Интеграция семейного воспитания и дошкольного образования

Разделы: Работа с родителями


Модернизация российского образования предполагает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Права и обязанности родителей определены в статье 38, 43 Конституции РФ, глава 12 Семейного Кодекса РФ. Статья 17, 18, 19, 52 Закона РФ “Об образовании”. Сегодня бесспорно утверждение, что для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие процесса взаимодействия детского сада и семьи.

Нестабильность общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на второе и третье места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.

В семье подрастает ребенок и у родителей появляются первые проблемы, связанные с его воспитанием и развитием. Исследования показывают, что современные родители все больше нуждаются в помощи специалистов. Психологическая и психотерапевтическая помощь не всем доступна, и таким центром становится детский сад.

В детском саду ребенок равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения, в детском саду характер воспитания целенаправленный, а в семье зачастую стихийный. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создать условия для полноценного развития личности.

Необходимость строить новые партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников диктует новые формы и условия такого взаимодействия. При соблюдении таких условий взаимодействия детского сада с родителями можно назвать дружеским сообществом, содружеством педагогов, детей и родителей.

Основными задачами и направлениями взаимодействия детского сада и семьи являются:

  • активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс и деятельность дошкольного учреждения, деловое сотрудничество;
  • повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания в интерактивных формах;
  • гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга.

Для реализации этих задач требуются соответствующие им новые подходы, интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, которые могут сформировать дружеское сообщество педагогов, детей и родителей: семейные клубы, детско-родительские проекты, семейные гостиные, проведение совместных мероприятий, мастер-классов и т.д.

За многолетний опыт работы мы выявили наиболее эффективную форму взаимодействия с родителями, которая одинаково интересна и родителям и детям – это семейный клуб, основная идея которого, научиться родителям понимать особенности детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия сними, т.е. быть успешными родителями успешных детей. И назвали мы этот клуб – “Клуб успешного родителя”. Его работа стала не просто формой связи семьи и дошкольного учреждения, а это университет родительской информации, которая охватывает различные формы деятельности.

Наш семейный клуб действует уже не первый год и приобрёл своитрадиции: чаепитие с “Самоварычем”, использование любимых семейных и народных игр, проведение мастер-классов, трудовых и благотворительных акций, вручение знаков родительской гордости.

Мероприятия клуба планируются с учетом интересов родителей сразу на год, чтобы дать возможность родителям сориентироваться в проблемных вопросах воспитания и развития ребенка, подготовиться к встречам, пообщаться с педагогами “на равных”, поделиться опытом семейного воспитания.В заседаниях клуба участвуют не только педагоги и родители, но и дети. Здесь дети вместе с родителямирассматривают книги, обсуждают телепередачи, слайды с мероприятий, выполняют задания и играют в разные игры.Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают им свои опыт изнания. Родители видят ребёнка в обстановке отличной от домашней, а так же наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Цели семейного клуба:

  • создать систему психолого-медико-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства по принципу: “Нужный специалист в нужное время”;
  • способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • помочь родителям рассматривать процесс образования, как непрерывный партнерский диалог со своим ребенком на основе знаний психологических закономерностей и особенностей возраста с учетом интересов и потребностей ребенка.
  • популяризировать деятельность группы и детского сада среди родительской общественности микрорайона и города.

Каждая встреча посвящена работе над определенной темой. Основная форма проведения встреч – практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми. Мы стремимся не только подготовить полезную и интересную информацию, но и пригласить различных специалистов: “Мы стали старше” (участие логопеда), “Учите детей общаться” (участие психолога), “Формирование ценностного отношения ребенка к здоровью в семье” (участие тренера по физическому воспитанию), “Правильное дыхание – основа развития речи ребенка” (специалист по БОС), “Научим детей плавать” (тренер по плаванию).

В рамках семейного клуба проводятся творческие мастерские, с участием родителей, дедушек и бабушек. На одно из заседаний был приглашен народный умелец, эксперт в своей области, дедушка одного из воспитанников. Его экспозиции выставляются в музее города.

Взрослые идети познакомились с колоритом русского народного быта и традиционными предметами обихода, посуды, изделиями декоративно-прикладного искусства, которыми украшали дома в старину, выполненные из дерева. Дети с увлечением выжигали, выпиливали лобзиком различные изделия, устроили выставку поделок.

Занимательно прошел мастер-класс, приуроченный ко Дню пожилого человека. Мама воспитанника обучала детей и родителей росписи по витражному стеклу, закрепляя полученные знания дети, изготовили сюрпризы для своих бабушек и дедушек.

Всегда из родителей находится человек, обладающий необычным даром, который из простых, элементарных вещей изготавливает чудо. Так мама Глеба неоднократно удивляла всех своим творчеством, умением вылепить из муки, соли, воды забавных зверушек и украшений для девочек и с увлечением делилась своим талантом. На 8 Марта у всех мам появилось нарядное украшение в виде броши.

Помня о том, что дети любят все яркое, фееричное, вызывающее восторг, в тоже время легкодоступное в изготовлении, устроили шоу ко Дню защиты детей - “Праздник волшебных шаров”. Всё было так интересно: раскрашивание надувных шаров весёлыми рожицами и их презентация необычными смешными голосами, скручивание длинных шариков в забавную игрушку, выдувание самого большого мыльного пузыря (интрига в том, что каждая семья готовила “выдувную” смесь по своим фирменным рецептам). Праздник удался на славу.

Одна из наиболее ярких форм взаимодействия – семейные гостиные. В ходе работы гостиных, мы расширяем представления взрослых и детей о семье, её традициях, обычаях и традициях в русской культуре, связанных с семьёй. Колоритные, нарядные посиделки ко Дню матери запомнились надолго. Был приглашен фольклорный коллектив школы №103 “Красная горка”, в котором участвовал наш бывший воспитанник. Коллектив вовлёк детей и родителей в действо, повёл в хороводе, заплёл яркими косами, закружил на каруселях, рассмешил частушками, научил народным играм. Традиционным русским чаепитием с мёдом и мятой,любовно выпеченными бабушками пышками, завершились эти посиделки.

Одна из нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в процессе формирования культуры семейного досуга – защита детско-родительских проектов. Защита проходит на заседании семейного клуба, в неформальной, дружеской атмосфере. Наиболее яркие: “Я имею право”, “Как мы провели лето”, “Малая родина – Железногорск”, “Я и моя семья”. Защита проектов сопровождается совместными рассказами родителей и детей о своих впечатлениях. Результаты путешествий и экскурсий оформляются в виде фотоотчётов, рисунков, видеоматериалов, изготовлении макетов, поделок, сбором коллекций и других форм творчества детей и взрослых. Стала уже традиционной, внутри семейного клуба, форма представления семейных коллекций, ведь коллекционирование одно из естественных, ярко проявляемых детьми направлений деятельности. В детях заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. Выставки коллекций имеют свои преимущества для детей, здесь ребёнок автор, соавтор, творец композиции, при создании которой он, использует свою фантазию и знания. Родители же поддерживают и стимулируют познавательность, активность, поощряют интерес и увлечение детей, создают доброжелательную атмосферу сотрудничества.

Наряду с умственным и физическим развитием, мы уделяем внимание формированию положительного отношения к труду. В нём дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них воспитывается стремление оказать посильную помощь взрослым. Особенность трудовой деятельности дошкольника в том, что она находится в стадии развития и обязательно предполагает участие взрослого

Ежегодно практикуем форму “выездных” заседаний – “Трудовые выходные”, когда родители вместе с детьми трудятся на территории детского сада.

На строительстве ледяной горки родители с детьми, играя, выполняют посильную для всех работу, попутно поваляются в снегу, покидаются снежками и шутками-прибаутками. Дети, видя результат общей работы, гордятся своим трудом и своими родителями, ведь это “мы с папой строили горку” - говорят они. Именно такие моменты общения остаются у нас в памяти на всю жизнь.

С приходом тёплых дней все выходят на субботники. Мы сребятами начинаем готовиться к нему заблаговременно. Проводя познавательно-исследовательскую деятельность, выращиваем рассаду цветов для озеленения территории детского сада. Дети с нетерпением ждут, когда они наравне с взрослыми возьмутся за лопаты, грабли, метёлки. Только в совместном труде можно почувствовать взаимоотношения людей, гордость от причастности к нему, ощутить радость совместной деятельности.

Рассматривая значимость работы нашего “Клуба успешного родителя” мы поняли, что результат взаимодействия следует оценивать не по количеству проведённых мероприятий, а по охвату родителей, их активности, заинтересованности, переносу полученного опыта в жизнь семьи (стали ходить в бассейн, библиотеку, собирать семейную коллекцию, появились новые семейные традиции, приобщились к рукоделию…), направленности данных мероприятий и усилий на развитие и воспитание ребёнка.

Используемая литература:

1. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Т.Ц. “Учитель” Воронеж 2005 г.

2. Зверева О.Л. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Творческий Центр Сфера Москва 2007 г.

3. Майер А.А. Давыдова О.И. Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь д/с. Творческий Центр Сфера Москва 2011 г.

4. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции. ООО “Линка-Пресс” 2007 г.

5. Солодянкина О.В. Сотрудничество д/у с семьёй. Издательство Аркти Москва 2004 г.