Основные сведения о тканях. Производство ткани растительного происхождения. Строение ткани

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: Ознакомить учащихся с сырьем тканей и нитей. Заострить внимание на тканях растительного происхождения. Научить определять направление нитей основы и утка, лицевые и изнаночные стороны в ткани. Познакомиться с полотняным переплетением.

Оборудование: Лупы, образцы тканей, цветная бумага, карточки задания, ножницы.

Наглядные пособия: Коллекция «хлопок», «лен»; образцы тканей – суровых, отбеленных. Образцы пряжи. Различные виды ниток – для шитья, вышивки. Образцы полотняного переплетения из цветной бумаги.

Ход занятия

Вводная часть.

1. Организационный момент – наличие на рабочих местах тетрадей, дневников, принадлежностей. Сообщение дежурного об отсутствующих.

2. Опрос с целью закрепления пройденного материала. Нескольким девочкам раздаю карточки с заданиями. Две девочки работают у доски: даю задание – одной написать чайную посуду, другой – столовую. Несколько девочек спрашиваю устно, задаю вопросы:

  1. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к помещению кухни?
  2. Правила техники безопасности при работе с газовой плитой?
  3. Правила техники безопасности при работе с горячей посудой?
  4. Какие правила санитарии необходимо соблюдать в процессе приготовления пищи?

Учащиеся отвечают на вопросы, и на последний вопрос отвечают, что необходимо одеть специальную одежду, то есть фартук и косынку, и, задавая наводящие вопросы, переходим к новой теме.

Основная часть.

1. Основные сведения о тканях. Производство ткани растительного происхождения. Строение ткани.

Сообщение новой темы. И спрашиваю: Из чего шьют фартук? Из чего шьют одежду? Какой материал мягче: ткань или бумага? Какой из этих материалов прочнее? Почему одежду шьют из ткани, а не из бумаги?

Затем рассказываю им о тканях. Ткани широко применяются в быту. Ткани получают из волокон натурального и химического происхождения. К натуральным волокнам относятся: растительного происхождения - «хлопок», «лен», и животного происхождения - «шерсть», «шелк».

Одна девочка делает краткое сообщение о льне.

Затем предлагаю девочкам записать название темы и новые термины: суровье, отбеленная, гладкокрашеная, основа, уток, кромка, полотняное переплетение.

Растительные волокна бывают лубяные и семенные: волокна льна получают из лубяного слоя стебля растений, а волокна хлопка – из семенной коробочки. Вспомнить из природоведения, из каких частей состоит растение? Как вы уже знаете, ткань состоит из тонких, переплетенных между собой нитей «пряжи». Каждая нить содержит несколько отдельных, скрученных тонких волокон.

Первым этапом является получение пряжи из волокна. Волокна поступают на прядильную фабрику, где их разрыхляют, очищают от мусора, перемешивают, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую, ровную ленту. Эту ленту перекручивают и получают ровницу. Из ровницы на прядильных машинах вырабатывают пряжу. Процесс получения пряжи называют прядением. Здесь девочка рассказывает о старинном станке – прялке. Прялка была непременной принадлежностью крестьянского дома. Была полностью деревянной. Прядение было занятие не из легких, требовало умения, терпения, усидчивости. Иначе нить получалась неровная, непрочная.

Отсюда и пословица «Какова пряха, такова на ней и рубаха». Учащиеся записывают, что называется прядением.

После прядения пряжа поступает на ткацкую фабрику, где на ткацких станках вырабатывают ткань.

Процесс получения ткани называется ткачеством. Ученица рассказывает об истории ткачества. Когда появился первый ткацкий станок в виде простейшей рамы неизвестно. Но в трудах по истории рассказывают о племени бакаири, где применяли ткацкую вертикальную раму. Это были два столба врытые в землю и от одного к другому протягивались толстые нити – основу. Уток был намотан на палочку и с ее помощью продевался через основу. В Древней Греции ткачество считалось высшим искусством, и им занимались знатные дамы.

Нити, идущие вдоль ткани, называются нитями основы, а нити, идущие поперек, – нитями утка. С двух сторон ткани по долевой нити образуются неосыпающиеся края – называются кромки. Натянутые на станке нити основы с помощью челнока переплетаются нитями утка. Существуют разные виды переплетений нитей в тканях. Самое простое – полотняное, в котором нити основы и нити утка переплетаются через одну нить.

Ткань, снятую с ткацкого станка называют суровье. Лицевая и изнаночная стороны у них практически одинаковы. Затем ткань подвергают отделке: отбеливают, красят, печатают. Крашение - это производственный процесс, при котором на ткань наносят краситель, в результате чего она приобретает сплошную, ровную окраску. Ткань имеет две стороны – лицевую и изнаночную. Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки. Ткани из хлопка и льна имеют хорошие гигиенические и экологические свойства, они прочны, гигроскопичны, имеют красивый внешний вид.

2. Лабораторно-практическая работа «Определение нитей основы и нитей утка в тканях».

Раздаю девочкам конверты с образцами тканей и лупы. Предлагаю определить и записать в тетради номера образцов ткани с полотняным переплетением. Учащиеся рассматривают образцы тканей и записывают результаты в тетрадь.

3. Практическая работа «Выполнение полотняного переплетения из цветной бумаги».

Учащиеся впервые ознакомились с понятиями «основа», «уток», «полотняное переплетение». Для закрепления материала девочки из цветной бумаги выполняют образцы полотняного переплетения. Перед работой напоминаем правила безопасности труда при работе с ножницами. Напомнить девочкам об аккуратности при работе.

Заключительная часть урока.

1. Подведение итогов. Беседа:

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Что научились делать?
  3. Как отличить лицевую и изнаночную стороны в ткани?
  4. С какими тканями сегодня познакомились?

2. Работа с карточками (Приложение).

Сообщение оценок, разбор допущенных ошибок и их исправление.

Уборка рабочих мест.