Цели.
Ход занятия
1. Логопед: Ребята, вспомните, что такое Олимпиада?
Дети: Это спортивные игры, в которых участвуют спортсмены из разных стран.
Логопед: Олимпийские игры впервые проводились в древней Греции в городе Олимпия много веков назад. Но они не устарели до сих пор и проводятся в наше время. Эти игры спортивные. А спорт приносит здоровье и хорошее настроение.
Логопед: Мы с вами тоже сегодня проведем небольшие соревнования, но состязаться будем не в силе и ловкости, а в смекалке и грамотности.
2. Логопед: В соревнованиях участвуют женщины и мужчины, спортсмены и спортсменки. Мы знаем, что звуки тоже делятся на две группы. Какие?
Дети: Гласные и согласные.
Логопед: Чем они отличаются? Давайте вспомним гласные.
Сейчас мы поиграем в игру “Верни мне гласный”.
Мяч лови и мяч бросай,
Какой гласный называй.
(Дети встают в круг, логопед по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя слово, ребенок возвращает мяч, называя гласный звук из этого слова.)
3. Логопед: Посмотрите на картинки. На них изображено то, что необходимо спортсменам для соревнований, а также символы олимпиады. Назовите их, разделите на слоги.
(Коньки, клюшка, шайба, санки, каток, лыжи, лыжные палки, факел, олимпийские кольца…)
А сейчас поиграем в игру “Чего не стало?”
Логопед: Какие картинки остались? (лыжи, факел). Какой одинаковый звук слышите в этих словах?
Уточнение артикуляции и характеристика звука [Л]. (согл., тв., звонк.)
Логопед: Назовите мягкий звук.
4. Логопед: На олимпиаду приезжают спортсмены со всего мира, они говорят на разных языках, некоторые из них не понимают друг друга. Давайте и мы поговорим на незнакомом языке.
- Воспроизведение слоговых рядов: ла-ло-лу-лы и др.
- Преобразование слогов: ла-ла-ла – ля-ля-ля и др.
5. Логопед: Давайте вспомним, какие бывают зимние виды спорта.
Я буду читать загадки, а вы попробуйте отгадать.
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: “шайбу!”, “мимо!”, “бей!” -
Значит там игра – …. (Хоккей)
Спорт на свете есть такой,
Популярен он зимой.
На полозьях ты бежишь,
За соперником спешишь. (Лыжные гонки)
Катаюсь на нем до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
Сам на горку пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу. (Санки, санный
спорт)
На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт,
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется… (Фигурное катание)
Он на лыжах, но как птица
Может в небе появиться.
Оттолкнётся и вперёд
Отправляется в полёт.
Как гора зовётся, с которой он несётся? (Трамплин,
прыжки с трамплина)
Лыжа здесь всего одна.
Коротка, а не длинна.
Чудеса на ней покажем.
Кувыркаться можем даже. (Сноуборд, сноубординг)
Риска, скорости любитель
Снежных склонов покоритель
И на лыжах мчится он
С высоченных самых гор. (Горные лыжи)
Мы бежим все по лыжне
С винтовкой каждый на спине.
И как вид спорта тот зовётся?
Ответить кто из вас возьмётся? (Биатлон)
Кто десять километров,
Качая в такт рукой,
Бежит по льду, стараясь,
Согнувшись кочергой? (Конькобежный спорт)
Посмотрите – вот герой,
Он летит вниз головой,
Животом на санках лежа.
Страшно, аж мороз по коже. (Скелетон)
На площадке ледяной
Игроки метут метлой.
И по льду гоняют камень.
Что за спорт тут перед нами? (Керлинг)
Логопед: Вспомните все отгадки. Назовите только те, в которых есть звук [Л], а теперь те, в которых есть звук [Л’].
6. Физминутка.
Логопед: Чтобы побеждать, спортсмены много тренируются. Давайте и мы с вами проведем разминку.
Дети любят физкультуру, Заниматься им не лень. Дети прыгают, как мячик, Тренируются весь день. Наклонившись, могут дети Пол ладонями достать, А потом, как цапля, могут На одной ноге стоять. Лужу могут перепрыгнуть, |
Дети маршируют в заданном
ритме. Останавливаются и качают головой. Прыгают на двух ногах на месте, руки на поясе. Наклоняются вперед, стараясь рукой достать пол. Стоят на одной ноге, руки в стороны. Прыгают на
двух ногах вперед, руки на поясе. |
Логопед: Как вы понимаете пословицу “В здоровом теле – здоровый дух”?
7. Логопед: Мы знаем, что биатлонисту необходимо не только хорошо пробежать на лыжах, но и метко попасть в мишень. Попробуйте тоже не промахнуться. Сейчас поиграем в игру “Добавь нужный звук”. Нужно добавить в конце слова звук [Л] или [Л’].
(го., меда., факе., да., пьедеста., футбо. и др.)
8. Логопед: Задача хоккеистов забросить шайбу в ворота. А мы постараемся составить как можно больше слов из слова “спортсмены”.
9. Логопед: В начале олимпиады зажигается олимпийский огонь. Посмотрите, и у нас он тоже горит (картинка олимпийского огня).
Составьте из букв-искорок слово (слово “победа”).
Логопед: Давайте пожелаем нашим спортсменам побед на олимпиаде. А вам я желаю быть здоровыми, сильными, занимайтесь спортом и побеждайте.
10. Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили? Что у них общего? Чем отличаются?
Назовите слова со звуком [Л], а теперь со звуком [Л’].