Интегрированный урок (математика + география) по теме "Масштаб", "Озера". 6-й класс

Разделы: Математика, География

Класс: 6


Цели и задачи урока.

Образовательные:

  • применение теоретических знаний на практике – закрепление навыков работы с географическими картами различного масштаба и содержания; решение практических расчетных задач;
  • применение навыков решения уравнений, записанных в виде пропорции, с помощью основного свойства пропорции;
  • ознакомление с многообразием озер России;
  • повышение мотивации к изучению предметов школьного курса;
  • применение проверки результатов вычислений с использованием различных приемов.

Воспитательные:

  • организация самостоятельной учебной деятельности;
  • формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление, коммуникабельность;
  • формирование интереса к поисковой деятельности;
  • формирование навыков контроля и оценки своей деятельности.

Развивающие:

  • расширение кругозора, формирование целостного представления о мире;
  • повышение любознательности, стремления использовать приобретенные на уроке навыки в реальной жизни;
  • развитие монологической и диалогической речи; умения вступать в речевое общение.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя и самостоятельно, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;

Познавательные:

  • формировать навыки применения  математического определения масштаба, вырабатывать  навыки решения задач по данной теме;
  • формирование понятия озера как части внутренних вод гидросферы;
  • определение типов озерных котловин.

Коммуникативные: 

  • воспитывать любовь к математике, географии, истории;
  • воспитывать коллективизм, инициативное сотрудничество в поиске информации, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Личностные:

  • осознание математики и географии как наук, позволяющим людям ориентироваться в мире;
  • осознание важности любви к Родине;
  • проявление внимания, доброжелательного отношения к окружающим, оценивание усваиваемого содержания учебного материала и интереса к новым знаниям.

Методы обучения.

  1. Репродуктивный (стимулирование учебно-познавательной деятельности).
  2. Наглядный.
  3. Проблемно-поисковый.
  4. Эвристическая беседа.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, географические  карты.

I. Организационный момент (Презентация, слайд №2)

Кого бы вы на свете не спросили,
Любой вам скажет - есть страна Россия
И если к карте мира подойти,
Легко вам будет там её найти.

Вы здесь увидите бескрайние просторы,
Зеленые леса, поля, хрустальные озера,
Величие широких русских рек,
Места, где еще не был человек.

И посмотрев на карту, вы поймете
В какой великой и большой стране живете! 

Учитель математики: С помощью какого понятия такая большая страна, как наша, поместилась на карте? (Масштаб) (Слайд №2)

II. Актуализация опорных знаний

Учитель математики: Что называется масштабом? (Слайд №3)

Ответ: отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называется масштабом.

Учитель географии: Что показывает масштаб? (Слайд №4)

Ответ: Масштаб показывает во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.

Учитель географии: Какие виды масштабов мы знаем?

Ответ: именованный, численный и линейный (Слайд №5)

Учитель математики: Переведите (Слайды №6, 7):

1. Численный масштаб в именованный:

  1. 1:2000                                  в 1 см – 20 м
  2. 1:15000000                          в 1 см – 150 км

2. Именованный масштаб в численный:

  1. в 1 см – 30 км                  1:3000000
  2. в 1 см – 500м                   1:50000  

3. Определите масштаб карты №1, №2, №3, №4 (Приложение №4). (Слайд №8)

Ответ: Карта №1 – масштаб 1: 6500000, в 1 см. – 65 км; карта №2 – масштаб 1: 15000000, в 1 см – 150 км; карта №3 – масштаб 1: 12500000, в 1 см – 125 км; карта №4 масштаб – 1: 8000000, в 1 см – 80 км

III. Устный счет (Приложение №1), (Слайд №9)

Учитель географии: Знакомо ли вам это слово? Что это такое? (Озеро) Сообщение об озере Ханка делает учитель. Дайте определение озера (Слайд №10)

Ответ: озером называется заполненное водой природной углубление на поверхности суши.

Учитель географии: Какова же тема нашего урока, и какие задачи мы можем перед собой поставить?

IV. Практическая работа в группах. Работа с маршрутными листамиприложении №2 маршрутный лист – версия группы)

(Класс заранее разбивается на группы. Каждая группа получает домашнее задание подготовить сообщение об озерах России). (Слайды №11, 12)

Домашнее задание I группы: сообщение об озере Селигер.

Задание № 1

С помощью карты №1 определите расстояние от Москвы до озера Селигер.

_________________________________________________

<Рисунок 1> Озеро Селигер

Ответ:______________

Домашнее задание II группы: сообщение об озере Байкал.

Задание №2

По карте №2 определите протяженность озера Байкал с северо-востока на юго-запад.

<Рисунок 2> Озеро Байкал

_____________________________________________________

Ответ:_______________

Домашнее задание III группы: сообщение о Телецком озере.

Задание №3

Найдите масштаб карты №5, если известно, что протяженность Телецкого озера 78 км

________________________________________________________

Ответ:_______________

<Рисунок 3> Карта Телецкого озера

Домашнее задание IV группы: сообщение о Ладожском озере.

Задание №4

С помощью карты №4 узнайте площадь Ладожского озера. Для этого воспользуйтесь следующей формулой. S = 1/.2 d1 х d2, где d1 – длина озера в км, а d2 – ширина озера в км (для определения ширины и длины озера используйте опорные точки)

<Рисунок 4> Ладожское озеро

Ответ:____________________

V. Подведение итогов.

Учитель математики: Подведем итоги. Чему мы учились сегодня на уроке?

А теперь оцените свою работу на уроке. Для этого возьмите лист самооценки и заполните его. (Приложение №3), (Слайд №13)

VI. Домашнее задание.

Учитель географии: О каких озерах вы узнали? А знаете ли вы, что существуют такие редкие озера, как чернильное, асфальтовое. Узнайте, какие необычные озера существуют в мире (Слайд №14)

VII. Список использованных ресурсов

  1. Виленкин Н.Я.и др. Математика. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2013.
  2. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2013.
  3. http://www.yandex.ru/
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. https://urok.1sept.ru/