Цели и задачи урока
- Закрепить полученные знания учащимися по теме «Мировой океан».
- Развивать умения определять по картам атласа особенности природы морей, условия жизни людей на побережье, их хозяйственную деятельность и необходимость охраны.
- Воспитывать чувства гордости, любви, ответственность за природное, историческое и культурное наследие нашей страны.
План урока
I. Оргмомент.
1. Объявляю тему, цель урока.
Слайды № 1,2,3
Назначаю всех учеников мореплавателями-исследователями на судне «Океан» под флагом Российской Федерации.
Слайд № 4
На столах открыты атласы с картой «Океаны мира». Знакомлю с книгой Тура Хейердала «Путешествие на Кон-Тики».
Слайд № 5
2. В течение урока ученики работают над проблемой. Отгадывают слово, зашифрованное на доске:
О_ _ _ _ _ _ _ _ _ я
Слайды № 6
Объясняю, что смысл этого слова будет помогать нам во время всего плавания.
II. Океанологический диктант.
Плавание продолжается вот уже несколько уроков.
За бортом Мировой океан (шум моря). Слайд № 7
1. У мореплавателей существуют свои термины, названия, определения. Предлагаю ученикам проверить, как они их усвоили. Слайды № 8
На столах листочки. Дети пишут океанологический диктант. Подписывают листочки, ставят № варианта.
I вариант
- Атлантический
- пассаты
- Тихий
- Красное
- планктон
- 13 млн. км2
- +2°
- природные пояса
- 180 млн. км2
- –2°
II вариант: Нумерация в обратном порядке.
Диктую определения, а ребята находят правильный ответ и записывают на листочках его номер в своем варианте.
– Самый молодой океан.
– Ветры, образующие океанические течения.
– Температура, при которой замерзает морская вода.
– Площадь Тихого океана.
– Самое солёное море.
– Как называются природные зоны в океане.
– Основная пища китов.
– Океан, названный Ф. Магелланом.
– Температура морской воды на глубине 1 км.
– Площадь Северного Ледовитого океана.
2. Ребята меняются листочками с соседом по парте.
Открываю на интерактивной доске заранее написанный «ключ» к проверке диктанта.
Ученики красной ручкой исправляют ошибки. Зачеркивания считаются ошибкой.
Выставляют друг другу оценку по следующим критериям.
0 ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
от 3 до 5 ошибок – «3»
более 5 ошибок – «2»
3. Прошу открыть дневники и выставить полученную оценку, а я в это время отправляю по рядам ведомость судового журнала для выставления в неё своих оценок и расписываюсь в дневниках.
4. Напоминаю, что ребята продолжают на этом уроке зарабатывать географическую валюту из казны кабинета географии – это «гео» (квадратики из голубой плотной бумаги с надписью «гео»).
За три заработанных «гео» ставлю в конце урока «5» в журнал.
III. Географическая разминка Слайд №9
Критерий – первая поднятая рука
Задаю вопросы, а ребята находят ответы на географической карте в атласе и получают заработанные «гео».
- Какой остров лежит в Индийском океане у берегов Африки?
- Какой залив соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном?
- Назовите море без берегов.
- Какой пролив соединяет два острова, два океана и разделяет два материка?
- Какие острова отделили Карибское море от Атлантического океана?
- Залив у берегов Индии.
- Острова, где погиб Ф. Магеллан.
- Канал, соединяющий Средиземное море с Красным.
- К какому океану принадлежит море Лаптевых?
- Назовите тёплое течение у берегов Европы.
Обращаюсь к учащимся со словами:
- Размялись? Молодцы. А теперь за новое дело!
(Звучит шум моря)
IV. Работа с интерактивной доской
На экране слайды с картами и иллюстрациями океанов.
Прошу ребят открыть свои судовые журналы, т.е. тетради по географии с выполненной домашней работой – заполненной таблицей «Особенности океанов» и сопоставляем с просмотром.
- Особенности Тихого океана Слайд №10,11,12
- Особенности Атлантического океана Слайд №13, 14, 15
- Особенности Индийского океана Слайд №16, 17, 18, 19, 20
- Особенности Северного Ледовитого океана Слайд № 21 22, 23, 24
Вспомнили особенности частей Мирового океана? Молодцы! Так держать!
V. Работа с раздаточным материалом.
На столе, который скорее напоминает морское дно, между морскими камешками и раковинами моллюсков лежат узкие листочки, напоминающие ленточки на бескозырках матросов. На них написаны особенности океанов, но листочки лежат «лицом вниз».
Ребята по очереди подходят к столу, берут любую ленточку-полоску, переворачивают, читают особенность и прикрепляют её на доску с надписью названия океана, к которому она относится.
За эту работу учащиеся продолжают зарабатывать «гео».
Это была настоящая исследовательская работа по изученному ранее материалу.
Итак, дети делают вывод, что у каждого океана есть только ему присущие особенности, и так игра в самый-самый. Ребята выполняют работу по определению самого-самого океана – большого, тёплого, солёного, глубокого и т.д.
VI. Работа с интернетом.
Объявляю ребятам сенсацию. Только что получено сообщение.
Новые открытия в Баренцевом море норвежскими учёными гигантского кратера, возникшего ~ 145 млн. лет назад (зачитываю из статьи Марата Зубко «Кратер имени Баренца»).
Объявляю вторую сенсацию. В Южной Корее для России спустили на воду 3 танкера, один из которых назван именем Юрия Синкевича.
Слайд № 25
Вспоминаем об этом путешественнике и мореплавателе с гордостью за нашу Родину.
VII. Географическая почта Слайд № 26
Ставлю на стол почтовый ящик с письмами ребят, присланными мне во время заочного плавания по океанам и морям. Зачитываю самые интересные. Демонстрирую присланные сувениры – морские ракушки, открытки, фотографии, рисунки, камешки…
VIII. Закрепление.
Обращаю внимание на поставленную в начале урока проблему.
Итак, какая наука помогала нам во время нашего путешествия. Ребята отвечают: «Океанология Слайд № 27, 28
IX. Домашнее задание:
составить кроссворд по теме «Мировой океан». Слайд № 29
Выставляются оценки за полученные «гео» в электронный журнал