Цели.
Образовательная – на основе имеющихся знаний сделать открытие нового класса неорганических соединений – солей;
- повторить основные классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания;
- формировать способность прогнозировать состав нового класса веществ, способы его получения;
- продолжить развитие практических навыков и умений составлять формулы и названия веществ;
Развивающая - учить сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная - воспитывать чувство бережного отношения к природным богатствам и здоровью, как ценности для человека.
Оборудование: растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, лакмус, бюретка, лупа, микроскоп, спиртовка, предметное стекло.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: добрый день, ребята, сегодня у вас необычный урок. Необычен он тем, что проведу его я – учитель химии 8 школы.
Слайд 1. Презентация
Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова нашего соотечественника Николая Бердяева “Познание – это солнечный свет, без которого человечество не может развиваться”. Мне хочется, чтобы эти слова стали не просто эпиграфом сегодняшнего урока, но и девизом в успешного продвижения в познании мира, который нас окружает. Этот мир мы сегодня будем познавать посредством полученных ранее знаний не только на уроках химии, но и на других предметах. Наш сегодняшний урок будет поиском новых знаний и открытий.
Сейчас я вам расскажу сказку, связанную с нашим сегодняшним уроком: давным – давно, в давние времена, жил-был старик и было у него три дочери. Все красавицы писаные. Безумно любил старик своих дочерей. Однажды он спросил у них: “Дочери мои любимые, любите ли вы меня, старика?” - “Папочка, я люблю тебя, как сахар”, - ответила старшая дочь.
- “Я люблю тебя, как мёд”, - ответила средняя дочь. Улыбнулся старик, по нраву пришлись ему слова дочерей.
“Ну а ты, младшенькая моя, Настенька, что мне скажешь?”, - спросил отец. “А я люблю тебя, батюшка, как соль”. Разозлился старик. Да как же так можно? И выгнал младшую дочь из дома.
Прошло много лет. Совсем старым стал отец. И собрался он к своим дочерям – век доживать. Приехал к первой. Она стала потчевать старика различными яствами. Но не понравилась отцу её пища. Сильно сладкая она была. Пошёл старик свой век доживать ко второй дочери. Она посадила отца за стол, накормила его вкусно, но не смог отец есть – вся пища была медовая.
Думал – думал старик и отправился к младшей дочери, которую до сих пор не мог простить за сказанное. Обрадовалась Настенька, увидев отца. Посадила его за стол, накормила вкусно. Поел старик с удовольствием, и остался доживать свой век с Настенькой.
Слайд 2
Я предлагаю на ваше обсуждение проблему, которая имеет отношение к нашему сегодняшнему уроку: Почему отец остался жить у Настеньки? Это проблема, над которой вы будете думать в течение всего урока, и я надеюсь, что разрешите её.
- А сейчас давайте вспомним, какие три известных класса неорганических соединений вы уже знаете?
Дети: Оксиды, основания, кислоты.
Учитель: правильно, молодцы, давайте вспомним, что такое оксиды?
- Основания, - это….
- Кислоты, - это….
Слайд 3
Всё правильно, а теперь я предлагаю вам посмотреть внимательно на этот слайд. Здесь представлены формулы всех названных классов веществ.
СuO, MgO, H2O
NaOH, KOH
HCI, H2SO4, H3PO4
NaCI, CaCO3, MgCI2
Выберите из них оксиды, кислоты, основания…. Всё правильно, молодцы! Но как вы видите, здесь остались ещё формулы каких-то неизвестных вам веществ. Что это? Новый класс? Новые вещества? Или таких веществ в природе не существует?
Учитель: Сейчас я хочу показать вам один эксперимент: вспомните, как называются вещества, которые меняют свою окраску в зависимости от среды, в которую они попадают. Вспомним, как меняет окраску метилоранж.
Давайте проведем эксперимент: у меня в руках две пробирки. Подкрасим их раствором метилоранжа. В одной – кислота, в другой – щелочь. Прильем к раствору кислоты раствор щелочи. Что наблюдаете?
Учащиеся: Никаких изменений нет, значит, реакций не было?
Учитель: А какие изменения должны были бы быть?
Учащиеся: Изменение цвета, появление запаха, образование осадка, выделение энергии.
Учитель: Потрогайте пробирку.
Учащиеся: Она слегка нагрелась. Значит, реакция все-таки произошла.
Учитель: Какие же продукты образовались? Как вы думаете, а какова сущность данной реакции?
Давайте попробуем прилить индикатор, мы видим, что он стал оранжевого цвета, что говорит о наличии нейтральной среды.
Учитель: Давайте узнаем, что же образовалось. Я выпарила полученный раствор. Что вы видите?
Учащиеся: Соль, образовалась соль.
Слайд 4
Учитель: правильно, вот вы сами и дали название новому классу веществ и назвали тему сегодняшнего урока. “Соли: Их состав, классификация и области применения” И как вы думаете, какие цели мы сегодня можем поставить на уроке?
Слайд 5
Я предлагаю вашему вниманию рекламу, которую очень часто транслировали по телевизору. Ваше мнение: реклама правдива? (Реклама о изжоге и действии на кислоту таблетки, затем профессор поливает этой кислотой цветок).
Слайд 6
Всё правильно, перед вами уравнение данной реакции:
NaOH + HCI = NaCI + H2O - это реакция нейтрализации.
Учитель: правильно, значит соль – это продукт взаимодействия….
Учащиеся: Кислоты с основанием.
Учитель:
“У кислот и оснований - сто веков войны,
Им о мире разговоры вовсе не нужны.
Только победителей не будет никогда:
В результате всех реакций – соль, да вода”.
Слайд 7
А так же, соли можно получить:
1. Действуя кислотами на металлы:
Zn + 2HCI = ZnCI2 + 2H2
2 .Действуя кислотами на основные оксиды:
Fe2O3 + 3H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 3 H2O
3. Кислотные оксиды и щёлочь:
N2O5 + Ca(OH)2 = Ca(NO3)2 + H2O
4. Кислотные оксиды и основные оксиды:
SiO2 + CaO = CaSiO3
5. Металлы с неметаллами:
2Fe + 3CI2 Горение = FeCI3
Слайд 8
Учитель: Правильно. Молодцы, теперь давайте дадим определение этому классу. Посмотрите на формулы этих солей, что входит в их состав?
Слайд 9
Соли – это сложные вещества, образованные атомами металлов и кислотными остатками.
Слайд 10 Теперь давайте попробуем назвать соли:
NaCl - хлорид натрия или поваренная соль
CuSO4 - сульфат меди
K3PO4 - ортофосфат калия
Na2CO3 – карбонат натрия
Mg(NO3)2 –нитрат магния
Слайд 11
"Среди всех природных минеральных солей, самая главная та, которую мы называем просто “соль”. А.Е.Ферсман
Галит — единственный в природе минерал, который люди употребляют в пищу. Слово “галит” происходит от греческого gallos — морская соль.
Слайд 12, 13
Слайд 14-16 - добыча соли.
Слайд 17
Глубина моря достигает 350 метров, а размеры примерно 80 километров в длину, и 18 километров в ширину. На Мертвом море всегда тепло, низкая влажность и мало осадков.
Отдых на Мертвом море славили еще Клеопатра, Аристотель, царь Ирод. Вообще, воду мертвого моря трудно назвать водой – лучше сказать, крепчайший раствор соли, поскольку концентрация солей достигает 42%. Чтобы получить Мертвое море в вашей ванне — вам придется высыпать в ванну три мешка соли и размешать ее до полного растворения.
Но не всегда она была такой доступной для человека. Слайд 18-20
- На торжественных пирах в древней Руси поваренная соль подавалась в особых сосудах- солонках лишь на столы знатных гостей. Прочие же гости расходились с пиршества несолоно хлебавши.
- Легионеры древнего Рима получали часть жалования солью.
- В 13 веке в Тибете разменной монетой служили лепёшки из соли.
- Во времена М.В.Ломоносова за 5 плиток горной соли в Абиссинии можно было купить раба. А до 20 века плитки из соли служили легальным средством оплаты товаров.
Слайд 21. Польза или вред?
Но это та информация, которую приготовила вам я. А сейчас я предлагаю вам самостоятельно поработать с матириалом, который я собрала вам из различных источников информации и отметить, что нового вы узнаете о поваренной соли.
Информация.
Учитель. Молодцы, вы правильно выбрали из источников положительные и отрицательные стороны потребления соли. Каких же больше?
Учащиеся: положительных.
Слайд 22 - применение соли.
Слайд 23
Учитель: возвращаемся к нашей проблеме: Почему отец остался жить с Настенькой?
Сегодня на уроке мы с вами узнали только одну миллионную долю о свойствах и применении солей. Мир солей разнообразен, и знания о нём вы будете пополнять изо дня в день, постигая житейские мудрости.
Слайд 24
Рефлексия. Наши предки встречали гостей в знак нерушимой дружбы хлебом и солью. Я тоже к вам пришла с хлебом и солью. И предлагаю, взяв кусочек хлеба, и обмакнув его в соль, сказать ему, что вы выносите с сегодняшнего урока. По вашему мнению, класс солей незаметно существует в природе, или этот класс - просто класс!
Оценивание. Вы все такие умницы. Вы помогли мне сегодня в проведении урока. Те, кто получил жетоны, соответственно и получили хорошие оценки. Кому-то, из вас, может быть, не хватило времени высказать свои мысли, но я всё-таки надеюсь, что вы будите продолжать изучать химии, потому что в современной жизни без знания этой науки жить невозможно. Ещё в 1751 году М.В. Ломоносов сказал “Широко простирает химия руки свои в дела человеческие”.