Тема урока: "Дифференциация звуков [Л] и [Л']"

Разделы: Логопедия


Цели.

  1. Закрепить понятия: звук, гласный, согласный, твердый, мягкий, звонкий, глухой.
  2. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков [Л] и [Л’].
  3. Закрепить умения: определять количество слогов в слове, находить место звука в слове, придумывать слова на заданный звук.
  4. Развивать слуховое внимание, фонематический слух.
  5. Расширять и уточнять словарь по лексической теме “Зимние виды спорта”.

Ход занятия

1. Логопед: Ребята, вспомните, что такое Олимпиада?

Дети: Это спортивные игры, в которых участвуют спортсмены из разных стран.

Логопед: Олимпийские игры впервые проводились в древней Греции в городе Олимпия много веков назад. Но они не устарели до сих пор и проводятся в наше время. Эти игры спортивные. А спорт приносит здоровье и хорошее настроение.

Логопед: Мы с вами тоже сегодня проведем небольшие соревнования, но состязаться будем не в силе и ловкости, а в смекалке и грамотности.

2. Логопед: В соревнованиях участвуют женщины и мужчины, спортсмены и спортсменки. Мы знаем, что звуки тоже делятся на две группы. Какие?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед: Чем они отличаются? Давайте вспомним гласные.

Сейчас мы поиграем в игру “Верни мне гласный”.

Мяч лови и мяч бросай,
Какой гласный называй.

(Дети встают в круг, логопед по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя слово, ребенок возвращает мяч, называя гласный звук из этого слова.)

3. Логопед: Посмотрите на картинки. На них изображено то, что необходимо спортсменам для соревнований, а также символы олимпиады. Назовите их, разделите на слоги.

(Коньки, клюшка, шайба, санки, каток, лыжи, лыжные палки, факел, олимпийские кольца…)

А сейчас поиграем в игру “Чего не стало?”

Логопед: Какие картинки остались? (лыжи, факел). Какой одинаковый звук слышите в этих словах?

Уточнение артикуляции и характеристика звука [Л]. (согл., тв., звонк.)

Логопед: Назовите мягкий звук.

4. Логопед: На олимпиаду приезжают спортсмены со всего мира, они говорят на разных языках, некоторые из них не понимают друг друга. Давайте и мы поговорим на незнакомом языке.

- Воспроизведение слоговых рядов: ла-ло-лу-лы и др.

- Преобразование слогов: ла-ла-ла – ля-ля-ля и др.

5. Логопед: Давайте вспомним, какие бывают зимние виды спорта.

Я буду читать загадки, а вы попробуйте отгадать.

Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: “шайбу!”, “мимо!”, “бей!” -
Значит там игра – …. (Хоккей)

Спорт на свете есть такой,
Популярен он зимой.
На полозьях ты бежишь,
За соперником спешишь. (Лыжные гонки)

Катаюсь на нем до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
Сам на горку пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу. (Санки, санный спорт)

На льду танцует фигурист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт,
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется… (Фигурное катание)

Он на лыжах, но как птица 
Может в небе появиться.
Оттолкнётся и вперёд
Отправляется в полёт.
Как гора зовётся, с которой он несётся? (Трамплин, прыжки с трамплина)

Лыжа здесь всего одна.
Коротка, а не длинна.
Чудеса на ней покажем.
Кувыркаться можем даже. (Сноуборд, сноубординг)

Риска, скорости любитель
Снежных склонов покоритель
И на лыжах мчится он
С высоченных самых гор.  (Горные лыжи)

Мы бежим все по лыжне
С винтовкой каждый на спине.
И как вид спорта тот зовётся?
Ответить кто из вас возьмётся? (Биатлон)

Кто десять километров,
Качая в такт рукой,
Бежит по льду, стараясь,
Согнувшись кочергой? (Конькобежный спорт)

Посмотрите – вот герой,
Он летит вниз головой,
Животом на санках лежа.
Страшно, аж мороз по коже. (Скелетон)

На площадке ледяной
Игроки метут метлой.
И по льду гоняют камень.
Что за спорт тут перед нами? (Керлинг)

Логопед: Вспомните все отгадки. Назовите только те, в которых есть звук [Л], а теперь те, в которых есть звук [Л’].

6. Физминутка.

Логопед: Чтобы побеждать, спортсмены много тренируются. Давайте и мы с вами проведем разминку.

Дети любят физкультуру,
Заниматься им не лень.
Дети прыгают, как мячик,
Тренируются весь день.
Наклонившись, могут дети
Пол ладонями достать,
А потом, как цапля, могут
На одной ноге стоять.

Лужу могут перепрыгнуть,
Через речку переплыть.
Знают дети, что полезно
С физкультурой всем дружить.

Дети маршируют в заданном ритме.
Останавливаются и качают головой.
Прыгают на двух ногах на месте, руки на поясе.
Наклоняются вперед, стараясь рукой достать пол.
Стоят на одной ноге, руки в стороны.

Прыгают на двух ногах вперед, руки на поясе.
Имитация движений рук пловца.
Хлопки в ладоши на каждое слово.
Руки опущены вниз, произнося слово “дружить”,
резко поднимают обе руки вверх.

Логопед: Как вы понимаете пословицу “В здоровом теле – здоровый дух”?

7. Логопед: Мы знаем, что биатлонисту необходимо не только хорошо пробежать на лыжах, но и метко попасть в мишень. Попробуйте тоже не промахнуться. Сейчас поиграем в игру “Добавь нужный звук”. Нужно добавить в конце слова звук [Л] или [Л’].

(го., меда., факе., да., пьедеста., футбо. и др.)

8. Логопед: Задача хоккеистов забросить шайбу в ворота. А мы постараемся составить как можно больше слов из слова “спортсмены”.

9. Логопед: В начале олимпиады зажигается олимпийский огонь. Посмотрите, и у нас он тоже горит (картинка олимпийского огня).

Составьте из букв-искорок слово (слово “победа”).

Логопед: Давайте пожелаем нашим спортсменам побед на олимпиаде. А вам я желаю быть здоровыми, сильными, занимайтесь спортом и побеждайте.

10. Логопед: О каких звуках мы сегодня говорили? Что у них общего? Чем отличаются?

Назовите слова со звуком [Л], а теперь со звуком [Л’].