Современный этап развития образования связан с широким использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. Использование ИКТ в обучении способствует активизации образовательного процесса, развитию познавательного интереса и, как следствие, повышению качества знаний, что приводит к достижению учащимися максимальных результатов в различных областях.
На вопрос: «А ты уже был в Интернетe?» – сегодня большинство детей не задумываясь отвечают «да».
В сети путешествуют даже семилетние. Но дети должны научиться правильно обращаться с Интернетом. Для приобщения к информационной среде им необходима поддержка родителей и педагогов. Очень важно, чтобы родители были рядом со своим ребенком во время его первых путешествий по Всемирной сети и проявляли постоянный интерес к тому, чем там занимается их чадо.
Все мы знаем, как важно, чтобы взрослые и дети имели общие интересы и умели бы не просто проводить время вместе, а извлекать из этого максимальную пользу. На мой взгляд, мой буклет несет в себе миссию сплочения семьи.
Да, сегодня восстанавливаются приоритеты семейного воспитания. Хотя на нашей памяти еще – то время, когда “пальма первенства” отдавалась общественному воспитанию, потом были годы “смены ценностных ориентиров”, родители “увлеклись” зарабатыванием средств. Все еще и усугубилось, когда дома появились компьютеры. “Сын играет? Ну и отлично! Не слоняется же по дворам!” – так думали очень многие родители. Именно поэтому они и не насторожились, когда в доме появился интернет. А здесь-то все намного сложнее. Дети получили доступ не только к играм, но и к неограниченному объему информации. Причем, самой разной. А что же родители? Как правило, у них отсутствует опыт использования сети Интернет для решения образовательных задач. У большинства родителей нет представлений и о возможных методических приемах проектирования и организации деятельности ребенка в сети Интернет с целью расширения его кругозора, повышения уровня культуры, мотивации к получению нового знания и навыков самообразования. Мне хотелось через мой буклет научить родителей, как использовать потенциал сети, как организовать совместную деятельность в семейном кругу, чтобы родители и дети стали ближе друг другу, чтобы им вместе было интересно и, что не менее важно, полезно.
Совместная деятельность родителей с детьми, в большей степени, должна быть направлена на мотивацию к познанию нового и расширению кругозора. В этом плане потенциальные возможности сети интернет переоценить сложно. Интернет – это неисчерпаемая кладезь идей.
Разработка буклета для семейного творчества задача интересная. Материал я старалась организовать так, чтобы он был бы доступен обычному родителю, который, в отличие от учителя, не является специалистом в той или иной области, но умеет пользоваться компьютером. Если родители инициируют познавательную деятельность ребенка и выстраивают с ним партнерские отношения – это здорово. Мой буклет – это оформленный раздаточный материал, содержащий памятку для родителей, ссылки на полезные интернет-ресурсы/программы, способные привлечь родителей к совместной работе с детьми, а также самих детей нацелить на обучение, развитие интереса к образовательным сетевым ресурсам и ресурсам культурно-просветительской направленности.
- Образовательный портал InternetUrok.ru (http://interneturok.ru/ru) — это коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы — постоянно пополняемая, созданная при участии лучших учителей Санкт-Петербурга и Москвы, в открытом доступе и без рекламы. На портале InternetUrok.ru можно подготовиться к сдаче ЕГЭ и ГИА.
- Дистанционный репетитор DisTTutor (http://dist-tutor.info/) – первый в России и странах ближнего зарубежья проект, созданный для онлайн обучения детей по всем предметам.
- Сайт Всем, кто учится (http://www.alleng.ru/) богат: 1) экзаменационными билетами (вопросами) и ответами к ним практически по всем предметам школьной программы и материалы для подготовки к ЕГЭ; 2) учебными материалами (книгами, учебниками, пособиями, справочниками и т.п.) размещенные на самом сайте. Сейчас больше всего книг по английскому – 64, физика – 45, математика – 26, химия – 14, русский язык – 9 и др.; 3) тематическими ссылками на различные учебные сайты по всем предметам школьной программы. Многие очень полезные сайты мало заметны в Интернете из-за пресловутого индекса цитируемости, которым пользуются поисковые машины. Обычно нужно просматривать каталоги или хорошие подборки ссылок и уже там пытаться отобрать что-то интересное.
- На http://free-math.ru/ сайте есть материалы из школьного курса математики, исторический материал, математически е игры, фокусы и много интересного.
- Узнать истинный уровень знаний в любом классе можно с помощью онлайн-тестов http://math-test.ru/. Все тренировочные онлайн тесты на сайте бесплатны и не требуют регистрации. А если зарегистрироваться, то появляется возможность просмотреть все свои результаты предыдущих тестов, анализировать их и дальше не повторить прошлые ошибки. На сайте можно потренироваться в решении задач по разным разделам школьной математике, тесты ГИА и тесты ЕГЭ. Многие тесты составлены на основе электронных книг. Есть и авторские разработки. В разделе "Олимпиадные задачи" собраны интересные, сложные, увлекательные и занимательные задачи. Многие из них, когда то были заданы на какой-нибудь олимпиаде по математике.
- Также для прохождения тестирования можно воспользоваться следующими сайтами: http://www.metaschool.ru/test.php, http://onlinetestpad.com/ru-ru/Default.aspx.
- Портал для подготовки к ГИА и ЕГЭ (http://reshuege.ru/). На этом сайте вы найдёте материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Это и видеоразборы заданий, видеоуроки, и пробные варианты, и различные тесты с ответами по всем предметам. Актуальная информация по нововведениям в ЕГЭ и ГИА. http://www.ctege.info/
- Сайт психолога http://detok.org/ege-gia/. Здесь можно изучить рекомендации по подготовке к ГИА, ЕГЭ.
Также можно создать раздаточный материал по другому предмету. Или на какую-то одну тему, например: «Помощь в экстремальных ситуациях», «Как научиться рисовать», «Как писать сочинения» и т.д. Такие буклеты нужны родителям-партнерам, заинтересованным в образовательных результатах своих детей.
Главным принципом при создании раздаточного материала должно быть “Не навреди!”. Неправильно прокомментированное правило, поставленное произношение, искаженный научный факт и т.п. могут оказаться “медвежьей услугой”.
Будущее нашей страны – в руках российского учительства. Такая просветительская деятельность нужна, пока не сформируется поколение родителей, осознающих потенциал сети, имеющих собственный опыт сетевого образования, умеющие передавать этот опыт свои детям.
Буклет с перечислением интернет-ресурсов по математике (Приложение 1).