В сентябре вашему малышу идти в школу. И вы уже сейчас пытаетесь найти ответы на волнующие вас вопросы:
– Достаточно ли готов ребёнок к школе?
– Что такое – школьная зрелость?
Как правило, родители понимают, что готовность к школьному обучению – это заранее купленный портфель с полным набором письменных принадлежностей, умение ребёнка читать и считать. Но это неверно. Часто случается, что подготовленный таким образом школьник вскоре начинает учиться слабо, с трудом. А всё потому, что для его обучения не создана прочная основа. Что же это за фундамент?
Ребёнок, поступающий в школу, должен быть развит в физиологическом, психическом и социальном отношении. Это подразумевает наряду с физическим здоровьем определённый уровень умственного и эмоционально-волевого развития. Важно, чтобы ребёнок владел достаточным запасом знаний об окружающем мире, мыслительными операциями, навыками речевого общения. Необходимо, чтобы у него была развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. Первоклассник должен уметь планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, проявлять волевые усилия для выполнения заданий.
И ещё одно важное слагаемое школьной зрелости – это заинтересованное отношение к обучению в школе, то есть положительная учебная мотивация.
Таким образом, готовность к школе охватывает все сферы жизни ребёнка.
Давайте рассмотрим все основные моменты готовности ребёнка к школе.
1. Развитие психофизических функций
1) Умеет ли ребёнок правильно говорить?
К 5–6 годам дошкольник различает на слух и правильно произносит все звуки. Если это не так, обязательно обращайтесь за помощью к логопеду.
2) Развиваем руку – тренируем ум.
Психологи считают, что развитие мелких мышц руки напрямую связано с уровнем развития мозга. Работая руками, ребёнок стимулирует умственную деятельность. Поэтому-то так важно чтобы малыш с детства учился лепить, владеть карандашом, ножницами.
Для тренировки мелких мышц руки полезны все виды рисования: раскрашивание картинок и штрихование простыми и цветными карандашами, дорисовывание предметов, обведение контуров предметов по проставленным точкам.
Можно рисовать пластилином, восковыми карандашами.
Хорошо организовать игры с нанизыванием бус, колечек, пуговиц или с раскладыванием мелких предметов(пуговиц, зёрен, семян) по коробочкам. Незаменимое упражнение для развития мелкой моторики– шитьё, вышивание. И, конечно же, на пользу каждому дошкольнику пойдёт овладение такими элементарными формами самообслуживания, как застёгивание пуговиц, шнурование ботинок.
3) А как насчёт ловкости?
В понятие “школьная зрелость” входят и такие умения ребёнка, как уровень его пространственной ориентации, координация движений, телесная ловкость. Понятно: если ребёнок часто задевает за предметы, если у него плохо развита координация движений, если он неуклюж, малоподвижен, то можно говорить о недостаточной школьной зрелости. Такому ребёнку будет трудно учиться в школе.
Но и в этом случае малышу нужно помочь. Тут подойдут различные физкультурные упражнения и подвижные игры.
4) Координация: глаз-рука.
Поступающий в школу ребёнок должен уметь правильно перенести в тетрадь графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии. Чтобы успешно справляться с таким заданием, нужна хорошо развитая координация в системе глаз-рука.
2. Социальная готовность к школе
Общение со сверстниками.
Придя в школу, ребёнок окажется в совершенно новом для него обществе, где существуют свои правила, требования. Сможет ли он приспособиться к новым для него обстоятельствам, обстановке? Для хорошей адаптации ребёнок должен достаточно легко вступать в контакт, правильно воспринимать ситуацию и соответственно ей вести себя. У него должны быть сформированы навыки организованного поведения.
Очень важно, чтобы ребёнок умел общаться и сотрудничать со сверстниками. Эту способность – устанавливать контакты с ребятами, взаимодействовать в ситуации совместной деятельности – необходимо развивать ещё до поступления в школу. Каким же образом?
Обычно родители, возвращаясь со своим ребёнком из детского сада. Спрашивают его:
– Что вы сегодня кушали?
– Какие занятия у вас были?
– Какое стихотворение ты выучил?
И, к сожалению, гораздо реже задают вопросы:
– С кем из ребят ты подружился?
– Кому ты сегодня помог и в чём?
– Рад ли ты успехам друзей?
– А их неудачи тебя огорчают?
Это тоже нужно обсуждать с ребёнком.
Дошкольник должен понять, что родителям интересно не только то, что сегодня он покушал, но и то, как он относится к своим сверстникам. Ребёнок сделает вывод: если родителям это интересно, значит, это серьёзно, важно.
Если же дошкольник мало рассказывает об общих делах в группе, о своих товарищах, а говорит только лишь о себе, это должно насторожить родителей. В таком случае поговорите с воспитателем, проконсультируйтесь у психолога. Выясните, как ребёнок общается с ребятами. Может быть, ему нужно помочь найти своё место в коллективе.
3. Психологическая готовность к школе.
Есть ли у ребёнка желание пойти в школу? Хочет ли он учиться? Это очень важно для будущей учебы. Ведь если у ребёнка не “вызрела” потребность пойти в школу, чтобы учиться, то ему будет очень трудно в школе. Трудно даже в том случае, если он имеет неплохие способности к учёбе. Такие первоклассники обычно ведут себя в школе “неровно”. Если занятия вызывают у них непосредственный интерес, то они могут успешно справиться с заданием. Если этого интереса нет, то дело на лад не идёт. Они небрежно выполняют задания или вовсе отказываются от них, отключаются от работы, а то и под парту залезают. – Самое главное, чтобы ребёнок хотел быть учеником, хотел получать знания, хотел учиться,– считают многие психологи.
Родители и сами могут выяснить, сформировалась ли у ребёнка положительная мотивация. С этой целью задайте ему такие вопросы:
– Ты хотел бы ходить в детский садик или пойти в школу?
– А почему?
– Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
Если дошкольник ответит, что он конечно же, хочет пойти в школу, потому что там научат и читать, и писать, что там будут интересные уроки, вы можете быть спокойны: у вашего ребёнка развита положительная мотивация.
Если же дошкольник признается, что хотел бы пойти в школу, потому что “там на переменках можно побегать, с ребятами поиграть и спать не нужно, как в детском саду”,то, значит, унего ещё не сформировано это важное для школьника качество.
Ещё хуже, если ребёнок, достигший школьного возраста, выскажет предпочтение остаться в детском саду или дома. Если ваши сын, дочь заявят:
– Не пойду в школу, там двойки ставят.
– Боюсь в школу идти, там учителя строгие.
– Там такая трудная программа, я не справлюсь.
Причина негативного отношения к школе, страха перед обучением, как правило, в вас, уважаемые родители. Вспомните, не вы ли говорили малышу:
– Ты же ничего не умеешь, как ты в школе будешь учиться?
– Не хочешь учиться читать – в школе одни двойки будешь получать.
– Не слушаешь бабушку? Вот учителя в школе на тебя найдут управу.
Как же создать у ребёнка положительный настрой на школу, на учёбу?
Рассказывайте ему о своих любимых учителях, о своих успехах в школе. Хорошо почаще вспоминать и обсуждать пословицы, в которых отражается важность учения, знаний:
– Ученье – свет, а неученье – тьма.
– Красна птица пером, а человек ученьем.
– За одного учёного десять неучёных дают.
– Знание лучше богатства.
– Неграмотный, что слепой.
– С книгой поведёшься, ума наберёшься.
А ещё – поиграйте с ребёнком в школу. Пусть он переживёт ситуации успеха в новых для него обстоятельствах. Можно устроить кукольный театр, разыгрывая сценки из школьной жизни.
4. Развитие познавательной деятельности.
Кругозор.
Какими понятиями, сведениями об окружающем мире должен владеть 6–7-летний ребёнок? При поступлении в школу вашего ребёнка спросят:
– Где ты живёшь? Назови свой адрес.
– Как зовут твоих родителей?
– Назови дни недели, времена года.
– Что происходит в природе осенью, зимой, весной, летом?
– В какой стране ты живёшь?
Что порекомендовать родителям для расширения кругозора их детей? Побольше рассказывайте им, не отмахивайтесь от их назойливых “почему”. Старайтесь, чтобы ваш ребёнок больше слышал, видел, чтобы у него было больше впечатлений. С этой целью путешествуйте с ребёнком, знакомьте его с миром, бывайте на природе, и в культурных центрах.
И, конечно же, читайте ему книжки. Особенно те, которые насыщены интересной для детей информацией. Ваш малыш будет с увлечением слушать рассказы Б. Житкова, М. Пришвина, Ю. Дмитриева.
Развитие речи.
Речь хорошо подготовленного к школе ребёнка свободная, содержательная, выразительная, грамматически правильная.
Когда ребёнок говорит, следите за его речью и деликатно поправляйте его, если он нарушает порядок слов, согласования, если не заканчивает предложения.
Хорошее развитие речи – это ещё и достаточный запас слов, которым владеет ребёнок. Помогите своему малышу обогатить его словарный запас.
Развитие мышления.
А теперь давайте займёмся с ребёнком развитием мышления. Поможем ему в формировании интеллектуальных умений – анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей. Причём, все эти развивающие занятия мы предлагаем проводить в доступной и интересной форме.
К 1 классу ребёнок должен знать немало обобщающих слов: птицы, животные, растения, овощи, фрукты, игрушки, имена, фамилии, месяцы, времена года и т.д.
Дорогие родители! В работе с ребёнком не забывайте постоянно поощрять его, чтобы он испытывал чувство удовольствия от занятий, чувство победы.