Целью представленной методической разработки является обобщение собственного педагогического опыта по формированию у учащихся устойчивых представлений о физической картине мира, знакомство учащихся с методами исследования объектов и явлений природы.
Результаты обучения физике не ограничиваются только результатами предметными. Известно, что физика является интеллектообразующим учебным предметом, позволяющим в равной мере развивать все сферы деятельности школьника: познавательную, интеллектуальную, эмоциональную и ценностно-смысловую. Поэтому при обучении физике можно получить значимые метапредметные результаты, которые связаны с формированием универсальных учебных действий, и личностные результаты обучения, которые непосредственно связаны с социализацией учащегося.
Метапредметные результаты обучения физике.
- Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах.
- Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей.
- Освоение приемов действовать в нестандартной ситуации, овладение методами решения проблем.
Личностные результаты обучения физике.
- Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
- Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
- Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к результатам обучения.
Общие предметные результаты обучения физике.
- Умения: проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты.
- Обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков.
- Обнаруживать зависимости между физическими величинами.
- Объяснять полученные результаты и делать выводы.
Частные предметные результаты обучения физике.
- Проведение исследования в соответствии с ориентировочной схемой при выполнении практических работ.
- Преобразование информации, представленной в виде таблицы результатов измерений в график, построение графика по результатам эксперимента и его интерпретация.
- Обсуждение различных способов представления результатов измерения (вербальных, табличных, в виде диаграммы).
В 2013–2014 учебном году 7т класс нашей школы начал изучать курс физики для 7-9 классов по учебнику Степановой Г.Н. «Физика для 7 класса общеобразовательных учреждений. Календарно-тематическое планирование, к которому разработано мной в соответствии с авторской программой Г.Н. Степановой. Значительное внимание в учебнике уделяется формированию научных понятий и общеучебных умений и навыков, в том числе умению описывать наблюдения и опыты, планировать исследования, представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков, высказывать предположения и делать выводы на основе проверенных достоверных фактов. Такой вид деятельности учащихся формируется через исследовательские практические работы, осуществляемые не после изучения закона или явления, а в начале изучения темы. Такая методика активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, интерес к изучаемому материалу, обеспечивает деятельный подход к получению знаний, обеспечивает исследовательскую организацию учебного процесса. За первый год изучения физики учащиеся выполняют практические работы:
Практическая работа №1. Определение положения тела в лабораторной системе отсчета.
Практическая работа №2. Изучение прямолинейного движения тел.
Практическая работа №3. Измерение средней скорости неравномерного движения.
Практическая работа №6. Изучение зависимости модуля деформации пружины или резины от величины нагрузки.
Практическая работа №7. Изучение зависимости силы тяжести от массы тела.
Практическая работа №8. Изучение силы трения скольжения.
Практическая работа №9. Определение положения центра масс тела.
Практическая работа №10. Выяснение условий равновесия рычага.
Практическая работа № 12. Обнаружение давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Практическая работа № 13. Определение выталкивающей силы на погруженное в жидкость или газ тело.
При прохождении нового материала в течение первой четверти при изучении темы «Основы кинематики» были проведены уроки с использованием исследовательской организации учебного процесса на темы:
Практическая работа №1. Определение положения тела в лабораторной системе отсчета.
План урока
1. | Орг. момент | 2 мин. |
2. | Фронтальный опрос | 6 мин. |
3. | Проведение исследовательской работы | 30 мин. |
4. | Домашнее задание | 2 мин. |
2. Фронтальный опрос по материалу предыдущего урока:
- Дайте определение механического движения. Поясните понятие тела отсчета на примерах.
- Дайте определение тела отсчета. Поясните понятие тела отсчета на примерах.
- Дайте определение системы отсчета.
3. Проведение исследовательской работы
Цель работы: научиться определять положение тел на поверхности стола в выбранной системе отсчета.
Оборудование: несколько тел разных размеров, две сантиметровые ленты.
Указания к работе:
Задание 1. Расположите тела на столе произвольным образом. Выберите одно из них – пусть оно будет телом отсчета. Определите положение каждого из тел в этой системе отсчета и запишите их координаты.
Задание 2. Не меняя положение тел на столе, перенесите координатные оси так, чтобы начало отсчета совпало с положением другого тела (новое тело отсчета). Определите положение каждого тела в новой системе отсчета и запишите их координаты.
Сравните между собой координаты каждого тела в разных системах отсчета. Какой вывод можно сделать? Запишите его.
Задание 3. Оставьте на столе только два тела: одно будет телом отсчета. Выберите наиболее удобное расположение координатных осей. Запишите начальные координаты другого тела в этой системе отсчета. Измените, положение этого тела на столе и снова определите его координаты. Проведите эту процедуру несколько раз. Какой вывод можно сделать? Запишите его.
4. Домашнее задание. Ответить на вопрос № 7 стр.46.
С какими трудностями вы столкнулись при определении координат тела? Как их преодолели?
Следующий урок начинается с обсуждения этого вопроса и выводов, полученных при исследовании.
Практическая работа №2. Изучение прямолинейного движения тел.
План урока
1. | Орг. момент | 2 мин. |
2. | Фронтальный опрос | 6 мин. |
3. | Проведение исследовательской работы | 30 мин. |
4. | Домашнее задание | 2 мин. |
2. Фронтальный опрос по материалу предыдущего урока:
- Дайте определение траектории. Как вы думаете, траектория – это реальная или воображаемая линия? Можно ли ее увидеть, потрогать, ощутить?
- Сконструируйте определение прямолинейного движения. Приведите примеры тел, движущихся прямолинейно. Можно ли утверждать, что в реальном мире есть тела, которые всегда движутся только прямолинейно?
3. Проведение исследовательской работы
Цель работы: Изучить разные виды прямолинейного движения.
Оборудование: подберите для проведения исследования нескольких тел, за движением которых вы будете наблюдать, часы с секундной стрелкой.
Указания к работе:
- Выберите удобную систему отсчета. (Что является телом отсчета? Как направлена координатная ось?) Подготовьте «маячки» - специальные метки, которые могут «запомнить» положение тела в любой момент времени.
- Перед измерениями проведите «установочный» эксперимент: сначала приблизительно измерьте время движения тела по выбранной траектории. Подберите такие условия, при которых это время наибольшее. В этом случае координаты тела в разные моменты времени вам удастся измерить точнее.
- Проведите опыты и измерения. Занесите результаты измерений в таблицу. Подсчитайте проекцию перемещения за одну, две, за три секунды и так далее. Результаты расчетов занесите в таблицу.
- Подсчитайте проекцию перемещения за первую, вторую и третью секунды и так далее. Результаты расчетов занесите в таблицу.
Удобно результаты измерений заносить в таблицу, например, такую:
Движение шарика (автомобиля, бруска) по…
Время, с | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Координата,см | |||||
Проекция перемещения, см |
Теперь проведите анализ полученных данных, отвечая на такие вопросы (для каждого опыта):
- Как изменяется координата движущегося тела?
- Каков знак проекции перемещения тела в вашем опыте?
- Как меняется проекция вектора перемещения в зависимости от времени движения?
- Сравните перемещения тела за одинаковые промежутки времени.
- Проведите несколько опытов, изучая движение тела по горизонтальной поверхности стола, по наклонной плоскости (вверх или вниз), по наклонному желобу.
Сравните результаты, полученные в разных опытах, сделайте выводы.
4. Домашнее задание. Вопрос № 3,4, 5 стр.58 (устно) в учебнике.
- Приведите примеры равномерных и неравномерных прямолинейных движений.
- Могут ли перемещения, которые совершает тело за равные промежутки времени, уменьшаться? Приведите примеры такого движения.
- Какие движения – равномерные или неравномерные чаще встречаются в окружающем мире?
Следующий урок начинается с обсуждения этих вопросов и выводов, полученных при исследовании.
Учащиеся получили важный опыт проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты. Обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц. Объяснять полученные результаты и делать выводы. Произведено наблюдение в физической лаборатории движения тел, изменения координат движущихся тел, зависимости координат тел от выбранной системы отсчета. Проведение измерений: координат тел в разных системах отсчета, координат движущихся тел, промежутков времени. Проведение исследования видов прямолинейного равномерного и неравномерного движения в соответствии с ориентировочной схемой при проведении практической работы.
Литература:
- Примерные программы основного общего образования. Физика 7-9. Естествознание 5.- М.: Просвещение, 2009.
- О стандарте второго поколения. – Статья А.А. Кузнецова, «Физика в школе», №2 2009.
- Курс физики основной школы в стандартах второго поколения. – Статья М.Ю. Демидова, «Физика в школе», №7 2011.
- Новое в деятельности учителя физики: готовимся к внедрению стандартов второго поколения. – Н.С. Пурышева и др., «Физика в школе», №1 2012.
- Стандарт второго поколения и школьное физическое образование. Статья С.П. Бабина, «Планирование изучения учебного материала по физике в 8 классе в соответствии с требованиями стандарта к организации образовательного процесса», Курск, 2010.
- «Физика-Первое Сентября» № 20/2010.
- Степанова Г.Н. Физика учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
- Программа курса «Физика».7 -9 классы/ авт.-сост. Г. Н. Степанова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.