Цель занятия: изучение основных типов бытового мусора.
Задачи: создать условия для:
- самостоятельного выполнения проектного задания по изучению основных типов бытового мусора;
- применения полученных знаний;
- формирования коммуникативных навыков;
- развития познавательного интереса;
- повышения экологической культуры учащихся.
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации (Приложение 1); ватман, маркеры, магниты.
План занятия
1. Организационный момент 5 мин.
Ежегодно у нас в стране проводится Всероссийская акция «Дни защиты от экологической опасности». Что такое мусор? (беседа с учащимися).
Что необходимо знать о мусоре (твердых бытовых отходах)? Целеполагание с учащимися.
Следует знать:
- типы твердых бытовых отходов;
- вред природе и человеку;
- способ утилизации;
- вторичное использование.
2. Демонстрация презентации 5 мин.
Твердые бытовые отходы состоят из различных компонентов, которые не должны смешиваться между собой, а утилизироваться отдельно друг от друга наиболее экономичным и экологически приемлемым способом.
3. Проектная деятельность по изучению основных типов бытового мусора 45 мин.
1 этап. Запуск проекта. Учащиеся формируют группы по 3-4 человека, настраиваются на работу.
2 этап. Планирование работы. Выбор проектного задания.
Проектное задание 1
Изучите материал о макулатуре. Выполните задание: оформите плакат для жителей с. Частые о вреде сжигания бумаги и призывающий собирать макулатуру для вторичного использования
Макулатура
Материал: бумага, иногда пропитанная воском и покрытая различными красками.
Ущерб природе: Собственно бумага ущерба не наносит. Целлюлоза, входящая в состав бумаги, - естественный природный материал. Однако краска, которой покрыта бумага, может выделять ядовитые вещества.
Вред человеку: краска может выделять при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: используется в пищу некоторыми микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела различных организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 2-3 года.
Способ вторичного использования (в больших масштабах): переработка на обёрточную бумагу.
Способ вторичного использования (в малых масштабах): компостирование.
Продукты, образующие при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола.
Категорически запрещено сжигать бумагу в присутствии пищевых продуктов, так как могут образоваться диоксины.
Проектное задание 2
Изучите материал о пищевых отходах. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о способах обезвреживания пищевых отходов.
Пищевые отходы
Ущерб природе: практически не наносят. Используются для питания различными организмами.
Вред человеку: гниющие пищевые отходы – рассадник микробов. При гниении выделяют дурно пахнущие и ядовитые в больших концентрациях вещества.
Пути разложения: используются в пищу разными микроорганизмами.
Конечный продукт разложения: тела организмов, углекислый газ и вода.
Время разложения: 1-2 недели.
Способ вторичного использования (в любых масштабах): компостирование.
Наименее опасный способ обезвреживания (в малых масштабах): компостирование.
Продукты, образующие при обезвреживании: перегной.
Категорически запрещено бросать в огонь, так как могут образоваться диоксины.
Проектное задание 3
Изучите материал о тканях. Выполните задание: оформите плакат для жителей с. Частые, призывающий найти новое применение ненужным вещам.
Изделия из тканей
Ткани бывают синтетические (при нагревании плавятся) и натуральные (при нагревании обугливаются). Всё, написанное ниже относится к натуральным тканям.
Ущерб природе: не наносят. Целлюлоза, входящая в состав бумаги, – естественный природный материал.
Пути разложения: используются в пищу некоторыми организмами.
Конечный продукт разложения: перегной, тела организмов, углекислый газ, вода.
Время разложения: 2-3 года.
Способ вторичного использования (в больших масштабах): переработка на обёрточную бумагу.
Способ вторичного использования (в малых масштабах): компостирование.
Наименее опасный способ обезвреживания (в малых масштабах): сжигание в условиях, обеспечивающих полноту сгорания.
Продукты, образующие при обезвреживании: углекислый газ, вода, зола
Проектное задание 4
Изучите материал о пластмассах. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о вреде сжигания изделий из пластмасс.
Изделия из пластмасс неизвестного состава
Ущерб природе: препятствуют газообмену в почвах и водоёмах. Могут быть проглочены животными, что приводит к гибели. Могут выделять токсичные для многих организмов вещества.
Ущерб человеку: могут выделять при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: очень медленно окисляются кислородом. Очень медленно разрушаются под действием солнечных лучей.
Время разложения: зависит от пластмассы обычно – около 100 лет, может быть больше.
Способы вторичного использования: зависит от пластмассы (как правило -переплавка). Для многих пластмасс способов вторичного использования не существует (из-за трудностей определения конкретной пластмассы).
Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, азот, аммиак, хлороводород, серная кислота, ядовитые хлорорганические соединения.
Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться огромные количества диоксинов.
Проектное задание 5
Изучите материал об упаковочном материале. Выполните задание: оформите плакат для жителей с. Частые, призывающий не разбрасывать упаковочный материал.
Упаковка для пищевых продуктов
Материал: бумага и различные виды пластмасс, в том числе хлорсодержащие. Иногда - алюминиевая фольга.
Ущерб природе: могут быть проглочены крупными животными, что вызывает гибель последних.
Пути разложения: медленно окисляется кислородом воздуха. Очень медленно разрушается под действием солнечных лучей. Иногда используется в пищу некоторыми микроорганизмами.
Время разложения: зависит от изделия. Обычно – десятки лет, может быть больше.
Способ вторичного использования (в больших масштабах): как правило -не существует (из-за трудностей разделения на компоненты)
Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): захоронение.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: зависят от пластмассы. Обычно углекислый газ, вода, хлороводород, ядовитые хлорорганические вещества.
Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом могут образоваться диоксины.
Проектное задание 6
Изучите материал о консервных банках. Выполните задание: составьте памятку для жителей с.Частые о правильном обезвреживании консервных банок.
Консервные банки
Материал: оцинкованное или покрытое оловом железо.
Ущерб природе: соединения цинка, олова и железа ядовиты для многих организмов. Острые края банок травмируют животных.
Вред человеку: выделяют при разложении ядовитые вещества.
Пути разложения: очень медленно окисляются кислородом. Очень медленно разрушаются под действием солнечных лучей.
Конечный продукт разложения: углекислый газ, вода и хлороводород.
Время разложения: на земле и в пресной воде – несколько сотен лет, в солёной воде - несколько десятков лет.
Способы вторичного использования (в больших количествах): не существует (из-за технологических трудностей).
Наименее опасный способ обезвреживания (в любых масштабах): вывоз на свалку.
Продукты, образующиеся при обезвреживании: углекислый газ, вода, хлороводород, ядовитые хлорорганические соединения.
Категорически запрещено сжигать указанные материалы, так как при этом образуются огромные количества диоксинов.
3 этап. Знакомство с источником информации.
4 этап. Структурирование информации. Учащиеся анализируют полученную информацию, предлагают варианты выполнения задания.
5 этап. Оформление результатов работы (памятки, плакаты).
6 этап. Подготовка презентации.
7 этап. Презентация проектного задания. Выступление участников групп.
Домашнее задание 2 мин.: размножить памятки и плакаты и распространить для жителей села.
Рефлексия 3 мин.:
Карточка рефлексивного анализа
Класс:
Фамилия, имя:
Оцените свою работу на занятии:
Оцените работу в группе:
1. Что вам особенно понравилось на занятии?
_________________________________________________________
2. В чем польза этого занятия для вас?
_________________________________________________________
3. С какими трудностями вы столкнулись на занятии?
Литература:
- Жилин Д.М. Современные проблемы утилизации мусора. – //Химия в школе.- 1998. – с. 4–11
- Никольский К.С. Проблема утилизации твердых отходов. – // Химия в школе.- 1999. – с. 10-11
- Русских Г.А. Технология проектов обучения. – // Биология в школе. – 2003.- №3 – с. 21 – 31.
- Сиденко А.С. Метод проектов. История и практика применения. – // Завуч. – 2003. - №6 – с. 96 – 111.
- Хефлинг Г. Тревога в 2000 году. М.: Мысль, 1990