Цели и задачи урока:
- Образовательные: дать учащимся представление о том, что крестьянская изба — удивительное явление в народном деревянном зодчестве; расширить общий кругозор, углубить представление о памятниках деревянного зодчества; прививать навыки работы на станках;
- Познавательные: активизация познавательной деятельности учащихся и формирование интереса к технологии обработки материалов;
- Развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию творческой активности, пространственного мышления;
- Воспитательные: формирование потребности сознательного и творческого отношения к труду, чувства личной ответственности за результаты труда; воспитывать любовь и бережное отношение к постройкам Русского зодчества через их украшения и изготовление процесса творческой работы.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, станки (электролобзик, шлифовальный станок, дрель), заготовки из фанеры.
Ход урока
1. Организационный момент
Человек порой не замечает красоты только потому,
что никто не открыл ему мир красоты,
не научил смотреть на него изумленными глазами.
А. В. Ополовников.
Прозвенел, друзья, звонок
Начинаем мы урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперёд — за дело.
Технология нас ждёт,
Начинаем в прошлое полёт.
2. Введение в тему. Сообщение темы урока. (Вводная беседа) Мотивация учебной деятельности.
Тихо звучит музыка “Деревенька моя”.
Сколько нежности и любви к родному краю чувствуется в каждой строке этой песни. Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. В глубокой древности наши предки-славяне считали, что живут у подножия Мирового древа, соединяющего небо и землю, сохраняющего мир в равновесии. Поэтому самые обычные деревья казались им не простыми рябинками, да берёзками, а волшебными, наделёнными магическими свойствами существами.
- Ребята, о чём поётся в песни. (о деревне)
Древнейшие поселения возникали (как правило) вдоль рек, ручьев, озер, дорог. Крестьянские дома (избы) строились в один или два ряда вдоль дороги, реки или озера.
- Откуда пошло слово деревня? (дерево)
Дерево служило основным строительным материалом. Из него крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Дерево легко поддавалось обработке, хорошо удерживало в доме тепло и в то же время “дышало”- свободно пропускало воздух с улицы в дом. Дерево, в чью живую силу верили наши предки, словно передавало русскому дому свою способность оберегать человека от страшных, “нечистых”, сил.
У вас на столах лежат заготовки из фанеры, которые мы с вами сделали на прошлом уроке.
Посмотрите внимательно, подумайте, очертание какого предмета напоминает эта заготовка. (Она напоминает дом) Правильно, теперь вы сможете с помощью подсказки отгадать тему урока. (На доске вразнобой прикреплены буквы) (соберите пазлы вместе и узнаете тему урока)
ДЕРЕВЯННЫЙ РУССКИЙ ДОМ
Сегодня на уроке мы поговорим о деревянном доме, вспомним памятники деревянного зодчества, увидим восьмое чудо света и попробуем себя в роле мастеров -плотников. А работать мы будем по следующему плану:
- Корни слова - деревня
- Деревянный русский дом
- Деревянное зодчество
- Самостоятельная практическая работа
- Подведение итогов
3. Актуализация знаний (выявление субъектного опыта)
- С чем у вас ассоциируется деревянный дом? (отдых, семья, Родина, тепло)
- А как по другому называют дом — изба. Изба - от древнерусского слова “истьба”, истопка, очаг, т.е. жилое помещение с печью. Древнейшая, сохранившаяся до нашего времени крестьянская изба датируется 1811 годом.
Избы рубили обычно из толстых сосновых брёвен, складывая их друг на друга в специальные пазы.
- Как выбирали место для избы? Строительство избы для крестьянина – знаменательное событие. Избы строили (или, говоря по-народному, рубили) из дерева. Человек не только получал крышу над головой, он организовывал свое жилое пространство, делал так, чтобы оно было наполнено теплом, любовью, покоем (никогда не строили избу на месте старой, или если сгорела, разрушилась от наводнения. Люди старались приметить, где любит отдыхать скот: это место сулило удачу владельцам построенного там дома).
4. Изучение нового материала
Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала строительная мудрость. Мастера-плотники украшали Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами. И хотя из-за пожаров мало сохранилось построек, но и они дают представление о прекрасных теремах и палатах.
- Какие вы знаете памятники деревянного зодчества? (Коломенское, Измайлово)
Одно из этих деревянных чудес находится в музее-заповеднике деревянного зодчества — Кижи. (Видеоклип) Обмен впечатлениями Какие чувства у вас вызвал этот видеофрагмент.
А вы знаете что все эти постройки построены только топором без единого гвоздя.
- А давайте и мы с вами поработаем мастерами-плотниками и построим свой собственный деревянный дом. А поможет вам в этом инструкция, которая лежит у вас на партах.
5. Практическая работа. Вводный инструктаж.
- На прошлом уроке электролобзиком по заданным размерам мы выпилили заготовки нашего будущего дома. Давайте проверим все ли у нас на месте (основа, дощечки — бревнышки, окно).
- Мы должны прикрепить дощечки — бревнышки к основе.
- Чтобы дощечки лежали ровно на основе, надо взять линейку и карандашом отметить соединительные точки по 1 см от края слева и справа. Старайтесь делать точки по середине ширины дощечки. С помощью этих точек мы сможем собрать наш дом. Приступайте к работе.
- Теперь мы должны каждую заготовку нашего дома обработать на шлифовальном станке. Она должна быть гладкая и на ней не должно быть никаких зазоров и широховатостей.
- Давайте вспомним правила техники безопасности
- Прошу подойти к своим станкам и приступить к работе. По окончанию прошу вернуться за парты.
- Теперь наши дощечки ровные, гладкие и мы можем приступить к следующему этапу работы. Посмотрите в ваши инструкции, какой ваш следующий шаг (мы будем работать с дрелью).
- А что вы будете делать дрелью? (сверлить дырки)
- Для чего нам нужны эти дырки? (соединить дощечки с основой)
- Вы прикладываете первую дощечку к основе и просверливаете дырки по разметке. Садитесь на место и соединяете заготовки проволокой.
- Затем вы прикладываете вторую дощечку и повторяете теже этапы работы.
- Давайте повторим инструкцию по технике безопасности с дрелью.
- Прошу приступить к работе.
6. Подведение итогов.
- Как вы думаете, достигли мы цели урока?
- А выполнили мы план урока?
- Что было сложным на уроке?
- А что далось вам легко?
- Что вам понравилось на уроке?
- Чтобы вы хотели повторить на следующем уроке?
На следующем уроке нам останется прикрепить окошко и придать индивидуальность нашему дому.