Урок технологии по теме "Квартирная электропроводка"

Разделы: Технология


Тип урока: комбинированный.

Цели урока.

Образовательная – познакомить обучающихся с разветвленной электрической цепью, последовательным и параллельным соединением, разновидностью проводов, шнуров и их применением.

Развивающая – работать над формированием умений различать способы соединения потребителей электрической энергии, виды проводов, развивать логическое и техническое мышление, прививать навыки правильно и безопасно пользоваться инструментом.

Воспитательная – способствовать формированию аккуратности, элементам хозяйственности, внимательности при электромонтажных работах.

Практическая – познакомить обучающихся с особенностями сборки разветвленной электрической цепи.

Основные методы: словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, самостоятельная работа, практическая работа, моделирование, наблюдение, стимулирование.

Оборудование и материалы: компьютер с проектором, презентация по теме урока, видеофрагмент, плавкие предохранители, штепсельная розетка, лампы накаливания, выключатель, соединительные провода, набор электромонтажных инструментов, учебники, инструкция по технике безопасности.

№ п/п Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- мотивировать обучающихся на работу;

- напомнить о важности выполнения работы аккуратно.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративные.

Учитель:

Добрый день, ребята. Присаживайтесь.

Нам сегодня на уроке, помимо учебных принадлежностей, потребуется ваше внимание, старание и желание трудиться.

Сядьте за парты правильно, спину держим прямо.

Расположите тетрадь так, чтобы руки при письме находились на столе, не свешивались.

Улыбнитесь!

У вас всё сегодня на уроке получится!

Я в вас верю!!!

2.

А)

Изучение нового материала

Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:

Знать: основные источники электрического тока;

Уметь: работать с дополнительными материалами; логически мыслить, отвечать устно.

Цель, которую хочет достичь учитель:

создать условия для актуализации жизненных наблюдений обучающихся и знаний по теме; организовать класс к выполнению поставленных перед ними целей на данный урок.

Методы: демонстрационный, репродуктивный, беседа, самостоятельная работа.

Критерии оценивания: полнота ответов на вопросы, умение сформулировать свою мысль, делать выводы.

Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент. Презентация

(“Виды электропроводок”. Просмотр 1-2 мин.)

Что вы сейчас увидели, о чём этот видеофрагмент?

По вашему мнению, с чем познакомимся, о чём будем говорить на сегодняшнем уроке?

(Ответы детей).

Правильно, мы познакомимся с особенностями квартирной электропроводки и выполним практическую работу.

Так же рассмотрим основные понятия (на доске). Показ…

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: “Квартирная электропроводка”

(Слайд 1). Дата на доске …

Сегодня на уроке мы не только познакомимся с квартирной электропроводкой, но и соберём разветвлённую электрическую цепь.

Кто назовет мне основные источники электрического тока, так хорошо известные современному человеку в жизни и используются им в быту? (Батарея, аккумулятор, генератор). (Слайд 2)

Б) Открытие новых знаний.

Цель: обсудить проект решения учебной задачи и познакомить с технологией сборки разветвленной электрической цепи.

Цели, которые учитель ставит перед учениками: рассмотреть основные понятия, правильно выполнять сборку разветвленной электрической цепи, учиться ориентироваться и использовать их в практике.

Цель, которую учитель хочет достичь:

Проверить знание основных видов проводов и шнуров, назначение предохранителей и автоматических выключателей, способы соединения потребителей электрической энергии; умение ориентироваться в вопросах темы.

Уметь: различать провода по условным обозначениям.

 

Методы и приёмы: учебный диалог, моделирование схем, рассказ, беседа, демонстрация, работа с учебником, стимулирования.

 

Критерии оценивания: уметь работать с текстом, с информацией слайдов, с материалами схем, умение логически размышлять и делать выводы.

Учитель:

Сейчас обратите ваше внимание на материал текста учебника стр. 91. и рис. 27 на стр. 92.

Материалы, применяемые в электротехнике, подразделяются на проводники и изоляторы. К проводникам относятся металлы (алюминий, медь, серебро), к изоляторам - слюда, пластмасса, фарфор, стекло и др.

Чем отличаются проводники от изоляторов?

Провода бывают голые и покрытые изоляцией. Голые провода применяются при передаче электроэнергии от электростанции в места ее потребления. Передача осуществляется воздушными линиями при высоком напряжении. Для электроустановок применяют круглые и плоские провода, а для присоединения электроприборов и светильников – шнуры (слайд 3).

Какие бывают провода? Для чего нужны шнуры?

Провода по назначению разделяют на установочные, монтажные и обмоточные. (Слайд 4)

Установочные провода применяют для монтажа открытых и скрытых электропроводок. Эти провода бывают с резиновой или полиэтиленовой изоляцией. Монтажные провода применяют для внутреннего монтажа электрических приборов и аппаратов. Жилы монтажных проводов изготавливаются из мягкой медной проволоки. Обмоточные провода в основном применяют для изготовления обмоток электрических машин, приборов, трансформаторов

В современных квартирах в основном применяется скрытая электропроводка, для которой чаще всего используют плоский провод с двумя токоведущими жилами в полихлорвиниловой изоляции.

Провода и шнуры имеют самое разное назначение и устройство, поэтому каждый из них имеет свое обозначение (марку). Марку провода или шнура условно обозначают в виде сочетания букв, которые указывают на его основное назначение и конструктивное выполнение, материал жилы и изоляции (слайды 5-6).

Существует два способа соединения потребителей электрической энергии: последовательное и параллельное (слайды 7-8).

В быту в основном применяется параллельное соединение потребителей электроэнергии. Такое соединение предложил русский физик Василий Владимирович Петров. При таком соединении все лампы горят независимо друг от друга, а перегорание одной из ни не влияет на другие.

Простейшая электрическая цепь включает в себя последовательно соединенные между собой источник тока, потребитель, ключ и провода. Особенностью последовательного соединения лампочек является то, что при перегорании одной лампы разрывается вся цепь и другие лампочки не горят.

Особое внимание нужно уделить устройству и назначению предохранителей.

Среди разнообразия средств защиты выделяют два типа предохранителей: плавкие предохранители и автоматические выключатели (слайд 9).

Сейчас обратите ваше внимание на материал текста учебника стр. 95.

В плавких предохранителях имеющаяся в них проволочка при увеличении тока выше нормы расплавляется. Автоматический выключатель позволяет автоматически отключать цепь тока при перегрузках, замыканиях и других нарушениях.

Из какого материала изготавливают проволочку в плавких предохранителях? В каких случаях отключается автоматический выключатель?

3. Закрепление учебного материала.

Цель: проверить теоретические знания обучающихся.

Методы: индивидуальный опрос, беседа, работа с учебником.

Учитель:

Где применяются голые провода?

Назовите способы соединения потребителей электрической энергии?

В чём отличие последовательного соединения от параллельного?

Какие материалы относятся к проводникам, а какие к изоляторам?

(Ответы детей)

4. Физкультминутка. Ребята, давайте с вами прервёмся и перед началом практической работы выполним физкультминутку для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой.

Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

5. Практическая работа.

Цель: проверить теоретические знания обучающихся на практике, учиться собирать разветвленную электрическую цепь.

Цели, которые учитель ставит перед учениками: познакомиться и научиться собирать разветвлённую электрическую цепь по схеме.

Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для сборки разветвленной электрической цепи и соблюдения правил безопасной работы.

Задачи:

- развивать умения и навыки последовательной сборки разветвленной электрической цепи;

- работать над формированием давать адекватную самооценку своим действиям;

- учить работать в парах.

Методы: репродуктивные, наблюдение, демонстрация, самостоятельная работа и работа в парах.

А) Учитель: Перед началом работы нам необходимо рассмотреть основные правила техники безопасности при электромонтажных работах

(Приложение 1. слайд 10).

Б) Учитель: Теперь приступим к выполнению практической части нашего урока – сборке разветвленной электрической цепи (схема на доске). Показ …

Сейчас я объясню вам последовательность сборки цепи, а затем вы приступите к самостоятельной работе.

  1. Начертите схему цепи, состоящей из двух предохранителей, выключателя, розетки, двух ламп.
  2. После проверки схемы учителем выдается комплект арматуры для электромонтажных работ.
  3. Предварительно разместите изделие на панели, согласно схеме и закрепите изделие.
  4. Зажимы соедините проводами с контактами изделий сверху панели.
  5. Произведите монтаж электрических цепей.
  6. После проверки схемы учителем произведите подключение цепи к источнику тока.
  7. Разберите цепь и упакуйте комплект арматуры.

Учитель: И так инструменты и приборы готовы – приступаем к работе (у каждого на столах…).

В помощь последовательный план выполнения практической работы стр. 95–96 в учебнике.

6. Итог урока

Цель учителя: проверить степень усвоения знаний у учащихся; правильность сборки разветвленной электрической цепи.

Методы: демонстрация, беседа, стимулирования.

Учитель: Проверка выполнения практической работы.

Демонстрация работы собранной цепи, самооценка и оценка работ учащихся.

Разбор допущенных ошибок.

7. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и деятельности класса.

Метод: самооценка.

Приём “Лестницы успеха”: ученик помещает своего человечка (т.е. себя) на соответствующей ступеньке (нуждаюсь в помощи; нужно ещё повторить; в основном уверен; уверен в своих знаниях).
8. Домашние задание

Цель: сообщить о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность его выполнения.

Цель, которую хочет достичь учитель: совершенствовать свои знания в электротехнических работах.

§ 18, выучить определения. Подготовить сообщения о назначении бытовых электрических приборов и светильников (по желанию) (слайд 11).