Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми седьмого года жизни на тему «Путешествие по Австралии»

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как в это время происходят существенные физиологические, психологические и социальные изменения. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Подготовительная группа “Цветик-семицветик” реализует примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования “Успех”. Цели и задачи образовательной области “Познание” реализуются в процессе интеграции разных форм и видов деятельности с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Одной из таких форм является непосредственно-образовательная деятельность. Содержание представленной деятельности включает в себя цели, реализуемые программой. В процессе деятельности происходит интеграция образовательных областей “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”.

Возраст детей: 7-й год жизни. Посещают группу 22 человека, из них 10 девочек и 12 мальчиков. Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность.

Цель НОД: Дать общее представление о материке Австралия, о растительном и животном мире.

В процессе НОД решались следующие образовательные задачи, определенные результатами мониторинга и “зоной ближайшего развития детей”:

Таблица № 1. Задачи

Для педагога: Для детей:
- Закреплять и расширять представления о животных и природе Австралии;

- Способствовать использованию форм умственного экспериментирования (решение проблемных ситуаций);

- Развивать у детей воображение, наглядно-образное и словесно-логическое мышление;

- Способствовать формированию умения ориентироваться в условиях задачи, совместно со сверстниками выбирать общие стратегию и средства ее решения;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Выбрать хранителя карты, ориентируясь на определенные качества человека и свойства характера;

- Назвать планеты Солнечной системы, самую “холодную” и самую “жаркую”;

- Нарисовать предмет, который пригодится в путешествии, используя карточки с изображением геометрических фигур;

- Определить, какие именно животные живут в Автралии, методом анализа исключить лишних;

- Отгадать загадки, которые озвучит педагог;

- Найти клад, ориентируясь по карте “Сокровищ”

Известно, что создание проблемной ситуации в воспитательно-образовательном процессе является одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательного интереса, речевой активности и активизации мыслительной деятельности ребенка. Поэтому, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей старшего возраста, в ходе НОД я старалась задействовать все каналы детского восприятия. В основе НОД лежит познавательная деятельность, в ходе которой возникают проблемные ситуации. Их решение предполагает детские высказывания и предположения. На основании этих предположений детей с моей помощью делают выводы. Метод проблемной ситуации способствует развитию познавательной активности у детей и направлен на поиск путей решения поставленной задачи.

Мотивация: Отыскать клад, ориентируясь на карту “Сокровищ”.

Материал: Демонстрационный: карта “Сокровищ”, макет “Австралия”, игрушки мелкие (животные Австралии, Африки, России), тайники со спрятанными в них заданиями (всего 4 штуки), мяч с изображением земного шара. Раздаточный: карточки с изображением геометрических форм,

Этапы НОД: Мотивация детей на образовательную деятельность; Ход НОД; Подведение итогов детской деятельности, рефлексия.

Таблица № 2. Методы и приемы, позволяющие реализовать поставленные задачи

Методы Приемы
Метод проблемной ситуации проблемная история (мотивация детей на разрешение проблемной ситуации); мозговой штурм (краткий вопрос – быстрый ответ); сбор “банка идей” (наговаривание вариантов ответов); ошибка педагога (провокация детей на правильный ответ).
Метод подчеркнутого доверия взаимодействие на равных (уважаем личность каждого ребенка и принимаем мнение каждого); принятие совместного решения (взаимодействуя друг с другом, приходим к правильному решению опытным путем); подведение промежуточного итога (подчеркиваем вариативность решения проблемы, предложенной детям, но выбираем правильный).
Метод практического действия. Приемы, направленные на развитие мыслительных операций и формирование сенсорных эталонов: сравнение; анализ; синтез; обобщение; ориентировка на листе бумаги; соотношение; наглядно действенные приемы; словесно-действенные приемы.
Наглядный показ иллюстраций
Словесный беседа; художественное слово; вопрос-ответ
Игровой сюрпризный момент; дидактическая игра

Таблица № 3. Планируемый результат

Овладевший необходимыми умениями и навыками обобщает и классифицирует предметы по выделенным признакам; использует формы умственного экспериментирования, счетные навыки; различает геометрические фигуры, их особенности и общие свойства; высказывается об индивидуальных познавательных предпочтениях, демонстрирует познавательные интересы; в ходе общения использует повествовательный и описательный рассказ
Эмоционально-отзывчивый испытывает гордость за собственные успехи и достижения; испытывает положительные эмоции от включения в познавательную деятельность
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи согласовывает свои действия с действиями партнера; предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; расширяет самостоятельность в исследовательской деятельности
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками самостоятельно распределят роли и договаривается о совместных действиях в разных видах деятельности; выбирает более сложные способы взаимодействия в познавательной деятельности; участвует в партнерской деятельности со взрослым, проявляет интерес к совместной деятельности с другими детьми и охотно участвует в ней
Любознательный, активный инициирует общение и совместную со сверстниками и взрослыми деятельность; проявляет активность в получении информации; задет вопросы поискового характера
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия. испытывает потребность в новых знаниях о мире; стремится к участию в познавательной деятельности, сохраняя активность на всем ее протяжении
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, мире, природе. имеет достаточно широкий круг источников познавательной информации и упорядоченные представления о мире; имеет представление о природе планеты

Таблица № 4. Ход деятельности

Этапы СКД Организация совместной деятельности Пути реализации
Деятельность педагога Деятельность детей
Мотивация детей на образовательную деятельность Мотивация побуждения к деятельности - Ребята, вы любите путешествовать? Мне нравится путешествовать в страны загадочные, интересные.

У меня для вас есть загадка. Какая будет отгадка, в такую страну и поедем:

На материке большом, зеленом
Кенгуру живет смышленый.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит. (Австралия)

- Молодцы! Мы поедем в Австралию. А чтоб не ждать поездов и самолетов мы с вами воспользуемся волшебством – моей волшебной палочкой:

“Кручу-верчу в Австралию попасть хочу!” (звучит музыка, дети закрывают глаза. Открывают после слов воспитателя).

- Ребята смотрите куда мы попали? Это что за континент? Как вы поняли, что это Австралия?

(рассматривают картины)

- Смотрите, а что это лежит у нас под ногами? Это карта. Да непонятная. С какими-то знаками. (рассматривают карту)

Создать игровую ситуацию. Организационный момент.

Цель: концентрация детского внимания для лучшего усвоения материала.

Самостоятельно решить, стоит ли отправляться в путешествие.

Отгадать загадку.

НОД Цель как прогноз результата деятельности - Я предлагаю выбрать хранителя карты. Она одна. Вдруг потеряется. Она ценная – в конце пути нарисован клад. Почему вы выбрали Свету? Какая она? Вводит детей в игровую ситуацию.

Цель: активизация внимания, постановка цели, создание мотивации

Предлагает решение путем голосования

Самостоятельно, договориться, выбирать хранителя карты, ориентируясь на личностные качества детей
Процесс реализации цели деятельности - Посмотрите на символы, на что они похожи? На цифры? Какие? К какой цифре пойдем сначала?

- Под этой цифрой 1 находится тайник. А в нем загадка:

“В черном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари – фонарики
Меньше чем комарики” (звезды)

- Что вы знаете о звездах? Чем пользовались раньше путешественники? Какая самая большая звезда Солнечной системы? Сколько планет в ней? Какая планета самая “холодна”? А какая самая “теплая”? Какая ближе всех к Солнцу? А дальше? Самая большая? А маленькая? Будем ориентироваться по звездам в нашем путешествии?

Задавать вопросы, стимулирующие процесс мышления. Способствовать тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникшие проблемы. Стимулировать любознательность, активность. Выстроить полный ответ, обобщить.

Совместно решить поставленную задачу.

- Хранитель, куда нам идти дальше?

Находят цифру 2. В тайнике загадка:

“Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны” (треугольник)

“Я фигура хоть куда,
Очень ровная всегда.
Все углы во мне видны
И четыре стороны” (квадрат)

“Это форма у клубка, у планеты, колобка” (круг)

“Это форма у лица, у яйца и огурца” (овал)

“Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком
И получится фигура,
Ты, конечно, с ней знаком!” (прямоугольник)

- Молодцы! Все геометрические фигуры знаете. В конверте еще задание: возьмите с собой предметы, которые пригодятся вам в путешествии. Что будем делать? У нас ничего нет. Только наши геометрические фигуры? Я тоже согласна с вами, что мы можем дорисовать предмет. Как здорово вы придумали! Только ничего не забудьте! Путешественникам все может пригодиться.

Загадывает загадки.

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решили их; стимулирует любознательность, вовлекает в совместную деятельность; организует работу с карточками

Предоставляет достаточно времени для изучения и выполнения работы.

Предоставляет возможность задавать вопросы.

Отгадать загадки.

Делают выбор.

Принимают задачу.

Осуществляют взаимоконтроль. Проявляют изобретательность. Выражают собственные мысли на бумаге. Фантазируют.

Предоставляют продукт своей деятельности.

- Хранитель, куда идем дальше? (цифра 3)

- Смотрите какой интересный макет? Какая это страна? Континент? Почему вы так думаете? Чего тут не хватает? Согласна, без животных и птиц макет выглядит скучным.

- Смотрите, рядом есть коробочка с животными. Давайте их заселим! Только будьте внимательны – все животные перепутаны. Нужно выбрать правильное животное. Объяснить свой выбор, чтоб все поняли.

- Кто стоит между коалой и кенгуру? А между утконосом и страусом? Справа от крокодила? Слева от попугая?

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешили возникающие проблемы; выражает искреннее восхищение; устанавливает ограничения; комментирует высказывания; вовлекает в совместную деятельность; поддерживает. Делают выбор.

Принимают игровую задачу. Проявляют способность к критическому мышлению. Сортируют по определенным признакам. Работают вместе, заботясь, друг о друге; берут на себя ответственность. Выстраивают полный ответ. Самостоятельно исправляют речевые ошибки.

- Молодцы! Теперь наши животные нашли свой дом. И пейзаж совсем не скучный!

- Что-то мне так захотелось пить. Очень жарко в Австралии. Вам тоже? Может пойдем на водопой? А где он находится нам скажет хранитель карты. Идем к цифре 4.

(Физ. минутка. Дети имитируют повадки животных)

Рыбки плавают, резвятся
В тихой тепленькой воде
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.

Эмоционально вовлекает детей в действие. Предоставляет детям возможность поиграть. Выполняет действия совместно с детьми. Осуществляют условные действия.

Активно играют. Демонстрируют повадки животных Австралии

- Напились? Отдохнули? Пойдем дальше? Хранитель, куда нам идти?

- Смотрите, а этот тайник не похож на остальные. Это большая гора. Да не простая, а с цифрами. Опять загадки! Отгадываем цифру и убираем камень с изображением этой цифры.

“Сколько лап у коалы?” (четыре)

“Сколько носов у крокодила? (один)

“Сколько ног у страуса?” (два)

“Сколько слогов в слове Кен-гу-ру?” (три)

“Сколько пальцев у нас на руке?” (пять)

- Ура! Мы нашли клад!

- В гостях хорошо, а дома лучше! Мне кажется нам пора вернуться в группу и поиграть с тем, что мы наши в сундуке. Вы как думаете?

Задает вопросы. Наблюдает за детьми, выполняющими задание. Вводит элемент новизны. Поощряет детей. Отвечают на заданные вопросы. Выполнят действия (убирают “камни”). Находят клад. Решают, что с ним будут делать в группе. Радуются.
Подведение итогов детской деятельности, рефлексия Контроль и оценка результатов деятельности - Хранитель, Где мы были? Ребята, что мы повидали? Что нового узнали? Что вам запомнилось? Кто был сегодня самым любознательным? А кто самым скромным? Задает вопросы, стимулирующие рефлексию. Выражает искреннее восхищение. Проявляет уважение к детским высказываниям. Показывает заинтересованность Поддерживает.

Приглашает желающих в игру.

Рефлексия.

Рассказываю о прошедшем дне. Поощряют активных. Играют с находками из сундука.