Цель: познакомить учащихся с согласным глухим мягким звуком [щ’], с буквами Щ,щ, обозначающими звук [щ’].
Задачи.
- Закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения пар слов.
- Продолжить формирование навыка чтения целыми словами.
- Развивать речь, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения.
- Воспитывать культуру учебного труда, умение работать в паре, группе.
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: чтение текста учебника по мере работы с новым материалом (слоги, слова, тексты); групповая и парная работа; самостоятельная работа с индивидуальной помощью тем, кто в этом нуждается.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика-партнёра по коммуникации и учителя.
Познавательные УУД: понимает значение речи в жизни каждого человека и общества; осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УУД: дифференцировать глухой мягкий звук щ на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать и отгадывать загадки.
Оборудование:
- Учебник Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков “Азбука”, Москва, Академкнига/Учебник,2012.
- Интерактивная доска.
- Файл “INK” - Звук [щ’], буквы Щ, щ. Презентация
- Раздаточный материал - фишки (квадраты, круги для обозначения звуков).
Ход урока
I. Организационный момент
- Настроенье, каково?
- Во!
- Все такого мнения?
- Все без исключения!
- Может вы устали?
- Мы с собой таких не брали!
- Может ляжем, отдохнём?
- Лучше мы урок начнём!
II. Сообщение темы урока
а) Игра “Доскажи словечко”
- Как у нашей дочки розовые … (Щёчки)
- Я сегодня сбилась с ног, у меня пропал … (Щенок)
- Дождь идёт, но ты не плачь, скоро мама купит … (Плащ)
-У рыбака не дрогнет ручка, ведь ему попалась … (Щучка)
б) Выведение темы урока
- Какой звук чаще всего повторяется в словах? ([щ‘])
- Сформулируйте тему урока. (Звук [щ‘], буквы Щ, щ.) (Слайд 1). Презентация
III. Постановка учебной задачи.
- Какой будет ваша учебная задача? (Ответы учащихся)
IV. Составление плана работы.
- Составим план работы на уроке. (Ответы учащихся)
План работы. (Слайд 2)
- Дать характеристику звука.
- Соотнести звук с буквами.
- Чтение слов с новой буквой.
V. Звуковой анализ слов.
а) Характеристика звука. [щ‘]
- Как паровоз выпускает пар? (Щ-щ-щ)
- Произнесите ещё раз этот звук и дадим его характеристику, пользуясь планом на доске.
План. (Слайд 3)
- Гласный ? согласный
- Глухой ? звонкий
- Твёрдый ? мягкий
- Непарный ? парный
(На доску вывешивается карточка со звуком ___‘)
- Откройте учебник на с.103, проверим себя, правильно ли мы дали характеристику звука.
- Так, какой это звук? (Согласный глухой мягкий непарный)
- Первый пункт плана мы выполнили. Переходим ко второму.
б) Анализ слов ЩУКА, ЛЕЩ.
Щука в море уплывала,
Щука букву Щ украла.
Щуку надо нам поймать,
Чтобы букву Щ забрать. (На доску перевёрнутую
карточку с буквам Щ, щ)
- Щука, к какому отряду животных относится? (К отряду – рыбы). (Слайд 4)
- Знаете ли вы ещё рыб, в названии которых встречается звук [щ‘]? (Варианты детей)
Под кувшинками в тиши,
Где не очень мелко,
Ходят важные лещи
Шириной с тарелку. (Слайд 5)
- Ребята, сидящие ближе к окну, поднимите руку. Вы составляете схему слова ЩУКА.
- А сидящие дальше от окна, составите схему слова ЛЕЩ.
(Работа с раздаточным материалом, 2 человека у доски) (Слайд 6)
б1). Самостоятельная работа
б2) Проверка самостоятельной работы
- Проверяем, что у нас получилось.
- Я тоже составила схемы данных слов. Посмотрите, так ли у вас?
На доске:
- А что у меня не так и почему? (В 1 слове третий звук [к] глухой, ударный второй звук [у]; во 2 слове первый звук [л‘] мягкий)
- Какой общий звук в этих словах? ([щ‘])
- На каком месте он стоит?
(В слове ЩУКА на первом месте, в слове ЛЕЩ – на последнем)
VI. Знакомство с обозначением звука [щ‘] буквами Щ, щ.
- Согласный глухой мягкий звук [щ‘] обозначают буквой “ща”. (Карточку перевернуть на доске)
- На что похожа буква “ща”? (Варианты детей) (Слайд 7)
На расчёску
Щ похожа.
Три зубца всего.
Ну что же? [1]
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам. [1]
- Выполнили второй пункт плана? Переходим к третьему.
Физминутка (танец “Маленьких утят”)
VII. Чтение слогов. (Работа по учебнику – с.103)
- Чтобы правильно читать слова с новой буквой, посмотрим, а с какими гласными дружит буква “ща”.
- Прочитаем слоги. (Чтение слогов по цепочке)
- Чем похожи слоги в каждом столбике? (Есть буква Щ)
- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В 1 столбике даны слоги, которые начинаются с гласного; во 2 столбике слоги начинаются со звука [щ‘])
- Какие гласные не образуют слоги с буквой Щ? (Ответы детей)
VIII. Слушание “Сказки про шипящие”.
- Хотите узнать, почему?
- Тогда слушайте “Сказку про шипящие”.
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, Ы, И, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ![1]
- Какие слоги выделены в учебнике? (Ча, ща)
- Так почему выделены слоги ЧА, ЩА? (Ответы детей)
IX. Чтение слогов и слов (работа по учебнику с.103).
- Читаем по цепочке.
Щучьи …… зубы, плавники.
Овощной …..сок, салат, суп.
X. Чтение загадок. (Работа по учебнику с.103)
а) Самостоятельная работа.
- Посмотрите на условное обозначение в учебнике.
- С чем мы будем работать? (С загадками)
- А что мы называем загадкой? (Выражение, нуждающееся в разгадке)
- Вы работаете в парах: читаете друг другу по одной загадке и отгадываете её.
б) Проверка самостоятельной работы.
- Поднимите руку те, кто считает, что его сосед может правильно и выразительно прочитать загадку всему классу. (Читают два человека, отгадку записываем на доску или вывешиваем карточку с напечатанными словами: лук, тыква)
в) Анализ слов.
- Проанализируем каждое слово-отгадку по плану.
План. (Слайд 8)
- Сколько в слове гласных?
- Сколько слогов?
- Назовите ударный слог.
г) Работа по развитию речи – составление предложений.
- Составьте предложение с любым словом-отгадкой. (Варианты детей)
Например, На грядке вырос лук.
- Составим схему этого предложения. (Слайд 9)
- Посмотрите на третий пункт плана. Поупражнялись мы в чтении слов с новой буквой?
Физминутка (танец “Стирка” под ритмичную музыку)
XI. Игра “Наборщик” на развитие речи, внимания. (Слайды 10, 11, 12, 13)
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом сложить их снова -
Выйдут новые слова.
- Прочитайте слово. Кто такие товарищи? (Люди, близкие по общим интересам, по видам деятельности)
- Вы сейчас тоже будете товарищами в своей группе: 1 колонка – 1 группа, 2 колонка – 2 группа, 3 колонка – 3 группа.
- Составляете и записываете слова-предметы в своих группах.
- Какие правила работы в группе вы знаете? (Ответы учащихся)
Слышать собеседника.
Высказывать своё мнение.
Приходить к согласию.
а) Самостоятельная работа в группах.
б) Проверка самостоятельной работы.
- Проверяем.
- Сколько всего букв в этом слове? (8 букв)
- Есть ли у вас слова, в которых 7 букв? 6 букв? 5 букв? 4 буквы? 3 буквы? 2 буквы? (Товар, роща, вор, рот, щи)
- Смотрим в остальных группах, если у вас есть это слово, то вычёркиваем его.
- Есть ли у вас не вычеркнутые слова?
XII. Домашнее задание.
- Дома поиграть с мамой (папой), с братом (сестрой) в “Волшебные превращения слов” в учебнике на с.105.
- А кто желает, может подобрать загадку с любым из слов на розовой или голубой полоске.
XIII. Итог урока. (Слайд 14)
Сегодня на уроке
Я повторил ….
Я узнал (познакомился) …
Было интересно ….
Было трудно ….
Как я оценю себя …
Кого я ещё могу оценить …
XIV. Рефлексия. (Cлайд 15)
- Подумайте и покажите, на какую ступеньку знаний вы сегодня поднялись? (Показ цвета при помощи сигнальных кругов)
Литература
- Занимательное азбуковедение/ Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991.