Цели и задачи урока.
Образовательные:
- применение теоретических знаний на практике – закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания; решение практических расчетных задач;
- применение навыков решения уравнений, записанных в виде пропорции, с помощью основного свойства пропорции;
- ознакомление с многообразием озер России;
- повышение мотивации к изучению предметов школьного курса;
- применение проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.
Воспитательные:
- организация самостоятельной учебной деятельности;
- формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление, коммуникабельность;
- формирование интереса к поисковой деятельности;
- формирование навыков контроля и оценки своей деятельности.
Развивающие:
- расширение кругозора, формирование целостного представления о мире;
- повышение любознательности, стремления использовать приобретенные на уроке навыки в реальной жизни;
- развитие монологической и диалогической речи; умения вступать в речевое общение.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
- понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;
Познавательные:
- формировать навыки применения математического определения масштаба, вырабатывать навыки решения задач по данной теме;
- формирование понятия озера как части внутренних вод гидросферы;
- определение типов озерных котловин.
Коммуникативные:
- воспитывать любовь к математике, географии, истории;
- воспитывать коллективизм, инициативное сотрудничество в поиске информации, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Личностные:
- осознание математики и географии как наук, позволяющим людям ориентироваться в мире;
- осознание важности любви к Родине;
- проявление внимания, доброжелательного отношения к окружающим, оценивание усваиваемого содержания учебного материала и интереса к новым знаниям.
Методы обучения.
- Репродуктивный (стимулирование учебно-познавательной деятельности).
- Наглядный.
- Проблемно-поисковый.
- Эвристическая беседа.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, географические карты.
I. Организационный момент (Презентация, слайд №2)
Кого бы вы на свете не спросили,
Любой вам скажет - есть страна Россия
И если к карте мира подойти,
Легко вам будет там её найти.
Вы здесь увидите бескрайние просторы,
Зеленые леса, поля, хрустальные озера,
Величие широких русских рек,
Места, где еще не был человек.
И посмотрев на карту, вы поймете
В какой великой и большой стране живете!
Учитель математики: С помощью какого понятия такая большая страна, как наша, поместилась на карте? (Масштаб) (Слайд №2)
II. Актуализация опорных знаний
Учитель математики: Что называется масштабом? (Слайд №3)
Ответ: отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом.
Учитель географии: Что показывает масштаб? (Слайд №4)
Ответ: Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.
Учитель географии: Какие виды масштабов мы знаем?
Ответ: именованный, численный и линейный (Слайд №5)
Учитель математики: Переведите (Слайды №6, 7):
1. Численный масштаб в именованный:
- 1:2000 в 1 см – 20 м
- 1:15000000 в 1 см – 150 км
2. Именованный масштаб в численный:
- в 1 см – 30 км 1:3000000
- в 1 см – 500м 1:50000
3. Определите масштаб карты №1, №2, №3, №4 (Приложение №4). (Слайд №8)
Ответ: Карта №1 – масштаб 1: 6500000, в 1 см. – 65 км; карта №2 – масштаб 1: 15000000, в 1 см – 150 км; карта №3 – масштаб 1: 12500000, в 1 см – 125 км; карта №4 масштаб – 1: 8000000, в 1 см – 80 км
III. Устный счет (Приложение №1), (Слайд №9)
Учитель географии: Знакомо ли вам это слово? Что это такое? (Озеро) Сообщение об озере Ханка делает учитель. Дайте определение озера (Слайд №10)
Ответ: озером называется заполненное водой природной углубление на поверхности суши.
Учитель географии: Какова же тема нашего урока, и какие задачи мы можем перед собой поставить?
IV. Практическая работа в группах. Работа с маршрутными листами (в приложении №2 маршрутный лист – версия группы)
(Класс заранее разбивается на группы. Каждая группа получает домашнее задание подготовить сообщение об озерах России). (Слайды №11, 12)
Домашнее задание I группы: сообщение об озере Селигер.
Задание № 1
С помощью карты №1 определите расстояние от Москвы до озера Селигер.
_________________________________________________
<Рисунок 1> Озеро Селигер
Ответ:______________
Домашнее задание II группы: сообщение об озере Байкал.
Задание №2
По карте №2 определите протяженность озера Байкал с северо-востока на юго-запад.
<Рисунок 2> Озеро Байкал
_____________________________________________________
Ответ:_______________
Домашнее задание III группы: сообщение о Телецком озере.
Задание №3
Найдите масштаб карты №5, если известно, что протяженность Телецкого озера 78 км
________________________________________________________
Ответ:_______________
<Рисунок 3> Карта Телецкого озера
Домашнее задание IV группы: сообщение о Ладожском озере.
Задание №4
С помощью карты №4 узнайте площадь Ладожского озера. Для этого воспользуйтесь следующей формулой. S = 1/.2 d1 х d2, где d1 – длина озера в км, а d2 – ширина озера в км (для определения ширины и длины озера используйте опорные точки)
<Рисунок 4> Ладожское озеро
Ответ:____________________
V. Подведение итогов.
Учитель математики: Подведем итоги. Чему мы учились сегодня на уроке?
А теперь оцените свою работу на уроке. Для этого возьмите лист самооценки и заполните его. (Приложение №3), (Слайд №13)
VI. Домашнее задание.
Учитель географии: О каких озерах вы узнали? А знаете ли вы, что существуют такие редкие озера, как чернильное, асфальтовое. Узнайте, какие необычные озера существуют в мире (Слайд №14)
VII. Список использованных ресурсов
- Виленкин Н.Я.и др. Математика. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.
- Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2013.
- http://www.yandex.ru/
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- https://urok.1sept.ru/