В последние десятилетия экологические проблемы обратили на себя внимание во всех странах мира. Причинами этого являются, во-первых, затянувшееся потребительское отношение человека к природе, в результате чего произошло истощение природных ресурсов; во-вторых, научно-техническая революция вступила в новую фазу своего развития, и вмешательство человека в результате его хозяйственной деятельности привело к нарушению равновесия в природе, к таким экологическим сдвигам, которые могут оказаться необратимыми. В связи с этим для решения экологических проблем требуется организованная деятельность людей не только в пределах одной страны, но и всей планеты. Экологическое образование поможет будущим гражданам нашей страны и Земли предвидеть последствия влияния человека на окружающую среду и определит их заботу об улучшении окружающей среды, недопущения ее разрушения и загрязнения и, в конечном счете, будет формировать общественную активность и гуманистическое сознание нашего подрастающего поколения.
Все школьные предметы могут быть использованы в деле решения рассматриваемой задачи. Тем естественнее экологическим воспитанием должен заниматься учитель физики – учитель той науки, которая устанавливает и изучает общие законы природы, т.е. окружающей среды. Учитель физики может осуществлять экологическое воспитание учащихся через предмет, рассматривая как вопросы фундаментального, так и прикладного, политехнического характера, подбирая задачи с соответствующим содержанием, проводя экскурсии, запланированные школьной программой по физике, организуя внеклассные мероприятия.
Поскольку наибольший интерес к природоохранной работе проявляют учащиеся 7-8 классов, важно акцентировать их внимание на вопросах рационального природопользования, воспитывая у них чувство ответственности перед природой. В школьной программе по физике можно найти много вопросов, имеющих экологическое содержание. В предлагаемой ниже подборке сделана попытка схематически раскрыть экологическую сторону учебного материала.
Вопрос курса физики | Экологический материал |
7 класс |
|
Физические явления. Физика и техника. | Круговорот веществ в природе и промышленном производстве. Проблема утилизации отходов. Влияние хозяйственной деятельности людей на окружающую среду. Взаимосвязь природы и человеческого общества. |
Молекулы. Диффузия. | Распространение вредных веществ, выброшенных промышленными предприятиями, в воздухе, воде и почве. Опасность неправильного хранения и применения минеральных удобрений и гербицидов. Понятие о предельно допустимой концентрации вещества (ПДК). Контроль за состоянием окружающей среды (измерение концентраций вредных веществ и сравнение с ПДК). Влияние на жизнь водоёма нефтяной плёнки на его поверхности. |
Притяжение и отталкивание молекул. | Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц водой и смачивание нефтью. |
Сила, возникающая при деформации тел. Сила трения. | Деформация плодородного слоя почвы тяжелыми сельскохозяйственными машинами. Вред от посыпания наледи песчано-солевой смесью (гибель придорожной растительности, разъедание автомобильных шин, обуви, коррозия трубопроводов). |
Давление жидкостей и газов. Атмосферное давление. | Единый мировой воздушный и водный океаны. Ветры и течения, перенос загрязнений воздушными и водными путями. Рассеивание выбросов в верхних слоях атмосферы. Особенности распространения выбросов при циклонах и антициклонах. Изменение состава атмосферы под действием антропогенного фактора. “Озоновая дыра” и её последствия. |
Шлюзы. | Нарушение природного равновесия при строительстве каналов. Последствия “поворота рек”. |
Водопровод. | Уменьшение запасов пресной воды на Земле, необходимость её экономии. |
Архимедова сила. Условия плавания тел. | Образование нефтяной плёнки на поверхности воды. Способы её уничтожения. |
Плавание судов | Экологически пагубные последствия судоходства: разрушение берегов, оглушение рыбы, загрязнение водоёмов и др. Экологические катастрофы, обусловленные авариями нефтяных танкеров. |
Воздухоплавание | Разрушение озонового слоя атмосферы. |
Работа и мощность | Мощность, КПД и экологическая безопасность различных механизмов (сравнительный анализ). |
Энергия рек и ветров | Перспективы использования безотходных и возобновляемых источников энергии. |
8 класс |
|
Конвекция в природе и технике | Образование конвекционных потоков в промышленных зонах. Механизм рассеивания с помощью высоких труб. Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и океанских толщах, самоочищение атмосферы. Нарушение конвекции в случае ядерной войны, и , как следствие этого, наступление “ядерной ночи” и “ядерной зимы”. Необходимость предотвращения ядерной войны. |
Водяное отопление | Загрязнения от ТЭЦ. Теплоизоляция в быту и технике как способ сбережения энергоресурсов. |
Излучение | “Парниковый эффект” на Земле и возможные последствия его усиления. |
Удельная теплоёмкость вещества | Нарушение природно-климатических условий при осушении естественных водоёмов и при создании искусственных. |
Теплота сгорания топлива | Ограниченность запасов органического топлива. Загрязнение атмосферы продуктами сгорания топлива. Экологически чистое сгорание водорода с образованием воды. |
Плавление и отвердевание | Влияние засоленности воды на льдообразование. Экологические аспекты литейного производства. |
Испарение и конденсация. | Загрязнение поверхности рек и озер,
морей и океанов, которое может привести к
уменьшению испарения воды и, как следствие этого,
уменьшение выпадения осадков. Образование кислотных дождей. Выброс фреона, аммиака и SO2 . |
Тепловые двигатели. Паровая турбина |
Загрязнение окружающей среды выбросами в атмосферу и сточные воды. Разрушение архитектурных сооружений. Контроль за выхлопными газами. |
Совершенствование тепловых двигателей, переход от твердого и жидкого топлива на газообразное, электрификация транспорта. | |
Электрическое поле | Влияние электростатического поля на организм человека. Борьба с электризацией в жилых помещениях. Очистка воздуха электроразрядом. |
Магнитное поле | Влияние магнитного поля на биологические объекты. Понятие о магнитобиологии (воздействие на организм магнитных бурь, магнитных браслетов, ориентация птиц в магнитном поле, использование в медицине и др.) |
Световые явления | Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора, его экологические последствия. |