Наблюдение за словоизменением имен существительных

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Повторить изученное об имени существительном.
  • Формировать навыки определения формы, словоизменения существительных.
  • Ввести понятие “падеж”.
  • Воспитывать культуру речи, интерес к предмету.
  • Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, каллиграфический почерк.

Оборудование урока: картинный словарь, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в страну Грамматика. Как и в любом путешествии у нас будут останови с разными заданиями.

Первая станция “Словознайка”.

Выполним логические задания:

большой – о (?) море –с (?)
тростник - ? крыша -?
легкая – г (?) золотой – м (?)
конь – е (?)
поля – м (?)
земля -?
чувство –в Какое слово лишнее?
травинка -? лестница
окрестность – т морской
местные

Минутка чистописания.

Определите, какую букву мы будем писать на минутке каллиграфии. Она встречается в данных словах один раз и обозначает парный глухой твердый согласный звук. Какая это буква? В каком слове находится?

(слова на доске: фонтан, привезти, тема, лето).

Верно, мы будем писать букву “Фф”. Напишите на второй строке строчную букву “эф” с гласной “о”. Какой получился слог? (“фо” )

2. Повторение изученного.

(На доске написаны 2 предложения)

Мелькают в тумане деревни луга и леса.

Мокрый снег валил хлопьями я промочил ноги и продрог до костей.

Дети, посмотрите внимательно на доску, прочитайте. Что записано на доске? (предложение)

Какие задания можно выполнить с данными предложениями?

(составить схему, подчеркнуть грамматическую основу, поставить запятые, написать, чем выражено каждое слово в предложении)

Вот именно эти задания мы сейчас выполним. У доски будут работать 2 ученика. (1 ученик с первым предложением, другой со вторым предложением) А вам, дети, другое задание: выпишите из этих предложений словосочетания, в которых обязательно должно быть существительное, определите его род и число.

Проверяем задание. Посмотрите, как выполнил разбор ... Все ли у него правильно? Почему нет? Над чем ему нужно работать, что повторить?

Дети, а какие словосочетания выписали вы? С заданиями справились все, молодцы!

3. Словарно-орфографическая работа.

Словарное слово вы сейчас составите самостоятельно. Посмотрите внимательно на те слова, которые мы использовали в минутке чистописания. Для этого соедините первые слоги имен существительных в следующем порядке: существительное женского рода, существительное среднего рода, существительное мужского рода.

Какое это слово? (телефон)

Для чего телефон людям? (Это аппарат, который используется людьми для разговора на расстоянии.) А знаете ли вы, дети, что изобрести первый телефон удалось лишь американскому ученому Александру Белу в 1876 году.

Какие бывают телефоны? (обычный стационарный, сотовый, телефон – автомат, переговорное устройство)

Как можно поработать с этим словом? (поставить ударение, подчеркнуть непроверяемую безударную гласную, разделить на слоги, разобрать как часть речи, выполнить фонетический разбор, составить с ним предложение или словосочетание)

Хорошо. Что нужно запомнить в этом слове? (безударную гласную “е”) Что означает вторая часть слова? (фоне – звук) К какой части речи относится это слово?

Составьте с этим словом предложения:

По телефону... По телефону я поздравил друга.
... о телефоне. Мы с сестрой долго говорили о телефоне.
... телефон Мне подарили красивый телефон.
... к телефону Мама быстро подошла к телефону.

Чье предложение понравилось больше? Какое наиболее яркое, распространенное? (лучшие предложения записывают на доске и в тетради)

Физминутка.

4. Вторая станция “Проверяйка”.

Какое слово несколько раз повторяется в предложениях? Оно одинаково написано? (нет) Что меняется в слове? (форма) Что именно изменилось в слове? (окончание) Какая часть слова показывает форму имени существительного? (окончание) Как можно менять существительное? (по числам) Можно ли изменять имя существительное по родам? (нет) Почему? Чем будем заниматься сегодня на уроке? (изменять слова) Слова какой части речи? Что знаете о существительном?

Подумайте и ответьте, какую часть слова нужно присоединить к существительному, чтобы изменилась не форма, а слово? (приставка, суффикс)

5. “Думайка”.

Задание: выпишите только формы одного и того же слова. Как будете определять? (по окончанию)

Горка, горный, на горе, горочка, под горой, с горы. их на

Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них спросить? (как их называют, почему?)

6. Четвертая станция “Наблюдайка”.

Выполните в учебнике упражнение 120 самостоятельно. (с проверкой)

Упр. 121 (окончания говорят хором).

7. Станция “Упражняйка”.

Прочитайте первую часть правила. Какое это изменение?(по падежам)

(На доску прикреплено слово “падеж”.

Что нужно запомнить в этом слове? (безударную гласную “а”)

Грамматический термин “падеж” образовался при переводе латинского слова “казус” - падение – на русский язык.

Прочитайте вторую часть правила. Что еще узнали про падежи? Хочется узнать, какое название имеет каждый падеж? Тогда внимательно слушайте сказку, смотрите на таблицу (рассказывает ученик) Почему падеж имеет два вопроса?

Выполним задание по цепочке. Мне помогут ... и ... Нужно изменить ... слово лес, и слово парта. ( у доски) Обратите внимание на слова помощники.

И.п. существует что? лес и т. д.

8. “Отвечайка”.

Дети, чему учились сегодня на уроке? Что нового узнали? (узнали, что такое падежи, какие у них вопросы) Что понравилось?