Урок по теме "Непредельные углеводороды"

Разделы: Химия


Цели:

Обучающая: закрепить, обобщить и углубить знания учащихся, полученные при изучении темы “Непредельные углеводороды”; уметь сравнивать состав, строение, свойства предельных и непредельных углеводородов, определять свойства веществ на основе их строения и по строению предсказывать свойства. Уметь составлять структурные формулы изомеров и называть их, разграничивать понятия “гомолог” и “изомер”. Уметь устанавливать зависимость между свойствами и применением веществ, составлять уравнения реакций, устанавливать генетическую связь между классами веществ.

Воспитывающая: формировать умения работать в группах, слушать собеседника, продолжить работу по воспитанию альтруистических, коммуникативных качеств.

Развивающая: развивать творческое мышление, поощрять неординарный подход к деятельности.

Оборудование и материалы: документ-камера Mimio View, опорные конспекты, “банк -заданий”, “биржа идей”, выставка работ учащихся, экспозиция “Непредельные — главные сырьевые источники промышленности органического синтеза”.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знании.

Форма: урок-расследование.

Используемая технология: обучение в сотрудничестве.

Подготовительная работа: заранее подготовлены подсказки к секретному производству; расчетные задачи, цепочки превращений разной степени сложности; класс разбивается на исследовательские лаборатории по 3–4 учащихся, назначаются два эксперта в “Биржу идей”, разрабатываются опорные конспекты (рисунок 1).

Ход урока

I. Организационный момент.

Ученики рассаживаются по предполагаемым исследовательским лабораториям, получают опорные конспекты, листы: “Учёта”, “Ответ”.

II. Мотивация темы.

Зачитываются строки:

В чем непредельность непредельных
Смогли мы с вами изучить
По верным признакам все классы
Мы можем четко отличить.
Вот посмотри: одна двойная связь – алкен
А если их вдвойне, то ди
А если связь тройная – ин,
Мы все в названии говорим.
Любой стремится к совершенству
Морская капля морем стать
А непредельные, конечно,
Частицу “не” все потерять.
Чтоб чудо это совершилось не надо долго колдовать
Электрофильным присоединением
ПИ связь в структуре можно разорвать
И совершенные алканы
В конечном счете, получать.
Сегодня, я надеюсь, о ненасыщенных У В
Мы можем многое сказать
Как получать, как применять
И как взаимно превращать.
Ну вот, пожалуй, цель ясна,
Не будем время зря терять
Сегодня непредельные мы будем закреплять
А я все ваши знания, конечно, проверять.
По завершению урока оценки выставлять.

III. Постановка цели.

Перед лабораториями ставится цель.

Есть данные, что на некотором производстве в больших количествах доставляют вещество А, которое в первом цехе превращают в вещество В под действием реагента №1, во втором цехе из В получают вещество С с помощью реагента №2, в третьем из С получают X под действием реагента № 3. Вещество X вывозят на склады.

Слева на доске запись:

1. Узнать, какое вещество получают на секретном производстве, какова его структурная формула (23 балла), названия промежуточных продуктов (по 0,5 балла), назначение в хозяйстве страны.

2. Узнать схему производства, записать соответствующие уравнения реакций (по 0,5 балла за каждое).

Справа на доске: “Лист учета”.

Лаборатории Специальное задание Работа в “Бирже идей” Итого

Ш. Выступление руководителей лабораторий.

– Краткий обзор строения, получения, химических свойств, применения непредельных углеводородов.(используется опорный конспект, который высвечивается документ-камерой на доске)

IV. Работа лабораторий.

Лаборатории покупают подсказки, определяют вещества А, В, С, X, схему превращений.

Учащиеся зарабатывают у.е., взяв данные в “Банке заданий” и предоставив их в “Биржу идей”, где задания проверяют эксперты. Организует работу в группе руководитель лаборатории. Оформляется лист с грифом “Ответ”.

V. Реклама полученного вещества, применение в быту изделий из вещества X.

Вы потрудились и как результат
X – продукт открыт.
Знаете – это ни что иное,
Как поливинилхлорид.
В школе у нас есть кабинеты,
Где пол линолеумом покрыт.
Это вы знаете та же пластмасса –
Поливинилхлорид.
Проводка исправна, не загорится,
Не задымится, не заискрит.
Всё потому что её изолирует
Поливинилхлорид.
Если хотите ретро послушать,
Когда в граммофоне пластинка кружит.
Эта пластинка, не сомневайтесь, –
Поливинилхлорид.
Став на защиту природы,
Носят одежду модели из искусственной кожи,
И она на них классно сидит.
Не удивляйтесь, но это тоже поливинилхлорид.
Мы изучаем свойства веществ
Не только для того, чтобы знать,
А для того, чтоб умело на практике их применять.

Лаборатории представляют проекты.

“Непредельные углеводороды” (сказки, комиксы, рекламу).

VI. Подведение итогов.

Если спецзадание выполнено, лаборатория получает од ну отметку в соответствии с пунктом “спецзадание” – “5”.

Если, кроме этого лаборатория заработала 50 у.е. – она получает дополнительно отметку-5, если 100 у.е. – две отметки-5 и т.д.

На “Листе учета” отслеживается работа лабораторий. Руководитель группы расставляет возле фамилий сотрудников лаборатории у.е., характеризующие участие каждого в работе лаборатории, все это вносится в лист “Ответ”, подается в биржу идей.

Схема производства (рисунок 2):

Вещества секретного производства:

Подсказки.

Подсказка А(10): газообразный углеводород, главная составная часть природного газа, устойчивый к окислению, в определенных условиях вступает в реакцию замещения с галогенами и азотной кислотой.

Подсказка А(20): углеводород, массовая доля углерода в котором составляет 75%, массовая доля водорода-25%; DН2= 8.

Подсказка Реагент 1(20): для химического превращения необходимо условие, о котором говорится в правиле Вант-Гоффа.

Подсказка Реагент 1(30): термическое превращение газового сырья с целью получения непредельных и ароматических углеводородов.

Подсказка В(20): при пропускании вещества В через аммиачный раствор оксида серебра получается ацетиленид слабо желтого цвета.

Подсказка В(30): Вещество В горит на воздухе коптящим пламенем, при неполном окислении КМп04 образуется щавелевая кислота.

Подсказка В(40): Вещество В используется для сварки и резки металлов (автогенная сварка).

Реагент 2(10) Неорганическое вещество (летучее водородное соединение), водный раствор которого обладает кислотными свойствами, действует в присутствии галогенида ртути (II) и t°.

Реагент 2(20) Летучее водородное соединение (л.в.с) образовано атомами элемента, содержащего в ядре 17 протонов, действует присутствии хлорида металла(П), агрегатное состояние которого при н.у. жидкое, и t°.

Подсказка С(50): Газообразный непредельный углеводород, содержащий один атом галогена.

Подсказка С(60) Углеводород, состоящий из винил-радикала и атома хлора.

Реагент 3(30) Процесс, используемый в промышленности для получения полиолефинов, полистирола, полиэтилена, полиакрилатов, большинства каучуков.

Реагент 3(50) Синтез, при котором взаимодействие мономеров не сопровождается выделением побочных низкомолекулярных соединений.

Подсказка Х(60) Полимер, из которого получают химически и механически прочную пластмассу со свойствами диэлектриков, а также изготовляют

Подсказка Х(100) Полимер, в состав структурного звена которого входят 2 атома углерода, 3 атома водорода, один атом хлора.

Задания из “Банка заданий”.

10 у.е. Дано вещество: СН≡С-СН2-СН2-СН3. Запишите формулу двух его изомеров, назовите их, а также двух гомологов.

10 у.е. Дано вещество: СН2=СН-СН=СН-СН2-СН3. Запишите формулы двух его изомеров, назовите их, а также двух гомологов.

10 у.е. Осуществите превращения, запишите уравнения реакции: С2Н2 С2Н4 С2Н5С1

10 у.е. Какое максимальное количество брома в граммах вступит в реакцию соединения с 11,2 г ацетилена н.у.

20 у. е. Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 80% углерода, а относительная плотность по воздуху равна 15.

20 у.е. Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 88,2 % углерода, если плотность его паров по гелию равна 17 . Укажите тип гибридизации атомов углерода в молекуле одного из изомеров.

20 у.е. Осуществите превращения, запишите уравнения реакций: СН4 С2Н2 С 6Н6 С 6Н14 СO 2

20 у.е. Осуществите превращения, укажите условия протекания С2Н5ОН С2Н4 С2Н4СI2 С2Н2

20 у.е. В состав углеводорода количеством вещества 1,5 моль входит 3,6*1024 атомов углерода и 5,4*1024 атомов водорода. Определите молекулярную формулу углеводорода.

30 у.е. Задача. При сжигании 4,4г углеводорода получили 13,2г оксида углерода (IV). Относительная плотность вещества по воздуху равна 1,52. Определите формулу вещества.

З0 у.е. Рассчитайте массу бромной воды (массовая доля брома 2,4%), которая может обесцветить ацетилен объемом 4,48л(н. у)

З0 у.е Для сжигания 7г ацетиленового углеводорода потребовалось 15,68г(н.у) кислорода ,выведите молекулярную формулу алкина.

З0 у. е. Для сжигания газообразного алкена объемом 1,12л (н.у.) необходимо 8,4л кислорода, какой углеводород был сожжен.

З0 у.е. При взаимодействии цинка с хлороводородной кислотой выделился такой объем водорода, которого достаточно для полного гидрирования 2,24л (н.у.) этилена. Определите, какая масса цинка прореагировала, и какой объем водорода образовался.

40 у. е Карбид кальция массой 200г, содержащий 20% примесей, обработали водой.

Образовавшийся ацетилен подвергли гидратации (реакция Кучерова). Рассчитайте, какая масса ацетальдегида образовалась, если массовая доля выхода ацетилена составила 75% от теоретического.