Пояснительная записка
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как в это время происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменения. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Подготовительная группа “Цветик-семицветик” реализует примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования “Успех”. Цели и задачи образовательной области “Познание” реализуются в процессе интеграции разных форм и видов деятельности с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Одной из таких форм является непосредственно-образовательная деятельность. Содержание представленной деятельности включает в себя цели, реализуемые программой. В процессе деятельности происходит интеграция образовательных областей “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”.
Возраст детей: 7-й год жизни. Посещают группу 22 человека, из них 10 девочек и 12 мальчиков. Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность.
Цель НОД: Дать общее представление о материке Австралия, о растительном и животном мире.
В процессе НОД решались следующие образовательные задачи, определенные результатами мониторинга и “зоной ближайшего развития детей”:
Таблица № 1. Задачи
Для педагога: | Для детей: |
- Закреплять и расширять представления
о животных и природе Австралии; - Способствовать использованию форм умственного экспериментирования (решение проблемных ситуаций); - Развивать у детей воображение, наглядно-образное и словесно-логическое мышление; - Способствовать формированию умения ориентироваться в условиях задачи, совместно со сверстниками выбирать общие стратегию и средства ее решения; - Воспитывать бережное отношение к природе. |
- Выбрать хранителя карты, ориентируясь
на определенные качества человека и свойства
характера; - Назвать планеты Солнечной системы, самую “холодную” и самую “жаркую”; - Нарисовать предмет, который пригодится в путешествии, используя карточки с изображением геометрических фигур; - Определить, какие именно животные живут в Автралии, методом анализа исключить лишних; - Отгадать загадки, которые озвучит педагог; - Найти клад, ориентируясь по карте “Сокровищ” |
Известно, что создание проблемной ситуации в воспитательно-образовательном процессе является одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательного интереса, речевой активности и активизации мыслительной деятельности ребенка. Поэтому, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей старшего возраста, в ходе НОД я старалась задействовать все каналы детского восприятия. В основе НОД лежит познавательная деятельность, в ходе которой возникают проблемные ситуации. Их решение предполагает детские высказывания и предположения. На основании этих предположений детей с моей помощью делают выводы. Метод проблемной ситуации способствует развитию познавательной активности у детей и направлен на поиск путей решения поставленной задачи.
Мотивация: Отыскать клад, ориентируясь на карту “Сокровищ”.
Материал: Демонстрационный: карта “Сокровищ”, макет “Австралия”, игрушки мелкие (животные Австралии, Африки, России), тайники со спрятанными в них заданиями (всего 4 штуки), мяч с изображением земного шара. Раздаточный: карточки с изображением геометрических форм,
Этапы НОД: Мотивация детей на образовательную деятельность; Ход НОД; Подведение итогов детской деятельности, рефлексия.
Таблица № 2. Методы и приемы, позволяющие реализовать поставленные задачи
Методы | Приемы |
Метод проблемной ситуации | проблемная история (мотивация детей на разрешение проблемной ситуации); мозговой штурм (краткий вопрос – быстрый ответ); сбор “банка идей” (наговаривание вариантов ответов); ошибка педагога (провокация детей на правильный ответ). |
Метод подчеркнутого доверия | взаимодействие на равных (уважаем личность каждого ребенка и принимаем мнение каждого); принятие совместного решения (взаимодействуя друг с другом, приходим к правильному решению опытным путем); подведение промежуточного итога (подчеркиваем вариативность решения проблемы, предложенной детям, но выбираем правильный). |
Метод практического действия. | Приемы, направленные на развитие мыслительных операций и формирование сенсорных эталонов: сравнение; анализ; синтез; обобщение; ориентировка на листе бумаги; соотношение; наглядно действенные приемы; словесно-действенные приемы. |
Наглядный | показ иллюстраций |
Словесный | беседа; художественное слово; вопрос-ответ |
Игровой | сюрпризный момент; дидактическая игра |
Таблица № 3. Планируемый результат
Овладевший необходимыми умениями и навыками | обобщает и классифицирует предметы по выделенным признакам; использует формы умственного экспериментирования, счетные навыки; различает геометрические фигуры, их особенности и общие свойства; высказывается об индивидуальных познавательных предпочтениях, демонстрирует познавательные интересы; в ходе общения использует повествовательный и описательный рассказ |
Эмоционально-отзывчивый | испытывает гордость за собственные успехи и достижения; испытывает положительные эмоции от включения в познавательную деятельность |
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи | согласовывает свои действия с действиями партнера; предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; расширяет самостоятельность в исследовательской деятельности |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | самостоятельно распределят роли и договаривается о совместных действиях в разных видах деятельности; выбирает более сложные способы взаимодействия в познавательной деятельности; участвует в партнерской деятельности со взрослым, проявляет интерес к совместной деятельности с другими детьми и охотно участвует в ней |
Любознательный, активный | инициирует общение и совместную со сверстниками и взрослыми деятельность; проявляет активность в получении информации; задет вопросы поискового характера |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия. | испытывает потребность в новых знаниях о мире; стремится к участию в познавательной деятельности, сохраняя активность на всем ее протяжении |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире, природе. | имеет достаточно широкий круг источников познавательной информации и упорядоченные представления о мире; имеет представление о природе планеты |
Таблица № 4. Ход деятельности
Этапы | СКД | Организация совместной деятельности | Пути реализации | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | |||
Мотивация детей на образовательную деятельность | Мотивация побуждения к деятельности | - Ребята, вы любите путешествовать? Мне
нравится путешествовать в страны загадочные,
интересные. У меня для вас есть загадка. Какая будет отгадка, в такую страну и поедем: На материке большом, зеленом - Молодцы! Мы поедем в Австралию. А чтоб не ждать поездов и самолетов мы с вами воспользуемся волшебством – моей волшебной палочкой: “Кручу-верчу в Австралию попасть хочу!” (звучит музыка, дети закрывают глаза. Открывают после слов воспитателя). - Ребята смотрите куда мы попали? Это что за континент? Как вы поняли, что это Австралия? (рассматривают картины) - Смотрите, а что это лежит у нас под ногами? Это карта. Да непонятная. С какими-то знаками. (рассматривают карту) |
Создать игровую ситуацию.
Организационный момент. Цель: концентрация детского внимания для лучшего усвоения материала. |
Самостоятельно решить, стоит ли
отправляться в путешествие. Отгадать загадку. |
НОД | Цель как прогноз результата деятельности | - Я предлагаю выбрать хранителя карты. Она одна. Вдруг потеряется. Она ценная – в конце пути нарисован клад. Почему вы выбрали Свету? Какая она? | Вводит детей в игровую ситуацию. Цель: активизация внимания, постановка цели, создание мотивации Предлагает решение путем голосования |
Самостоятельно, договориться, выбирать хранителя карты, ориентируясь на личностные качества детей |
Процесс реализации цели деятельности | - Посмотрите на символы, на что они
похожи? На цифры? Какие? К какой цифре пойдем
сначала? - Под этой цифрой 1 находится тайник. А в нем загадка: “В черном небе до зари - Что вы знаете о звездах? Чем пользовались раньше путешественники? Какая самая большая звезда Солнечной системы? Сколько планет в ней? Какая планета самая “холодна”? А какая самая “теплая”? Какая ближе всех к Солнцу? А дальше? Самая большая? А маленькая? Будем ориентироваться по звездам в нашем путешествии? |
Задавать вопросы, стимулирующие процесс мышления. Способствовать тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникшие проблемы. Стимулировать любознательность, активность. | Выстроить полный ответ, обобщить. Совместно решить поставленную задачу. |
|
- Хранитель, куда нам идти дальше? Находят цифру 2. В тайнике загадка: “Три вершины тут видны, Три угла, три стороны” (треугольник) “Я фигура хоть куда, “Это форма у клубка, у планеты, колобка” (круг) “Это форма у лица, у яйца и огурца” (овал) “Обведи кирпич мелком - Молодцы! Все геометрические фигуры знаете. В конверте еще задание: возьмите с собой предметы, которые пригодятся вам в путешествии. Что будем делать? У нас ничего нет. Только наши геометрические фигуры? Я тоже согласна с вами, что мы можем дорисовать предмет. Как здорово вы придумали! Только ничего не забудьте! Путешественникам все может пригодиться. |
Загадывает загадки. Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решили их; стимулирует любознательность, вовлекает в совместную деятельность; организует работу с карточками Предоставляет достаточно времени для изучения и выполнения работы. Предоставляет возможность задавать вопросы. |
Отгадать загадки. Делают выбор. Принимают задачу. Осуществляют взаимоконтроль. Проявляют изобретательность. Выражают собственные мысли на бумаге. Фантазируют. Предоставляют продукт своей деятельности. |
||
- Хранитель, куда идем дальше? (цифра 3) - Смотрите какой интересный макет? Какая это страна? Континент? Почему вы так думаете? Чего тут не хватает? Согласна, без животных и птиц макет выглядит скучным. - Смотрите, рядом есть коробочка с животными. Давайте их заселим! Только будьте внимательны – все животные перепутаны. Нужно выбрать правильное животное. Объяснить свой выбор, чтоб все поняли. - Кто стоит между коалой и кенгуру? А между утконосом и страусом? Справа от крокодила? Слева от попугая? |
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешили возникающие проблемы; выражает искреннее восхищение; устанавливает ограничения; комментирует высказывания; вовлекает в совместную деятельность; поддерживает. | Делают выбор. Принимают игровую задачу. Проявляют способность к критическому мышлению. Сортируют по определенным признакам. Работают вместе, заботясь, друг о друге; берут на себя ответственность. Выстраивают полный ответ. Самостоятельно исправляют речевые ошибки. |
||
- Молодцы! Теперь наши животные нашли
свой дом. И пейзаж совсем не скучный! - Что-то мне так захотелось пить. Очень жарко в Австралии. Вам тоже? Может пойдем на водопой? А где он находится нам скажет хранитель карты. Идем к цифре 4. (Физ. минутка. Дети имитируют повадки животных) Рыбки плавают, резвятся |
Эмоционально вовлекает детей в действие. Предоставляет детям возможность поиграть. Выполняет действия совместно с детьми. | Осуществляют условные действия. Активно играют. Демонстрируют повадки животных Австралии |
||
- Напились? Отдохнули? Пойдем дальше?
Хранитель, куда нам идти? - Смотрите, а этот тайник не похож на остальные. Это большая гора. Да не простая, а с цифрами. Опять загадки! Отгадываем цифру и убираем камень с изображением этой цифры. “Сколько лап у коалы?” (четыре) “Сколько носов у крокодила? (один) “Сколько ног у страуса?” (два) “Сколько слогов в слове Кен-гу-ру?” (три) “Сколько пальцев у нас на руке?” (пять) - Ура! Мы нашли клад! - В гостях хорошо, а дома лучше! Мне кажется нам пора вернуться в группу и поиграть с тем, что мы наши в сундуке. Вы как думаете? |
Задает вопросы. Наблюдает за детьми, выполняющими задание. Вводит элемент новизны. Поощряет детей. | Отвечают на заданные вопросы. Выполнят действия (убирают “камни”). Находят клад. Решают, что с ним будут делать в группе. Радуются. | ||
Подведение итогов детской деятельности, рефлексия | Контроль и оценка результатов деятельности | - Хранитель, Где мы были? Ребята, что мы повидали? Что нового узнали? Что вам запомнилось? Кто был сегодня самым любознательным? А кто самым скромным? | Задает вопросы, стимулирующие
рефлексию. Выражает искреннее восхищение.
Проявляет уважение к детским высказываниям.
Показывает заинтересованность Поддерживает. Приглашает желающих в игру. |
Рефлексия. Рассказываю о прошедшем дне. Поощряют активных. Играют с находками из сундука. |