Урок обучения грамоте по теме "Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ, щ"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с согласным глухим мягким звуком [щ’], с буквами Щ,щ, обозначающими звук [щ’].

Задачи.

  1. Закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения пар слов.
  2. Продолжить формирование навыка чтения целыми словами.
  3. Развивать речь, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения.
  4. Воспитывать культуру учебного труда, умение работать в паре, группе.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: чтение текста учебника по мере работы с новым материалом (слоги, слова, тексты); групповая и парная работа; самостоятельная работа с индивидуальной помощью тем, кто в этом нуждается.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика-партнёра по коммуникации и учителя.

Познавательные УУД: понимает значение речи в жизни каждого человека и общества; осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).

Предметные УУД: дифференцировать глухой мягкий звук щ на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать и отгадывать загадки.

Оборудование:

  1. Учебник Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков “Азбука”, Москва, Академкнига/Учебник,2012.
  2. Интерактивная доска.
  3. Файл “INK” - Звук [щ’], буквы Щ, щ. Презентация
  4. Раздаточный материал - фишки (квадраты, круги для обозначения звуков).

Ход урока

I. Организационный момент

- Настроенье, каково?
- Во!
- Все такого мнения?
- Все без исключения!
- Может вы устали?
- Мы с собой таких не брали!
- Может ляжем, отдохнём?
- Лучше мы урок начнём!

II. Сообщение темы урока

а) Игра “Доскажи словечко”

- Как у нашей дочки розовые … (Щёчки)

- Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал … (Щенок)

- Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит … (Плащ)

-У рыбака не дрогнет ручка, ведь ему попалась … (Щучка)

б) Выведение темы урока

- Какой звук чаще всего повторяется в словах? ([щ‘])

- Сформулируйте тему урока. (Звук [щ‘], буквы Щ, щ.) (Слайд 1). Презентация

III. Постановка учебной задачи.

- Какой будет ваша учебная задача? (Ответы учащихся)

IV. Составление плана работы.

- Составим план работы на уроке. (Ответы учащихся)

План работы. (Слайд 2)

  1. Дать характеристику звука.
  2. Соотнести звук с буквами.
  3. Чтение слов с новой буквой.

V. Звуковой анализ слов.

а) Характеристика звука. [щ‘]

- Как паровоз выпускает пар? (Щ-щ-щ)

- Произнесите ещё раз этот звук и дадим его характеристику, пользуясь планом на доске.

План. (Слайд 3)

  1. Гласный ? согласный
  2. Глухой ? звонкий
  3. Твёрдый ? мягкий
  4. Непарный ? парный

(На доску вывешивается карточка со звуком ___‘)

- Откройте учебник на с.103, проверим себя, правильно ли мы дали характеристику звука.

- Так, какой это звук? (Согласный глухой мягкий непарный)

- Первый пункт плана мы выполнили. Переходим ко второму.

б) Анализ слов ЩУКА, ЛЕЩ.

Щука в море уплывала,
Щука букву Щ украла.
Щуку надо нам поймать,
Чтобы букву Щ забрать. (На доску перевёрнутую карточку с буквам Щ, щ)

- Щука, к какому отряду животных относится? (К отряду – рыбы). (Слайд 4)

- Знаете ли вы ещё рыб, в названии которых встречается звук [щ‘]? (Варианты детей)

Под кувшинками в тиши,
Где не очень мелко,
Ходят важные лещи
Шириной с тарелку. (Слайд 5)

- Ребята, сидящие ближе к окну, поднимите руку. Вы составляете схему слова ЩУКА.

- А сидящие дальше от окна, составите схему слова ЛЕЩ.

(Работа с раздаточным материалом, 2 человека у доски) (Слайд 6)

б1). Самостоятельная работа

б2) Проверка самостоятельной работы

- Проверяем, что у нас получилось.

- Я тоже составила схемы данных слов. Посмотрите, так ли у вас?

На доске:

- А что у меня не так и почему? (В 1 слове третий звук [к] глухой, ударный второй звук [у]; во 2 слове первый звук [л‘] мягкий)

- Какой общий звук в этих словах? ([щ‘])

- На каком месте он стоит?

(В слове ЩУКА на первом месте, в слове ЛЕЩ – на последнем)

VI. Знакомство с обозначением звука [щ‘] буквами Щ, щ.

- Согласный глухой мягкий звук [щ‘] обозначают буквой “ща”. (Карточку перевернуть на доске)

- На что похожа буква “ща”? (Варианты детей) (Слайд 7)

На расчёску
Щ похожа.
Три зубца всего.
Ну что же? [1]

Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам. [1]

- Выполнили второй пункт плана? Переходим к третьему.

Физминутка (танец “Маленьких утят”)

VII. Чтение слогов. (Работа по учебнику – с.103)

- Чтобы правильно читать слова с новой буквой, посмотрим, а с какими гласными дружит буква “ща”.

- Прочитаем слоги. (Чтение слогов по цепочке)

- Чем похожи слоги в каждом столбике? (Есть буква Щ)

- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В 1 столбике даны слоги, которые начинаются с гласного; во 2 столбике слоги начинаются со звука [щ‘])

- Какие гласные не образуют слоги с буквой Щ? (Ответы детей)

VIII. Слушание “Сказки про шипящие”.

- Хотите узнать, почему?

- Тогда слушайте “Сказку про шипящие”.

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ![1]

- Какие слоги выделены в учебнике? (Ча, ща)

- Так почему выделены слоги ЧА, ЩА? (Ответы детей)

IX. Чтение слогов и слов (работа по учебнику с.103).

- Читаем по цепочке.

Щучьи …… зубы, плавники.

Овощной …..сок, салат, суп.

X. Чтение загадок. (Работа по учебнику с.103)

а) Самостоятельная работа.

- Посмотрите на условное обозначение в учебнике.

- С чем мы будем работать? (С загадками)

- А что мы называем загадкой? (Выражение, нуждающееся в разгадке)

- Вы работаете в парах: читаете друг другу по одной загадке и отгадываете её.

б) Проверка самостоятельной работы.

- Поднимите руку те, кто считает, что его сосед может правильно и выразительно прочитать загадку всему классу. (Читают два человека, отгадку записываем на доску или вывешиваем карточку с напечатанными словами: лук, тыква)

в) Анализ слов.

- Проанализируем каждое слово-отгадку по плану.

План. (Слайд 8)

  1. Сколько в слове гласных?
  2. Сколько слогов?
  3. Назовите ударный слог.

г) Работа по развитию речи – составление предложений.

- Составьте предложение с любым словом-отгадкой. (Варианты детей)

Например, На грядке вырос лук.

- Составим схему этого предложения. (Слайд 9)

- Посмотрите на третий пункт плана. Поупражнялись мы в чтении слов с новой буквой?

Физминутка (танец “Стирка” под ритмичную музыку)

XI. Игра “Наборщик” на развитие речи, внимания. (Слайды 10, 11, 12, 13)

Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом сложить их снова -
Выйдут новые слова.

- Прочитайте слово. Кто такие товарищи? (Люди, близкие по общим интересам, по видам деятельности)

- Вы сейчас тоже будете товарищами в своей группе: 1 колонка – 1 группа, 2 колонка – 2 группа, 3 колонка – 3 группа.

- Составляете и записываете слова-предметы в своих группах.

- Какие правила работы в группе вы знаете? (Ответы учащихся)

Слышать собеседника.

Высказывать своё мнение.

Приходить к согласию.

а) Самостоятельная работа в группах.

б) Проверка самостоятельной работы.

- Проверяем.

- Сколько всего букв в этом слове? (8 букв)

- Есть ли у вас слова, в которых 7 букв? 6 букв? 5 букв? 4 буквы? 3 буквы? 2 буквы? (Товар, роща, вор, рот, щи)

- Смотрим в остальных группах, если у вас есть это слово, то вычёркиваем его.

- Есть ли у вас не вычеркнутые слова?

XII. Домашнее задание.

- Дома поиграть с мамой (папой), с братом (сестрой) в “Волшебные превращения слов” в учебнике на с.105.

- А кто желает, может подобрать загадку с любым из слов на розовой или голубой полоске.

XIII. Итог урока. (Слайд 14)

Сегодня на уроке

Я повторил ….

Я узнал (познакомился) …

Было интересно ….

Было трудно ….

Как я оценю себя …

Кого я ещё могу оценить …

XIV. Рефлексия. (Cлайд 15)

- Подумайте и покажите, на какую ступеньку знаний вы сегодня поднялись? (Показ цвета при помощи сигнальных кругов)

Литература

  1. Занимательное азбуковедение/ Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991.