Гендерный подход к воспитанию патриотизма на уроках технологии

Разделы: Технология


Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности является методологической основой разработки и реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования второго поколения (далее ФГОС ООО). Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, характер современного национального воспитательного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований. Одно из этих требований – общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота.

Быть патриотом – это желание сохранить культурные особенности, испытывать гордость за достижения своей Родины. Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) – любовь к Родине, земле, на которой родился и вырос, гордость за исторические достижения народа, готовность подчинить личностные интересы общим, самоотверженно служить стране и защищать ее. Патриотизм считается одним из самых глубоких чувств нашего народа. ФГОС ООО второго поколения отмечают необходимость усиления воспитательной функции общеобразовательных учреждений, и одним из приоритетных направлений деятельности признается патриотическое воспитание. Для развития современной России требуется социально активная личность, сопричастная истории своей страны. Для воспитания и становления гражданина России в качестве ключевой нравственной ценности рассматривается патриотизм, проявлением которого являются любовь к России, своему народу, малой Родине, служение Отечеству.
Для юношей понятие патриотизма связано с пониманием своих обязанностей перед Родиной, Отечеством и их выполнением. Патриотическое воспитание молодые люди получают на военной и допризывной подготовке, занимаясь в военно-патриотических и военно-спортивных клубах. Молодые люди чаще, чем девушки, участвуют в поисковом движении “Об увековечении памяти погибших при защите Отечества”. Мужчина является воином, защитником, он верен своему Отечеству и всегда готов к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Для девушек понятие патриотизма затрагивает эмоциональную сферу, вызывает чувство сопереживания. Женщина, как мать, воспитывает патриотов. В словарях и энциклопедиях патриотизм рассматривается как эмоциональное отношение к Родине – это чувство любви к Отечеству, своей земле, культурному окружению, истории своего народа, его традициям.

С чего начинается любовь к своей Родине? С того уголка земли, природы, с которым соприкасаешься с детства. В Московский кадетский корпус “Пансион воспитанниц Министерства Обороны РФ” приехали учиться девочки из семей военнослужащих, и понятие патриотизма им знакомо, ведь самые близкие люди для них – папы или мамы служат в рядах Вооруженных сил нашей Родины. Есть девочки из неполных семей, чьи отцы погибли при исполнении воинских обязанностей. Они из разных, очень отдаленных городов России. У каждого города своя история. Казань – столица республики Татарстан. Она славится множеством красивейших мечетей, национальными костюмами с растительным орнаментом. Оренбург знаменит оренбургскими пуховыми платками. Нижний Новгород – деревянным зодчеством и средневековыми монастырями. Девочки любят свою малую Родину, но, оказавшись в Москве, они были поражены ее красотой. Прогулки по столице, осмотр достопримечательностей – стали источником вдохновения, начальной ступенькой на пути к творческой работе.

Особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству испытывали воспитанницы Пансиона, выполняя творческий проект по технологии “Из России с любовью” (Рис. 1). Как посредством рукоделия и вышивки показать достопримечательности Москвы, культуру России, русские народные традиции? Сюжеты для работ девочки находили в книгах и журналах. Выполняя работу, воспитанницы использовали такие виды рукоделия, как вышивка в технике “Крест”, “Теневая гладь”, вязание крючком. Таким образом, воспитанницами были выполнены следующие работы по рукоделию:
– панно “Из России с любовью”. Вышивка в технике “Крест” (Рис. 2);
– картина “Белая береза”. Вышивка в технике “Теневая гладь” (Рис. 3);
– полотенце – рушник. Вышивка в технике “Крест”, вязание крючком (Рис. 4).


Рис.1. Творческий проект “Из России с любовью”.


Рис.2. Панно “Из России с любовью”. Вышивка в технике “Крест”.


Рис. 3. Картина “Белая береза”. Вышивка в технике “Теневая гладь”.


Рис. 4. Полотенце – рушник. Вышивка в технике “Крест”, вязание крючком.

Работая над проектом, воспитанницы не только получили трудовые навыки вязания крючком, вышивки гладью и крестом. Сюжеты выбранных работ были созвучны с историей, литературой, живописью, поэтому девочки изучали достопримечательности Москвы, знакомились с народными праздниками и фольклором русского народа, узнавали о великих поэтах, художниках, композиторах России. Работа воспитанниц “Из России с любовью” была представлена на 2-ой научно-практической конференции Пансиона “Взгляд в будущее”.

Учебный процесс и воспитательный процесс не разделимы. Патриотическое воспитание, как одна из составляющих воспитательного процесса, направлено на формирование у учащихся высокого патриотического сознания. Во время великих войн, когда решалась судьба нашей страны, народ и армия проявляли небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над врагом. Высокий дух патриотизма проявляли и мужчины, и женщины. В 2012 году, в год Российской истории, в России отмечалось 200-летие Отечественной войны 1812 года и 200-летие Бородинского сражения. Вспоминая эту великую дату, воспитанницы изучали историю появления бородинского хлеба. Легенда о его проявлении связана с женой генерал – майора Алексея Александровича Тучкова, который участвовал в Бородинском сражении и погиб на поле боя.

Его жена, Маргарита Михайловна Тучкова, проявила величайший дух патриотизма. Приложив немало усилий, благодаря ее стараниям, на предполагаемом месте гибели мужа был установлен памятник, а затем основан Спасо-Бородинский женский монастырь, в котором стали собираться жены, сестры погибших на Бородинском поле солдат и командиров. М. М. Тучкова отреклась от земной жизни и стала настоятельницей монастыря – Игуменией Марией (Рис. 5). Предполагается, что монахини специально изобрели такой темный, почти черный хлеб, тем самым выразив, насколько велика их скорбь по – умершим.


Рис. 5. Настоятельница Спасо-Бородинского монастыря – Игумения Мария.

Воспитанницы Пансиона, выполняя творческий проект “Бородинский хлеб. Миф или реальность” узнали о том, как простые женщины заботились об интересах и исторической судьбе страны и проявляли готовность к самопожертвованию. Работа воспитанниц “Бородинский хлеб. Миф или реальность” была представлена на 5-ой научно-практической конференции Пансиона “Взгляд в будущее”. В исторический для нашей страны год воспитанницы внесли свой вклад в изучение памятных событий нашей истории и посвятили свою творческую работу “Бородинский хлеб. Миф или реальность” героям Отечественной войны 1812 года (Рис. 6).


Рис. 6. Воспитанницы Пансиона с бородинским хлебом.

Выполняя такие творческие проекты на уроках технологии, воспитанницы приобщаются к культурному наследию нашей Родины, традициям, народно-прикладному искусству наших предков. Приобщая воспитанниц к культуре собственного народа через обращение к истокам рукоделия наших предков, воспитывается гордость и уважение к родному наследию, земле, на которой мы живем. Развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства, те черты характера, которые незримо связывают человека со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – во впечатлениях, которые испытывает девочка, выполняя работы о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых она живет. Формируется активная жизненная позиция, духовно-нравственное чувство патриотизма и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа.