Технология "Модерации и АМО" на уроке природоведения по теме "Внутреннее строение Земли. Горные породы". 5-й класс

Разделы: Биология, География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)


Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий.

Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Применение интерактивных технологий в обучении способствует развитию творческих способностей и нестандартности мышления, раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого участника образовательного процесса и формирование навыков самостоятельного умственного труда.

Класс: 5.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Вид урока: Урок-путешествие.

Цели: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами, слагающими земную кору

Задачи:

Образовательные:

  • изучить внутреннее строение Земли.
  • сформировать понятия горные породы и минералы. применение их в практической деятельности человека

Развивающие:

  • продолжить формирование умения самостоятельно работать с разными источниками информации (учебник, мультимедийная презентация, видеофрагменты, маршрутный лист, наглядными средствами обучения (коллекция «Горные породы и минералы», иллюстрированный материал).
  • способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию коммуникативности, эмпатии (любознательности).
  • развитие эстетической и природоохранной культуры.

Форма обучения: работа в группах, парах, коллективная, индивидуальная.

Методы и приемы работы: интерактивные (АМО: Иллюстрация, Мозговой штурм, Закончи предложение, Я лишний, Лестница успеха, Пантомима, Шест, Немой фрагмент), проблемно-эвристический.

Опорные знания и умения:

  • знания о внутреннем строении Земли,
  • горных породах,
  • минералах,
  • применение горных пород и минералов в деятельности человека.

Ведущие понятия: ядро, мантия, земная кора, горные породы: осадочные, магматические, метаморфические, минералы.

Результаты работы: создание творческого мини-проекта по теме урока, использование новых слов, понятий в ходе изложения полученных материалов.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • мультимедийная презентация,
  • коллекция «Горные породы и минералы»,
  • учебник В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой. «Природоведение. Неживая и живая природа» 5 класс,
  • иллюстрированный материал,
  • раздаточный материал,
  • видеофрагмент “ Путешествие в центр Земли”,
  • маршрутная карта.

Использование ЦОР: Презентация учителя.

Планируемый результат: Учащиеся знают внутреннее строение Земли, умеют классифицировать горные породы по способам образования, применяют полученные знания в разных учебных ситуациях.

Планируемые образовательные результаты

В результате сотрудничества, в образовательном мероприятии обучающиеся дадут определения понятиям: ядро, магма, земная кора, сейсмология, геология, горная порода, минерал, осадочная горная порода, магматическая горная порода, метаморфическая горная порода; объяснят отличие горной породы от минерала; классифицируют горные породы по происхождению; объяснят происхождение магматических, осадочных, метаморфических горных пород.

Познавательные:

  • смогут находить в учебнике достоверную информацию;
  • анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать;
  • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные:

  • выдвигать версии;
  • выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Коммуникативные:

  • излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
  • понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
  • организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
  • преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
  • аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
  • осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;
  • вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.

Подготовительный этап: До проведения урока учитель, вместе с учениками распределяет их по группам АМО «Найди похожего».

Ход урока

Девиз урока: Пусть каждый день и каждый час нам новое добудет!

I фаза. Начало образовательного мероприятия

1. Инициация

Учитель: Здравствуйте ребята, я приветствую вас на сегодняшнем нашем уроке.

Давайте поздороваемся глазами с присутствующими гостями. Спасибо.

У каждого из вас на столах есть 3 вида смайликов (улыбающийся, серьезный, огорченный) – это ваши индикаторы эмоционального состояния.

Поднимите смайлик, который соответствует вашему настроению. (Если есть необходимость можно попросить улыбнуться друг другу)

Учитель: Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. Вы любите путешествовать?

2. Погружение в тему

Учитель: Сегодня мы отправляемся в увлекательное виртуальное путешествие.

Поможет нам совершить путешествие карта-маршрут. Она есть у каждого. Поставьте имя путешественника. Приложение 1

Но тема зашифрована в иллюстрации.

Какие ассоциации вызывает у вас иллюстрация?

Какие еще тела природы имеют такое же строение? Слайд 2

Учитель: Итак, тема нашего путешествия « Внутреннее строение Земли. Горные породы». Слайд 3

Запишите в карту-маршрут.

Представим на минутку, что мы погружаемся в недра Земли.

Что мы там увидим?

Учитель: Все это подземные ископаемые, которые использует человек в своей деятельности. Камень хранит в своем первозданном виде уникальное свойство красоты и могущества. Еще с древности камни использовали в строительных целях, как амулеты, прикоснувшись к камню можно ощутить силу.

Много или мало природных ископаемых в недрах нашей Земли?

Каков бы не был ваш ответ нужно беречь и рационально использовать то, что природа создавала миллионы лет. В них тепло Земли, твердость, прочность, сила.

Что мы уже знаем о строении Земли?

3. Формирование ожиданий/опасений

Учитель: Что мы должны узнать о строении Земли?

Учитель: Цель урока: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами и их практической значимостью.

Учитель: Путешествие в центр Земли реальность или фантастика? Слайд 4

Ответить на вопрос мы постараемся в конце нашего путешествия.

Предлагаю отправиться в путь. Определите ваше настроение. Поднимите смайлик.

Но мы должны определить маршрут движения.

Вам предстоит просмотреть немой видеофрагмент. В нем наш маршрут. Озвучьте его вначале друг другу в паре, затем мне, а потом всему классу.

Внимание на экран. Слайд 5

Запишите маршрут в карту. Приложение 1

II фаза. Работа над темой

4. Интерактивная лекция.

Учитель: Давайте посмотрим видеофрагмент «Внутреннее строение Земли». Слайд 6

Будьте внимательны, после просмотра вы должны будете выполнить задания №1-3 карты – маршрута. Приложение 1

5. Проработка содержания темы

Ребята работают с картой – маршрутом самостоятельно. Слайд 7

Завершение работы – поднятый смайлик.

Учитель:

Остановка «Ядерная»

Самопроверка. Коррекция знаний, исправление ошибок учителем. Слайд 8

Ядро Землипока загадка для науки. С определенной достоверностью можно говорить лишь о его радиусе – примерно 3500 км и температуре – около 4000°С – 6000°С. Это пока все, что известно науке о строении глубин Земли.

Некоторые учёные придерживаются мнения о том, что наше ядро состоит из железа, другие допускают возможным существования огромной пустоты в центре нашей планеты. Выделяют внешнее и внутреннее ядро. Но каково ядро Земли на самом деле пока не знает никто. Приложение 1

Учитель:

Остановка «Мантия»

Взаимопроверка. Успешность выполнения задания – смайлик индикатор. Слайд 9

Мантия(от латинского слова – «покрывало»), составляет 83% от объема Земли. Никто никогда не видел её. Состоит она из никеля, железа и свинца. Температура здесь около +2000°С! Приложение 1

Учитель:

Остановка «Земная кора» – самая верхняя оболочка земли.

Самопроверка. Слайд 10

Земная кора – самый верхний слой Земли. Если сравнить Землю с яблоком, то земная кора будет только его тонкой кожицей. Но именно эта «кожица» интенсивно используется человеком. На ее поверхности построены города, заводы и фабрики, из ее недр добывают различные полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию, одежду и многое-многое другое. Поскольку земная кора самый верхний слой Земли, то и изучена лучше всех. В её недрах залегают очень ценные для человека горные породы и минералы, которые он научился использовать в хозяйстве. Приложение 1

6. Эмоциональная разминка (физкультминутка).

Учитель: Ребята вы не устали?

Предлагаю немного поднять настроение. Выходим из-за парт. Готовы! Выполняем веселую физкультминутку. Слайд 11

Учитель: следующая остановка зашифрована в строках С. Щипачёва.

Назовите её. Слайд 12

Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя,
И миллионы лет природа
Лепила самоё себя.
С. Щипачёв

Учитель:

Остановка «Горная»

Горные породы слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от бывалых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

В природе известно несколько тысяч видов горных пород и минералов. Слайд 13

Попробуйте дать определения понятиям «горная порода» и «минерал». Сравните сказанное с текстом §24.

Горные породы – породы, слагающие земную кору.

Минералы – тела природы, входящие в состав горных пород.

Учитель: Горные породы могут состоять из одного минерала и нескольких минералов.

Есть породы, состоящие из одного минерала (кварц из кварца, известняк из кальция)

Породы, состоящие из нескольких минералов (гранит из кварца, слюды, полевого шпата)

(Работа с коллекцией «Горные породы и минералы»).

Учитель: В чем причина разнообразия горных пород?

Главная причина – это различие в условиях их образования и те изменения, которые происходят с ними в земной коре и на поверхности, т.е. зависят от происхождения.

Учитель: Пользуясь текстом §24, заполните схему «Классификация горных пород». Слайд 13

Результаты заносим в карту-маршрут. Приложение 1

Учитель: Как образуются горные породы, занесенные Вами в схему. Ваши предположения.

Образуются в результате:

  • Извержения, остывания, затвердения
  • Разрушения, оседания и уплотнения
  • Видоизменения и превращения

Учитель: Делимся на группы и отправляемся в экспедиции изучать осадочные, магматические, метаморфические горные породы.

Задания для групп:

Оформите мини-проект «Горные породы».

Пользуясь планом.

  1. Определение горной породы
  2. Примеры горных пород
  3. Практическая значимость.

Воспользуйтесь § 24 и наглядным материалом из конверта-«путешественника» Приложение 2, Приложение 3

Учитель: Задания получены!

Итак, в путь! На творческую работу в группах вам отводится 6 минут, а на защиту краткого выступления 2-3 минуты.

7. Работа в группах.

АМО «Шест» на сплочение группы». АМО «Творческая мастерская». Релаксация. Слайд 14

(Учитель помогает группам в случаях затруднения, корректирует и координирует работу учащихся по необходимости).

Выступление экспедиций с мини-проектом по проделанной работе.

Учитель: Потрудились вы на славу, собрали богатейший материал! Молодцы!

Учитель: Можно ли отличить горные породы? (По цвету, блеску, прочности, твердости).

Об этом на следующем уроке.

Хочу узнать самочувствие и настроение команд после труднейшего путешествия к центру земли. Смайлики-индикаторы.

III фаза. Завершение образовательного мероприятия

8. Домашнее задание:

  • § 24, понятия, в 1 стр. 103,
  • ответ на в. 2 стр. 103 в виде рисунка,
  • эссе (мини-сочинение 3-5 предложений, от имени минерала) «Я самый, самый…» (рыхлый, твердый, нужный, полезный и т.д.). Слайд 15

9. Подведение итогов

Учитель: Путешествие внутрь земли реальность или фантастика? Слайд 16

Ученики: (Фантастика. Температура, давление, кислорода нет, невозможно попасть внутрь в силу плотности и твердости.)

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие

Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

10. Рефлексия

АМО «Волшебный микрофон». Слайд 17

Продолжи предложение…

  • Сегодня я понял……
  • Теперь я могу…….
  • Я приобрёл……
  • Меня удивило……
  • Я попробую……
  • Мне захотелось……

11. Оценка работы

Смайлики-индикаторы поместите на лестницу успеха.

Учитель: Спасибо за работу!

Урок окончен, до новых встреч.

Литература и интернет-источники:

  1. Природоведение. Природа. Неживая и живая.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.М.Пакулова, Н.В. Иванова.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010.
  2. Энциклопедия для детей: Геология.- М.: Аванта +, 1995.
  3. Энциклопедия для детей: География, т.3/ Гл. ред. М.Д.Аксенова М.: Аванта+, 2003.
  4. Энциклопедия для детей: Что есть что?: Земля.- М.: Слово, 2001.
  5. Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия».-Ленинград, 1975.
  6. Образовательный портал «Мой университет» www.moi-universitet.ru
  7. www.sch1262.ru/planets/img/599px-Earth_layers_model.gif -Ядро́ Земли́ – центральная, наиболее глубокая часть планеты.
  8. scubascuta.com/wp-content/uploads/2013/08/img521a965297266.jpg – разрез Земли
  9. www.archimed-msk.ru/goods_pics/00001178.jpg -на фрагменте продемонстрировано внутреннее строение земного шара: ядро
  10. mobiliv.ru/_ph/137/2/133892097.gif – анимация Земли
  11. naukoved.ru/userfiles/2/79/sciencepress-112411-005-617x416%5B1%5D.jpg – строение Земли
  12. www.syl.ru/misc/i/ai/100116/207995.jpg -Строение Земли и его особенности
  13. www.youtube.com/watch?v=_tHk2xj3kRo – Строение Земли
  14. images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D – горные породы и минералы