Тема урока: "Правописание слов с безударными гласными в корне слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: научить правописанию слов с безударными гласными в корне слова.

Задачи:

– формирование умения находить безударные гласные в корне слова и подбирать проверочные слова;
– развивать речь, память, мышление, расширять словарный запас, кругозор учащихся;
– воспитывать интерес к родному языку, культуру общения, чувство уважения, толерантности друг к другу.

Оборудование: дидактический материал для индивидуальной и групповой работы, карточки со словами, диск “Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 3 класс”, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (1 мин.)
  2. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.(5 мин.)
  3. Открытие новых знаний. (10 мин.)
  4. Физкультминутка.(1 мин)
  5. Закрепление изученного. (25 мин)
  6. Итог урока. Рефлексия. (2 мин.)
  7. Домашнее задание. (1мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Личностные УУД: мотивация учения.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы урока.

Цель: мотивация на последующую деятельность, моделирование проблемной ситуации.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, способность к преодолению препятствий.

Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию.

Коммуникативные УУД: аргументировать своё мнение.

Отгадайте загадки.

В году у дедушки четыре имени разного цвета. Какое имя белого цвета? (Зима.)

Зелёная простыня чёрную постель одела. (Трава.)

По морю шумно идёт, к берегу подойдёт – сразу пропадет. (Волна.)

Берёзы, рябины, дубы, тополя – богата деревьями наша… (Земля.)

Избушка новая, жильца нет.

Жилец появится – избушка развалится. (Яйцо.)

Слова – отгадки вывешиваются на доску.

Запишите слова в тетрадь. Поставьте ударение в этих словах. Назовите безударные гласные. В какой части слова находятся безударные гласные? Вызывают ли сомнение безударные гласные при написании слов? Что в этом случае необходимо сделать? (Проверить её написание.)

Сформулируйте тему нашего урока. (Безударные гласные в корне слова.)

Чему будем учиться на этом уроке, цель урока? (Правильно писать слова с безударными гласными в корне.)

3. Открытие новых знаний.

Цель: формирование у учащихся конкретных знаний, умений по правописанию безударных гласных в корне слова.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).

Познавательные УУД: строить логическую цепь рассуждения; слушание.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог, аргументировать своё мнение, корректировать поведение, осуществлять контроль.

Все ли безударные гласные вызывают сомнение на письме?

Какие безударные гласные требуют проверки? Обратимся к словам – отгадкам.

Дети приходят к выводу, что требуют проверки буквы: а, о, и, е, я.

Как надо проверять? (Подобрать проверочное слово.)

Какое слово может быть проверочным? (Когда безударный гласный становится ударным.)

Подберите к словам – отгадкам проверочные слова.

Зима – зимы. Трава – травы. Волна – волны. Яйцо – яйца.

Что вы делали, чтобы подобрать проверочное слово? (Изменяли слово так, чтобы безударный стал ударным.)

Подберите проверочное слово к слову лисица. (Лис.)

Что вам необходимо было сделать в этом случае? (Подобрать однокоренное слово.)

Сделайте вывод, как надо подбирать проверочное слово? (Изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный стал ударным.)

Работа по учебнику. Откройте учебник на странице 101. Прочитаем правило. Расскажите, как будем проверять написание безударных гласных в корне слова. (Составление алгоритма.)

Выполняем с комментированием упражнение 233.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление изученного.

Цель: включение изученного материала в систему знаний.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности, адекватно формулировать их в устной речи; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности, самоконтроль.

Познавательные УУД: выполнять логические операции.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать своё мнение, осуществлять контроль.

Кто такие журналисты? (Словарь Ожегова.)

Журналисты прислали заметки в журнал. Но техника иногда подводит людей. На клавиатуре у них западают клавиши и поэтому в заметках есть пропущенные буквы. Вставьте пропущенные буквы. Вы сейчас будете редакторами. (Значение слова: человек, который проверяет текст, готовит к изданию.) Работаем в парах.

Карточка № 1.

У каждого ряда свой текст.

1-й ряд. В л.су мы слышим птичьи г.лоса. Но птички не только нап.лняют лес своим пением. Они сп.сают его от вр.дителей.

2-й ряд. Тр.пинка в.дёт в лес. На д.ревьях др.жат солнечные зайчики. От ярких цв.тов рябит в гл.зах.

3-й ряд. Звонко кр.чит иволга. М.л.дой зайчишка выб.жал на дорогу. У н.ры играют л.сята.

Проверка. Ученики читают текст. Затем называют слово, какую букву поставили и объясняют её написание.

Молодцы! Грамотные редакторы.

Ещё один журналист прислал заметку. Только я не могу найти конверт, в котором находится заметка. (Поиск конверта, когда конверт найден, раздаются листки каждому.)

В этой заметки всего 2 предложения. И очень много ошибок. Исправьте ошибки.

Карточка № 2.

Побилели паля и луга. На снигу видны слиды звирей.

Проверка.

Запомните предложения. Переверните карточки. Запишите по памяти.

Дайте характеристику второго предложения.

Пришло время для соревнования. 1-й ряд – 1-я команда.

2-й ряд – 2-я команда.

3-й ряд – 3-я команда.

В каждой команде выбирается капитан.

Задание:

Необходимо правильно вставить в слова буквы: А или О. Для каждой команды по 6 слов.

(Используются материалы с диска “Уроки Кирилла и Мефодия”.) Первыми будут выполнять задание 3-я команда. Капитан выходит к доске. Он читает слово. Ученики из его команды называют букву, которую надо вставить и объясняют почему. Если ученик ошибся, капитан имеет право исправить ошибку. Начнём соревнование.

Подведение итогов соревнования.

Скажите, сколько слов записано на карточках?

ЗАП. ВАТЬ ПРИМ.РЯТЬ

(4 слова. Объяснение.)

6. Итог урока. Рефлексия.

Цель: оценивание результата усвоения знаний.

Регулятивные, коммуникативные УДД: самоконтроль, оценка своей деятельности, прогнозирование результатов деятельности.

Над какой темой работали на уроке? Чему учились?

Что вам понравилось на уроке? Что было интересно? Что было трудно?

Ребята, вы активно работали на уроке, правильно отвечали. Капитаны команд получили оценки…, остальные получат оценки с учётом работы в тетрадях.

7. Домашнее задание. С 101 выучить правило. Упр.234.

Цель: использование полученных знаний при выполнении домашней работы.

Регулятивные УУД: самоконтроль.

Литература.

  1. Л. И. Тикунова, В. П. Канакина “Сборник диктантов и творческих работ”. М. “Просвещение.” 1992 г.
  2. Словарь Ожегова.
  3. Интернет-ресурсы (http://www.o-detstve.ru)