяют круглые и плоские провода, а для присоединения электроприборов и светильников – шнуры (слайд 3). Какие бывают провода? Для чего нужны шнуры? Провода по назначению разделяют на установочные, монтажные и обмоточные. (Слайд 4) Установочные провода применяют для монтажа открытых и скрытых электропроводок. Эти провода бывают с резиновой или полиэтиленовой изоляцией. Монтажные провода применяют для внутреннего монтажа электрических приборов и аппаратов. Жилы монтажных проводов изготавливаются из мягкой медной проволоки. Обмоточные провода в основном применяют для изготовления обмоток электрических машин, приборов, трансформаторов В современных квартирах в основном применяется скрытая электропроводка, для которой чаще всего используют плоский провод с двумя токоведущими жилами в полихлорвиниловой изоляции. Провода и шнуры имеют самое разное назначение и устройство, поэтому каждый из них имеет свое обозначение (марку). Марку провода или шнура условно обозначают в виде сочетания букв, которые указывают на его основное назначение и конструктивное выполнение, материал жилы и изоляции (слайды 5-6). Существует два способа соединения потребителей электрической энергии: последовательное и параллельное (слайды 7-8). В быту в основном применяется параллельное соединение потребителей электроэнергии. Такое соединение предложил русский физик Василий Владимирович Петров. При таком соединении все лампы горят независимо друг от друга, а перегорание одной из ни не влияет на другие. Простейшая электрическая цепь включает в себя последовательно соединенные между собой источник тока, потребитель, ключ и провода. Особенностью последовательного соединения лампочек является то, что при перегорании одной лампы разрывается вся цепь и другие лампочки не горят. Особое внимание нужно уделить устройству и назначению предохранителей. Среди разнообразия средств защиты выделяют два типа предохранителей: плавкие предохранители и автоматические выключатели (слайд 9). Сейчас обратите ваше внимание на материал текста учебника стр. 95. В плавких предохранителях имеющаяся в них проволочка при увеличении тока выше нормы расплавляется. Автоматический выключатель позволяет автоматически отключать цепь тока при перегрузках, замыканиях и других нарушениях. Из какого материала изготавливают проволочку в плавких предохранителях? В каких случаях отключается автоматический выключатель? |
3. | Закрепление учебного
материала. Цель: проверить теоретические знания обучающихся. Методы: индивидуальный опрос, беседа, работа с учебником. |
Учитель: Где применяются голые провода? Назовите способы соединения потребителей электрической энергии? В чём отличие последовательного соединения от параллельного? Какие материалы относятся к проводникам, а какие к изоляторам? (Ответы детей) |
4. | Физкультминутка. | Ребята, давайте с вами прервёмся
и перед началом практической работы выполним физкультминутку
для улучшения мозгового кровообращения: 1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. |
5. | Практическая работа. Цель: проверить теоретические знания обучающихся на практике, учиться собирать разветвленную электрическую цепь. Цели, которые учитель ставит перед учениками: познакомиться и научиться собирать разветвлённую электрическую цепь по схеме. Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для сборки разветвленной электрической цепи и соблюдения правил безопасной работы. Задачи: - развивать умения и навыки последовательной сборки разветвленной электрической цепи; - работать над формированием давать адекватную самооценку своим действиям; - учить работать в парах. Методы: репродуктивные, наблюдение, демонстрация, самостоятельная работа и работа в парах. |
А) Учитель: Перед началом
работы нам необходимо рассмотреть основные правила
техники безопасности при электромонтажных
работах (Приложение 1. слайд 10). Б) Учитель: Теперь приступим к выполнению практической части нашего урока – сборке разветвленной электрической цепи (схема на доске). Показ … Сейчас я объясню вам последовательность сборки цепи, а затем вы приступите к самостоятельной работе.
Учитель: И так инструменты и приборы готовы – приступаем к работе (у каждого на столах…). В помощь последовательный план выполнения практической работы стр. 95–96 в учебнике. |
6. | Итог урока Цель учителя: проверить степень усвоения знаний у учащихся; правильность сборки разветвленной электрической цепи. Методы: демонстрация, беседа, стимулирования. |
Учитель: Проверка
выполнения практической работы. Демонстрация работы собранной цепи, самооценка и оценка работ учащихся. Разбор допущенных ошибок. |
7. | Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и деятельности класса. Метод: самооценка. |
Приём “Лестницы успеха”: ученик помещает своего человечка (т.е. себя) на соответствующей ступеньке (нуждаюсь в помощи; нужно ещё повторить; в основном уверен; уверен в своих знаниях). |
8. | Домашние задание Цель: сообщить о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность его выполнения. Цель, которую хочет достичь учитель: совершенствовать свои знания в электротехнических работах. |
§ 18, выучить определения. Подготовить сообщения о назначении бытовых электрических приборов и светильников (по желанию) (слайд 11). |