Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Применение интерактивных технологий в обучении способствует развитию творческих способностей и нестандартности мышления, раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого участника образовательного процесса и формирование навыков самостоятельного умственного труда.
Класс: 5.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Вид урока: Урок-путешествие.
Цели: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами, слагающими земную кору
Задачи:
Образовательные:
- изучить внутреннее строение Земли.
- сформировать понятия горные породы и минералы. применение их в практической деятельности человека
Развивающие:
- продолжить формирование умения самостоятельно работать с разными источниками информации (учебник, мультимедийная презентация, видеофрагменты, маршрутный лист, наглядными средствами обучения (коллекция «Горные породы и минералы», иллюстрированный материал).
- способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию коммуникативности, эмпатии (любознательности).
- развитие эстетической и природоохранной культуры.
Форма обучения: работа в группах, парах, коллективная, индивидуальная.
Методы и приемы работы: интерактивные (АМО: Иллюстрация, Мозговой штурм, Закончи предложение, Я лишний, Лестница успеха, Пантомима, Шест, Немой фрагмент), проблемно-эвристический.
Опорные знания и умения:
- знания о внутреннем строении Земли,
- горных породах,
- минералах,
- применение горных пород и минералов в деятельности человека.
Ведущие понятия: ядро, мантия, земная кора, горные породы: осадочные, магматические, метаморфические, минералы.
Результаты работы: создание творческого мини-проекта по теме урока, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- мультимедийная презентация,
- коллекция «Горные породы и минералы»,
- учебник В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой. «Природоведение. Неживая и живая природа» 5 класс,
- иллюстрированный материал,
- раздаточный материал,
- видеофрагмент “ Путешествие в центр Земли”,
- маршрутная карта.
Использование ЦОР: Презентация учителя.
Планируемый результат: Учащиеся знают внутреннее строение Земли, умеют классифицировать горные породы по способам образования, применяют полученные знания в разных учебных ситуациях.
Планируемые образовательные результаты
В результате сотрудничества, в образовательном мероприятии обучающиеся дадут определения понятиям: ядро, магма, земная кора, сейсмология, геология, горная порода, минерал, осадочная горная порода, магматическая горная порода, метаморфическая горная порода; объяснят отличие горной породы от минерала; классифицируют горные породы по происхождению; объяснят происхождение магматических, осадочных, метаморфических горных пород.
Познавательные:
- смогут находить в учебнике достоверную информацию;
- анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать;
- делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.
Регулятивные:
- выдвигать версии;
- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Коммуникативные:
- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
- понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
- преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
- аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
- осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
- вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.
Подготовительный этап: До проведения урока учитель, вместе с учениками распределяет их по группам АМО «Найди похожего».
Ход урока
Девиз урока: Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!
I фаза. Начало образовательного мероприятия
1. Инициация
Учитель: Здравствуйте ребята, я приветствую вас на сегодняшнем нашем уроке.
Давайте поздороваемся глазами с присутствующими гостями. Спасибо.
У каждого из вас на столах есть 3 вида смайликов (улыбающийся, серьезный, огорченный) – это ваши индикаторы эмоционального состояния.
Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению. (Если есть необходимость можно попросить улыбнуться друг другу)
Учитель: Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Вы любите путешествовать?
2. Погружение в тему
Учитель: Сегодня мы отправляемся в увлекательное виртуальное путешествие.
Поможет нам совершить путешествие карта-маршрут. Она есть у каждого. Поставьте имя путешественника. Приложение 1
Но тема зашифрована в иллюстрации.
Какие ассоциации вызывает у вас иллюстрация?
Какие еще тела природы имеют такое же строение? Слайд 2
Учитель: Итак, тема нашего путешествия « Внутреннее строение Земли. Горные породы». Слайд 3
Запишите в карту-маршрут.
Представим на минутку, что мы погружаемся в недра Земли.
Что мы там увидим?
Учитель: Все это подземные ископаемые, которые использует человек в своей деятельности. Камень хранит в своем первозданном виде уникальное свойство красоты и могущества. Еще с древности камни использовали в строительных целях, как амулеты, прикоснувшись к камню можно ощутить силу.
Много или мало природных ископаемых в недрах нашей Земли?
Каков бы не был ваш ответ нужно беречь и рационально использовать то, что природа создавала миллионы лет. В них тепло Земли, твердость, прочность, сила.
Что мы уже знаем о строении Земли?
3. Формирование ожиданий/опасений
Учитель: Что мы должны узнать о строении Земли?
Учитель: Цель урока: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами и их практической значимостью.
Учитель: Путешествие в центр Земли реальность или фантастика? Слайд 4
Ответить на вопрос мы постараемся в конце нашего путешествия.
Предлагаю отправиться в путь. Определите ваше настроение. Поднимите смайлик.
Но мы должны определить маршрут движения.
Вам предстоит просмотреть немой видеофрагмент. В нем наш маршрут. Озвучьте его вначале друг другу в паре, затем мне, а потом всему классу.
Внимание на экран. Слайд 5
Запишите маршрут в карту. Приложение 1
II фаза. Работа над темой
4. Интерактивная лекция.
Учитель: Давайте посмотрим видеофрагмент «Внутреннее строение Земли». Слайд 6
Будьте внимательны, после просмотра вы должны будете выполнить задания №1-3 карты – маршрута. Приложение 1
5. Проработка содержания темы
Ребята работают с картой – маршрутом самостоятельно. Слайд 7
Завершение работы – поднятый смайлик.
Учитель:
Остановка «Ядерная»
Самопроверка. Коррекция знаний, исправление ошибок учителем. Слайд 8
Ядро Земли – пока загадка для науки. С определенной достоверностью можно говорить лишь о его радиусе – примерно 3500 км и температуре – около 4000°С – 6000°С. Это пока все, что известно науке о строении глубин Земли.
Некоторые учёные придерживаются мнения о том, что наше ядро состоит из железа, другие допускают возможным существования огромной пустоты в центре нашей планеты. Выделяют внешнее и внутреннее ядро. Но каково ядро Земли на самом деле пока не знает никто. Приложение 1
Учитель:
Остановка «Мантия»
Взаимопроверка. Успешность выполнения задания – смайлик индикатор. Слайд 9
Мантия – (от латинского слова – «покрывало»), составляет 83% от объема Земли. Никто никогда не видел её. Состоит она из никеля, железа и свинца. Температура здесь около +2000°С! Приложение 1
Учитель:
Остановка «Земная кора» – самая верхняя оболочка земли.
Самопроверка. Слайд 10
Земная кора – самый верхний слой Земли. Если сравнить Землю с яблоком, то земная кора будет только его тонкой кожицей. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На ее поверхности построены города, заводы и фабрики, из ее недр добывают различные полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию, одежду и многое-многое другое. Поскольку земная кора самый верхний слой Земли, то и изучена лучше всех. В её недрах залегают очень ценные для человека горные породы и минералы, которые он научился использовать в хозяйстве. Приложение 1
6. Эмоциональная разминка (физкультминутка).
Учитель: Ребята вы не устали?
Предлагаю немного поднять настроение. Выходим из-за парт. Готовы! Выполняем веселую физкультминутку. Слайд 11
Учитель: следующая остановка зашифрована в строках С. Щипачёва.
Назовите её. Слайд 12
Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя,
И миллионы лет природа
Лепила самоё себя.
С. Щипачёв
Учитель:
Остановка «Горная»
Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от бывалых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.
В природе известно несколько тысяч видов горных пород и минералов. Слайд 13
Попробуйте дать определения понятиям «горная порода» и «минерал». Сравните сказанное с текстом §24.
Горные породы – породы, слагающие земную кору.
Минералы – тела природы, входящие в состав горных пород.
Учитель: Горные породы могут состоять из одного минерала и нескольких минералов.
Есть породы, состоящие из одного минерала (кварц из кварца, известняк из кальция)
Породы, состоящие из нескольких минералов (гранит из кварца, слюды, полевого шпата)
(Работа с коллекцией «Горные породы и минералы»).
Учитель: В чем причина разнообразия горных пород?
Главная причина – это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности, т.е. зависят от происхождения.
Учитель: Пользуясь текстом §24, заполните схему «Классификация горных пород». Слайд 13
Результаты заносим в карту-маршрут. Приложение 1
Учитель: Как образуются горные породы, занесенные Вами в схему. Ваши предположения.
Образуются в результате:
- Извержения, остывания, затвердения
- Разрушения, оседания и уплотнения
- Видоизменения и превращения
Учитель: Делимся на группы и отправляемся в экспедиции изучать осадочные, магматические, метаморфические горные породы.
Задания для групп:
Оформите мини-проект «Горные породы».
Пользуясь планом.
- Определение горной породы
- Примеры горных пород
- Практическая значимость.
Воспользуйтесь § 24 и наглядным материалом из конверта-«путешественника» Приложение 2, Приложение 3
Учитель: Задания получены!
– Итак, в путь! На творческую работу в группах вам отводится 6 минут, а на защиту краткого выступления 2-3 минуты.
7. Работа в группах.
АМО «Шест» на сплочение группы». АМО «Творческая мастерская». Релаксация. Слайд 14
(Учитель помогает группам в случаях затруднения, корректирует и координирует работу учащихся по необходимости).
Выступление экспедиций с мини-проектом по проделанной работе.
Учитель: Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы!
Учитель: Можно ли отличить горные породы? (По цвету, блеску, прочности, твердости).
Об этом на следующем уроке.
Хочу узнать самочувствие и настроение команд после труднейшего путешествия к центру земли. Смайлики-индикаторы.
III фаза. Завершение образовательного мероприятия
8. Домашнее задание:
- § 24, понятия, в 1 стр. 103,
- ответ на в. 2 стр. 103 в виде рисунка,
- эссе (мини-сочинение 3-5 предложений, от имени минерала) «Я самый, самый…» (рыхлый, твердый, нужный, полезный и т.д.). Слайд 15
9. Подведение итогов
Учитель: Путешествие внутрь земли реальность или фантастика? Слайд 16
Ученики: (Фантастика. Температура, давление, кислорода нет, невозможно попасть внутрь в силу плотности и твердости.)
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие
Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
10. Рефлексия
АМО «Волшебный микрофон». Слайд 17
Продолжи предложение…
- Сегодня я понял……
- Теперь я могу…….
- Я приобрёл……
- Меня удивило……
- Я попробую……
- Мне захотелось……
11. Оценка работы
Смайлики-индикаторы поместите на лестницу успеха.
Учитель: Спасибо за работу!
Урок окончен, до новых встреч.
Литература и интернет-источники:
- Природоведение. Природа. Неживая и живая.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.М.Пакулова, Н.В. Иванова.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010.
- Энциклопедия для детей: Геология.- М.: Аванта +, 1995.
- Энциклопедия для детей: География, т.3/ Гл. ред. М.Д.Аксенова М.: Аванта+, 2003.
- Энциклопедия для детей: Что есть что?: Земля.- М.: Слово, 2001.
- Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия».-Ленинград, 1975.
- Образовательный портал «Мой университет» www.moi-universitet.ru
- www.sch1262.ru/planets/img/599px-Earth_layers_model.gif -Ядро́ Земли́ – центральная, наиболее глубокая часть планеты.
- scubascuta.com/wp-content/uploads/2013/08/img521a965297266.jpg – разрез Земли
- www.archimed-msk.ru/goods_pics/00001178.jpg -на фрагменте продемонстрировано внутреннее строение земного шара: ядро
- mobiliv.ru/_ph/137/2/133892097.gif – анимация Земли
- naukoved.ru/userfiles/2/79/sciencepress-112411-005-617x416%5B1%5D.jpg – строение Земли
- www.syl.ru/misc/i/ai/100116/207995.jpg -Строение Земли и его особенности
- www.youtube.com/watch?v=_tHk2xj3kRo – Строение Земли
- images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D – горные породы и минералы