Урок русского языка по теме "Прием списывания текста с орфограммами слабых позиций"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

cоздать условия для:

1) формирования у учащихся умений:

- находить “опасные места” в словах, обосновывать способ письма с пропуском орфограмм слабых позиций;

- “закрывать дырки” в словарных словах;

- следовать установленной последовательности действий при списывании;

2) развития познавательного интереса.

Задачи урока:

  • классифицировать предметы в группы по одинаковости признаков;
  • списывать высказываниями несложного по содержанию текста;
  • находить в тексте ошибки и причины их возникновения.

Планируемые метапредметные результаты.

Личностные: отношение к учению, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: овладевать умением прогнозировать свою деятельность, определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, осуществлять самоконтроль; отличать верно данный ответ от неверного, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые предметные результаты: уметь пользоваться памяткой при списывании, грамотно писать слова с пропуском орфограммам слабых позиций; работать с орфографическим словарём.

Оборудование урока: tомпьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, презентация по теме урока, фонограмма песни “Ёлочка ёлка”, новогодние шары, рисунок ёлки.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ход урока

I. Организационный момент

Цели:

- актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД:

- готовность к обучению, положительное отношение к учению.

Эмоциональный настрой на урок

У: Вы готовы начать урок?

Д: Да.

(Дети вместе с учителем произносят хором:)

У и Д:
“Класс наш светлый и уютный
Хорошо мы в нём живём,
Улыбнёмся же друг другу
И скорей урок начнём”

У: С каким настроением пришли на урок?

Д: Показывают смайлики

У: Каким бы хотели видеть наш урок? Себя на уроке? Учителя?

Д: Свободные высказывания детей.

У: Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.

Я желаю вам успехов и творческих удач. Пусть хорошее настроение поможет вам!

У: Урок русского языка будет проходит под девизом:

(Дети с учителем читают хором)

У и Д: “Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить”. (Cлайд 2). Презентация

II. Создание “ситуации успеха” (этап актуализации известного способа действия)

Цели:

- организовать работу по формированию умений находить “опасные места” в словах;

- обосновывать способ письма с пропуском орфограммам слабых позиций.

Познавательные УУД:

- выполнять классификацию, обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания).

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль;

- отличать верно данный ответ от неверного.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Орфографическая разминка

У: Откройте тетради, запишите дату. Классная работа.

На слайде 3 звуковые записи:

[с к а с к а], [с н' а т ь], [с н' е к],[в' и с т' и], [м а л ы ш], [ л э с ], [с у г р о п]

- Прочитайте слова.

Д: Читают слова, находят ловушки и исправляют их на слайде карандашом.

У: Предложите задания.

Д: Предлагают задания, например:

- Разделить слова на 2 группы по каким-либо грамматическим признакам.

- Записать слова в алфавитном порядке.;

- Назвать слова, которые нельзя перенести и т.д.)

У: А я предлагаю вам записать слова, заменяя звуковые записи буквенными.

- Какой способ безошибочного письма нашли?

Д: Письмо с пропуском орфограмм слабых позиций.

У: 1 ученик поработает у доски самостоятельно, а все остальные - у себя в тетради.

Двум ученикам предлагаю поработать самостоятельно, выполнив задания.

(Дети получают карточки с заданиями. (Приложение 1)

Проверка выполнения работы.

Ученик, работающий у доски самостоятельно, обосновывает правильность выполненной им работы с помощью игры “Защити слово”. Дети знаками (пальчик) показывают согласие или несогласие, вступают с учеником в учебный диалог.

У: Оцените работу ученика.

Д: Свободные высказывания.

У: Оцените свою работу по волшебной линеечке.

- Что помогло вам справиться с работой?

Д: Знание признаков слабых и сильных позиций гласных и согласных звуков.

У: Как называется позиция, когда “выходят на работу” все известные нам звуки?

Д: Сильная.

У: Как называется позиция, где любые звуки невозможны?

Д: Слабая.

У: Проверим правильность выполнения задания, предложенного двум ученикам.

(Ученики называют признаки сильных и слабых позиций гласных и согласных звуков)

Оценка учащимися. (Слайд 4)

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Познавательные УУД:

- уметь пользоваться орфографическим словарём;

- уметь проводить сравнение по заданным критериям.

КоммуникативныеУУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

У: Когда можно “закрывать дырки”?

Д: В словарных словах, когда списываем текст с орфограммами слабых позиций.

У: Что поможет правильно написать словарные слова?

Д: Орфографический словарь.

У: Какие секреты орфографического словаря вы знаете?

Д: 1 секрет:
“Слова в словаре расположены в алфавитном порядке”.

У: Повторим алфавит (поют алфавит на мотив песни “В лесу родилась ёлочка”)

У: Поднялось настроение после песенки?

Д: Да.

У: Скоро Новый год - прекрасный праздник, которого с нетерпением ждут и взрослые и дети.

Физминутка

Прекрасно всё на небе,
(поднимают руки вверх)
Прекрасно на земле,
(опускают руки вниз)
Прекрасно всё вокруг,
(поворачиваются влево и вправо)
Прекрасно всё во мне.
(кладут руки на грудь)

У: Какие ещё секреты орфографического словаря вы знаете?

Д: 2 секрет:
“Если слова начинаются на одинаковую букву, нужно смотреть на следующую”.

3 секрет:
“Слова в словаре даны только в единственном числе”.

У: А что поможет правильно списать текс?

Д: Алгоритм списывания.

У: Достаточно ли хорошо научились списывать текст, готовы ли к контрольному списыванию?

Д: Нет.

У: Какую учебную задачу поставим на сегодняшний урок?

Д: Продолжим изучать приёмы списывания текста с орфограммами слабых позиций.

IV. Решение учебной задачи

Цели:

- создать условия для формирования умения следовать установленной последовательности действий при списывании;

- уметь пользоваться памяткой при списывании.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Регулятивные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

КоммуникативныеУУД:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

У: Мы с вами немало проверили слов по словарю.

- Хотите убедиться в устойчивости своей памяти?

Д: Да.

У: Сегодня работу со словарными словами проведёт …

(Ученик ведёт класс и предлагает задание, подготовленное дома, например:

Я предлагаю вам записать слова в два столбика: в первый - слова с орфограммой “а”, а во второй – с орфограммой “о”.

Проверка выполнения работы.

У: Предлагаю поработать в парах и проверить правильность выполнения работы.

Д: Называют по порядку слова с орфограммой “а”, затем – с “о”.

У: Оцените работу товарища по волшебной линеечке, выскажите свои пожелания тем детям, которые допустили ошибки.

У: А теперь продолжим учиться приёмам списывания текста с орфограммами слабых позиций.

- Так что же поможет правильно списать текс?

Д: Алгоритм списывания (слайд 5)

У: У каждого из вас на столе лежит алгоритм “Как я буду списывать”. (Приложение 2)

Давайте вспомним порядок его выполнения.

Д: Называют действия алгоритма по порядку.

У: Можно ли при списывании текста опускать некоторые пункты алгоритма?

Д: Нет.

У: Почему?

Д: Может привести к ошибочному написанию слов.

У: Выполним упражнение №127, прочитайте задание.

Д: Читают про себя.

У: Какая цель перед нами стоит?

Д: Отгадать загадки и списать их.

У: Прочитайте и отгадайте 1 загадку (шахматы), вторую (щука).

Поработаем со второй загадкой.

У: Сколько высказываний?

Д: Три.

У: Докажите.

Д: Три законченные мысли, три точки в конце каждого высказывания.

У: Как записано каждое высказывание?

Д: С новой строки.

У: Почему?

Д: Стихотворная форма.

У: Откройте рабочие тетради на странице 41 и прочитайте, какое задание предлагает вам выполнить дядюшка Ус.

Д: Проверить работу Авосика. Если в записи есть ошибки, исправить их.

У: Предлагаю вам выступить в роли контролёров и выполнить задание, работая в парах.

Вспомним правила работы в парах.

Д: Работаем сообща, слушаем товарища, договариваемся.

Физминутка

Я дрозд и ты дрозд
(показывают вначале на себя, потом на соседа).
У меня носик и у тебя носик,
У тебя щёчки, глазки
И у тебя щёчки, глазки.
У меня губки
И у тебя губки.
Я твой друг и ты мой друг,
Мы с тобой два друга,
И мы понимаем друг друга.

4) Проверка выполнения задания.

(слайд 6)

У: Посчитайте сколько ошибок допустил Авосик?

Д: Шесть ошибок.

У: Назовите их.

Д: Называют ошибки.

У: Как выдумаете, почему он их допустил?

Д: Не работал по алгоритму.

У: Поставьте знак “!! - особое внимание” возле тех пунктов алгоритма, которые были опущены Авосиком или сделаны без особой тщательности?

Д: Выходят по одному ученику к доске и на слайде карандашом ставят знак “!! - особое внимание”, остальные оценивают.

У: Продолжим работать в парах.

- Найдите в первом высказывании слово, в котором звуков больше чем букв.

Д: Летает.

У: А я нашла ещё два слова, в которых звуков больше чем букв: крылья и есть.

(Приём “Провокация”)

Д: Отстаивают свою точку зрения, согласны они с учителем или нет.

У: Предлагаю выполнить транскрипцию слова “летает”. (Одна пара работает у доски)

Проверка выполнения работы.

Д: Оценивают работу учеников, работающих у доски знаками, задают вопросы.

V. Постановка учебной задачи на следующий урок

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности к постановке учебной задачи;

- организовать формулирование темы предстоящего урока.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на следующий урок с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

У: Однажды Алёша решил заняться уборкой дома, ведь приближается Новый год. Он наткнулся на письмо, хотел его выбросить, но решил прочитать. Когда начал читать, то понял, что это письмо написал он, когда гостил на летних каникулах у дедушки в деревне. Давайте его прочитаем. (Рабочая тетрадь страница 43)

Д: Вслух читает ученик.

У: Найдите в тексте слова, которые называют действия и заканчиваются шипящим звуком.

Д: Хочешь, гостишь…

У: Что заметили? Как написаны эти слова?

Д: С мягким знаком на конце.

У: Кто догадался, чему будем учиться на следующем уроке?

Д: Писать слова, называющие действия с шипящими на конце, и при списывании текста уделять им должное внимание (слайд 7)

VI. Задание на дом

Цели:

- разъяснить, что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания;

- определить критерия успешного выполнения домашнего задания.

У: Найдите и запишите 3 зимние загадки, используя алгоритм списывания, отгадки запишите в скобках (слайд 8)

У: Где найдёте загадки?

Д: В книгах, журналах, Интернете …

У: Как будете списывать?

Д: Без пропусков орфограмм слабых позиций.

У: Что поможет не допустить ошибок?

Д: Алгоритм списывания.

У: О чём не должны забыть в конце выполнения работы?

Д: Оценить себя по двум волшебным линеечкам:

- по правильности;

- по красоте.

VII. Рефлексия деятельности

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности;

- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

КоммуникативныеУУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Рефлексия деятельности

У: Наш урок подходит к концу. Проанализируйте свою деятельность на уроке, используя рефлексивный экран.

Д: Свободные высказывания детей (слайд 9)

(Приложение 3)

У: Работа кого из одноклассников понравилась больше всего?

Д: Называют фамилии и имена учеников.

У: Поаплодируем им.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния “Ёлочка настроения”

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение. Шарики прикрепляют на елочку, которая расположена на доске

(В это время звучит новогодняя песенка про ёлочку) (Приложение 4)

У: Дети, спасибо за урок! (Слайд 10)

Д: Благодарят за урок учителя.

Список использованной литературы

  1. Репкин В.В., Некрасова Т.В., Восторгова Е.В. Учебник Русский язык 2 кл.: В 2-х частях. Часть 1.- 14-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
  2. Старагина И.П., Некрасова Т.В. Рабочая тетрадь по русскому языку 2 кл.: В 2-х частях. Часть 1.- 13-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.
  3. Школьный грамматико-орфографический словарик русского языка. -Санкт- Петербург: “Издательский дом Громова”, 2004.