Тип урока: формирование нового проблемного видения.
Вид урока: урок-диалог.
Под диалогом понимается созданная на уроке определенная коммуникативная среда, заключающая в себе механизм становления личности. Диалог – это момент самоактуализации, “прорыва личности”.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление кадет. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит кадет к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с важнейшими морально-этическими регуляторами поведения человека.
Задачи урока.
Обучающие:
- рассмотреть основные характеристики целостной личности, выявить проблемы развития личности.
- формирование целостного представления кадет о личности и способах формирования личностных качеств через интеграцию уроков литературы и обществознания.
Развивающие:
- формировать навык работы с дополнительтным материалом и др. нетекстовой информацией, развивать умение интерпретировать информацию в форме экспертной оценки; развивать навык самооценки.
Воспитывающие:
– воспитывать толерантное отношение к другому мнению, желание участвовать в диалоге и кооперации в процессе учебной деятельности, свою позицию по предмету изучения, воспитание духовности, сознательного стремления к самосовершенствованию, ценностей гражданского общества.
Формируемые компетенции:
личностные:
- овладение навыками публичных выступлений (монолог, диалог, дискуссия, умение задавать вопрос);
- умение выполнять познавательные и практические задания - определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
- формирование адекватной самооценки.
метапредметные:
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
- умение взаимодействовать с оппонентами и работать в коллективе;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- владение элементарными практическими умениями работы с дополнительной литературой;
Универсальные учебные действия:
личностные:
• оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей;
регулятивные:
• принимать и формулировать учебную проблему, определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат;
познавательные:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, извлекать информацию, перерабатывать её (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах;
• выявлять причины и следствия простых явлений.
коммуникативные:
• умение общаться и взаимодействовать друг с другом, доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Основная педагогическая задача: создание и организация условий, инициирующих действие кадет.
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для индивидульной работы.
Предварительно кадеты получили домашнее задание:
по мини-группам:
- выбрать из изученных и изучаемых произведений художественной и документальной литературы персоналии, героев и персонажей, являющиеся, по мнению кадета, личностью;
- выявить их лучшие личностные качества;
- доказать, что именно эти качества являются важными для формирования личности;
- подготовить краткие сообщения;
- создать презентации для публичной защиты обозначенных личностных качеств.
индивидуальные:
- найти и распределить отрицательные и положительные качества личности, подготовить к физкультминутке.
Ход урока
1. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Здравствуйте, уважаемые кадеты!
Здравствуйте, уважаемые гости!
Представляем Вам группу литературоведов и обществоведов.
Ребятам поручено выступать от имени команды, следить за регламентом выступающих, вести дискуссию и следить за порядком во время работы выступающих.
Экспертную группу, которая будет отслеживать выступления ребят и в конце урока даст свою аргументированную оценку, кто же из выступающих был более убедительным.
Психологический настрой на урок: улыбнитесь своему другу и пожелайте ему удачи.
2. Определение темы урока.
Василий Сухомлинский сказал: “Ты рожден человеком, но человеком надо стать”.
Позвольте нам начать урок с маленькой притчи: “Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад расхаживал по улицам Афин с фонарем. На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: “Ищу человека!” Странно, но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и бедные… И каждый из них был человек….”.
- Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами “Ищу человека”? (Ответы кадет)
Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека, не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей, индивидов, представителей рода человеческого “homo sapiens”. Я умышленно не повторяю вашу версию о личности. А знаете почему? Тогда, две с половиной тысячи лет назад Диоген не мог так ответить, так как слово “личность” от латинского “persona” первоначально обозначало маску-“личину”, в которой выступал актер античного театра. И лишь позднее существенно изменило свое значение.
- Тогда, возвращаясь к Диогену, какой вывод можно сделать об окружавших его людях? (Он не считал их личностями)
- Опять же по Диогену, получается, что понятие личность можно применить не ко всем людям? Вы с ним согласны?
(Да, не каждый человек личность, например… ребенок, пьющий человек, психически больной, в результате тяжелой травмы или болезни.)
- А почему вы отказываете им вправе называться личностями?
(Личность имеет моральные, нравственные качества, она усвоила правила жизни в обществе, несет ответственность за поступки, принимает решения, усвоила социализацию…). А эти примеры, в каждом случае надо доказать –какая личность- формирующаяся, патологическая, слабая.
Но при этом нельзя относиться неуважительно или презрительно к этим людям. У каждого должен быть шанс на реабилитацию и помощь общества.
- Вопрос: какое значение сегодня имеет понятие “личность”?
- Как Вы считаете, каков будет предмет нашего урока?
(Личность)
3. Постановка учебной задачи.
Мы попытаемся узнать, какие качества делают человека личностью и что нужно сделать, чтобы ею стать. (Слайд №1). Презентация
- Какие важные моменты темы мы должны выяснить на уроке? (На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответ?)
БЫТЬ личностью – это….
СТАТЬ личностью – это….
- Почему нам важно ответить на эти вопросы?
(Мы подростки и мы на примере уже великих, знаменитых людей формируем себя как личность…….)
Начнем с понятия “личность”. Понятие личность употребляется в более узком значении, чем понятие “человек”, “индивид”.
(Слайд №2)
4. Совместное “открытие знаний”
- Кого Вы могли бы назвать личностью. Почему? Давайте сформулируем определение понятие “личность”,
- Сегодня мы бы хотели бы поговорить о той личности, которая имеет “социально значимые черты (качества)”. Приведите примеры социально значимых качеств через личность.
(Слайд №4)
Работа с высказыванием (беседа).
И. Кант (1724-1804): “Личность – это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам”.
- Способность быть господином самому себе. Что это значит?
(Иметь характер, умение быть человеком независимым, решительным, инициативным, т.е. автономным;обладать развитым сознанием человеческого достоинства и ответственности, быть свободным от диктата других людей, всё это требует хорошего знания своего дела, т.е. компетентности, умения управлять собой, своим поведением) …
- Прекрасные качества. Но Кант считал, что этого мало, чтобы стать личностью. Личность должна иметь твердые принципы. Что мы отнесем к твердым принципам? (Моральные и гражданские качества человека – честность, порядочность, совесть, ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости)
- Но и это не всё. И. Кант доводит свою мысль до логического конца. Он полагал, что эти прекрасные качества – способность быть господином самому себе, иметь принципы – с неба не сваливаются. Они должны быть выработаны, сформированы, причем добровольно, т.е. свободно, при условии доброго желания самого человека
- Сделайте вывод, исходя из сказанного. Личностью рождаются? Нет, становятся.
В процессе чего происходит становление личности, что влияет на её формирование? (Общество, семья, дружба, опыт других, знания…)
Железная воля – МАРЕСЬЕВ (сообщение кадет с доказательством качеств от группы обществоведов).
(Слайд №5)
Основным качеством, присущим настоящему мужчине, должна быть уверенность в себе и в своих силах. Без этого качества мужчина вряд ли сможет состояться в этой жизни.
Сообщение от группы литераторов (М.Ю. Лермонтов)
(Слайд №6)
М.Ю. Лермонтов жил в то время, когда общество волновала проблема “личность и среда”. Одной из важнейших тем лирики Лермонтова являются стихотворения о протестующем герое, о выдающейся личности, какой ее представлял себе поэт. Лермонтов был человеком высокого ума, чести и благородства.
Пример группы обществоведов (Суворов)
(Слайд №7)
Главными пружинами деятельности Александра Васильевича были страсть к военному делу (и к войне, как конечному его проявлению) и сильнейшее славолюбие, ради которых он, однако, не поступался правилами нравственности. Бескорыстие, щедрость, религиозность, добродушие, простота в обращении привлекали к нему все сердца.
Пример группы литераторов (А.Грин)
(Слайд 8)
Но мне теперь кажется, что там всё еще горит зеленая лампа... лампа, озаряющая темноту ночи…...напряженная нервная жизнь становится необходимой принадлежностью романтического типа личности, и остается только понять, на что она должна быть направлена, чтобы не разрушать, а, напротив, созидать человека. …
5. Первичное закрепление.
Работа с притчей “Старательный дровосек”.
“Дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции”
Человек должен всегда осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате. Потому что даже если мы хорошо трудимся, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, её последствиях, мы можем попасть в положение бездумного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления. И где гарантия, что однажды, дровосек сам не станет жертвой и не попадёт в тот костер. Таким образом, на каждом из нас хотим мы того или нет всегда несём ответственность за результаты наших поступков.
- Что значит быть ответственным? (Предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них)
- Какой важный урок Вы вынесли из сегодняшнего занятия?
6. Самостоятельное применение и использование полученных знаний
Рефлексия.
Список качеств личности важных для тебя | 0 | 1 | 2 |
1. Уверенность | |||
2. Самостоятельность | |||
3. Ответственность | |||
4. Решительность | |||
5. Искренность | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. |
7. Подведение итогов
Стать личностью - это значит…
Работа с рабочим листом. (Приложение 1)
- Мы очень надеемся, что этот урок не прошел даром, Вы достаточно умело и грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете свою точку зрения, уважаете мнение других, это очень важно, значимо и для Вас, и для нас и для общества и государства в целом. Это процесс формирования вашей гражданской позиции, а т.к. Вы её четко изложили нам бы хотелось оценить вашу работу на “отлично”.
Домашнее задание.
Выработайте собственные критерии личности. (Приложение 2)
А завершить нам хотелось бы притчей “Бабочка”.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог дать ответ?”. Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
- Скажите. Что у меня в руках?
- Бабочка.
- Какая она: живая или мертвая?
- Всё в твоих руках!
- Помните, ребята, всё в ваших руках!
Литература
1. Брагина М.А. Интегрированный урок: суть, возможности, методика // Журнал “История и обществознание в школе”, № 10, 2012 г., с. 12-14.
2. Баварин Н.И. Начала анализа и математическое моделирование в естествознании и экономике. М.: Просвещение, 2010 г.
3. Новик Л.В. Интегрированные уроки в школе // Компьютерные инструменты в образовании, СПб.: Изд-во ЦПО “Информатизация образования”, 2010, №9, с. 39-47.
4. Костарев И.С. gcon 52@pstu.ac.ru
5. Педагогические технологии в профильном обучении: сборник методических материалов / составитель: Т.Е. Сахарова. - Чистоброль, 2-10.