Русские обычаи и традиции. Русская народная игрушка. Изготовление тряпичной куклы-закрутки

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель:

  • Формирование представлений о духовных истоках русского народа и его самобытности, открытие глубины идей и красоты славянских обычаев и традиций; сформировать умения по изготовлению куклы-закрутки.
  • Активизация творческой деятельности, формирование универсальных компетентностей; создать условия для развития национального самосознания учащихся.
  • Содействие активному внедрению и использованию информационных технологий в образовательном процессе.

Задачи:

  • Способствовать повышению мотивации обучения, эффективному формированию знаний учащихся посредством изучения материала в наглядной, познавательной и максимально понятной для учащихся форме.
  • Актуализировать интеллектуальные и творческие способности учащихся.
  • Создать условия для выбора нравственного ориентира путем погружения в традиционную культуру русского народа, воспитывать чувство гордости за русские обычаи и традиции.
  • Формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к действительности через творческие задания.

Оборудование:

  • Мультимедиа
  • Раздаточный материал
  • Таблицы
  • Нитки, ножницы, лоскут, вата

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Духовное возрождение России начинается в обычной школе, на уроке, созданном по законам педагогики. Во все времена было известно универсальное правило обучения и воспитания – сильный и яркий художественный образ действует на ученика любого возраста достаточно мощно. Очень важно именно сегодня, в сложный момент истории для нашей страны, приобщать учащихся к познанию духовного развития человека, знакомить с русскими обычаями и культурой. С другой стороны актуально способствовать раскрытию личности ребенка, повышению его самооценки путем участия в творческой деятельности. Необходимо знакомить ребят с произведениями русской художественно культуры, формировать умения анализа произведения искусства с точки зрения смыслов. Способствовать проявлению интереса учащихся к волшебной сказке, былине, орнаменту - народному искусству, заложенным в нем глубинных смыслов, живой силы вечного Слова. Активизировать творческий потенциал детей через использование в работе ИКТ (презентации, электронные словари, каталоги, интерактивные плакаты, flash анимации, образовательные и интернет-ресурсы и т.д.).

Презентация содержит 38 слайдов и представляет собой совокупность текстового и иллюстративного материала. Компьютерная презентация PowerPoint базируется на отборе, подготовке и структурировании материала.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Актуализация прежних знаний учащихся

В давние времена каждый отец умел сделать подобную немудреную потеху. Стоило обтесать топором деревянную чурку, острым ножом привычными быстрыми срезами-намеками уподобить ее женской или мужской фигуре - и игрушка готова. Главное - чтобы ловко в руке держалась, но при этом куклы получались иногда на редкость выразительными. Такими куклами играли в основном малыши лет до четырех. Это и понятно: в раннем возрасте нужны устойчивые, весомые, прочные игрушки, с которыми можно действовать свободно. Руки детей еще не готовы к кропотливой, тонкой работе, движения еще размашисты. Они берут куклу всей пятерней и бухают ее на стул, тычут ей в лицо хлебной коркой, а через секунду объявляют, что кукла сыта. Деревянная кукла “выживала” в любой игровой ситуации. Но не только поэтому “пеленашки” просты и условны по форме. Такая универсальная игрушка дает ребенку полную свободу для выдумки. В самом деле, ее можно представить и матерью, и дочкой, и дедушкой. Незатейливая “болванка” преображается в игре в нужный персонаж, приспосабливаясь к конкретным условиям. В деревенском быту простейшие деревянные куклы устраивали малыша недолго - до тех пор, пока его игровые интересы были связаны в основном с движением, выражались в моторной деятельности. Как только восприятие ребенка становилось более аналитическим и емким, его начинали занимать детально разработанные по форме куклы. Тогда ребенку шили большую тряпичную куклу.

Слайд 2. ТАРАХТУШКИ, то есть погремушки, делали из различного материала: из дерева в виде точеного шарика; на деревянной ножке, а внутрь помещали горох или мелкие камушки. Из березовой коры в виде 6- или 8-угольных коробочек; рог от козы или коровы, затянутый пузырем с горохом внутри. Пузыри домашних животных промывали, клали несколько горошин, надували, завязывали и сушили - тарахтушкаготова.

Слайд 3. Полешные куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.

Тряпичные куклы, выполненные в наши дни из современных и только природных материалов, но с тщательным соблюдением старинных техник и технологий. Подобные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже.

Традиционно такие куклы делятся на три группы:

  • игровые,
  • обрядовые
  • и обереги.

Так к обрядовым относится Масленица, Параскева-Пятница, Рябинка; к оберегам - Акань, Любава; среди игровых самая популярная - Закрутка. Эту куклу можно было увидеть и в поморских краях, и на самом юге России. С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ, понятный всякому.

В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.

Подрастая, дети тоже начинали сами вертеть таких кукол. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.

Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к мастерице. Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа. И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: Да она до сих пор в куклы играет и считали неумехой. Рановато им было вставать в девичий свадебный хоровод, и серьезную работу не поручали.

Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Умиротворение и радость приходят, когда играешь с такой куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек. Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее и для взрослых и для детей.

Помимо ткани в изготовлении традиционных кукол используются и природные материалы:дерево, лыко (мочало), камыш, трава и т.д.

В каждой губернии свои куклы, как и свои костюмы, песни, заговоры. Их десятки, если не сотни. Вепские - карельские - игрушки - это большегрудые бабы с поднятыми в эмоциональном жесте руками. Архангельская “люлька-лапоть” - тряпочный младенец в берестяной колыбели - лапоточке. Олонецкие “курочки” - мужские и женские куклы на деревянных ногах, похожих на куриные лапы. Не счесть ярких свадебных игрушек, пестрящих разноцветными лоскутами. Ими не играли, а благословляли молодых.

Куклы для ребёнка

В разных областях кукол делали по-разному и использовали в разных обрядах. Если делать куклу для младенца или будущего ребенка, то это будет кукла-пеленашка. Это образ ребенка. Существовала традиция ребенка до года туго пеленать. Интересно и то, что дети до 5 лет (и даже до 12 лет) раньше ходили в одной одинаковой одежде – длинной подпоясанной рубахе до пят. И поэтому даже куколок, символизировавших маленьких деток - мартиничек - делали без обозначения –мальчик или девочка.

Слайд 4. Почему старинные тканевые куклы были безликими? Считалось, что такая кукла не позволит вселиться злому духу в себя (через глаза) и творить зло вокруг себя, а кроме этого - такая кукла не может быть двойником человека и с ее помощью нельзя будет вредить человеку.

Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.

Каждая кукла имеет свое назначение. В старину, когда весь урожай был убран с полей, на посиделках мастерили куколок в подарок на народный праздник Филипповку. Делали их из природного материала, и у каждой было обязательно по три пары рук - чтобы и зимой хозяйка в доме без дела не сидела: пряла, вязала, стряпала. А вот кукол-кубышек дарят на Рождество, чтобы в доме деньги водились. В ручках, голове и подоле завернуто по монетке. У куколок-парочек свое назначение. Говорят, если такую парочку - мальчика и девочку - дать любимому подержать в руках, а потом сложить кукол должным образом - лицом к лицу, то избранник всегда будет рядом. Женщинам замужним в подарок - кукла с младенцем на руках.

Если решите попробовать куклу-закрутку смастерить, помните об одном: очень важно делать ее с добрыми намерениями и в хорошем настроении, и не только закрутку, но и любую куколку. Завязывая нечетное количество узелков, прикрепляя тот или иной ее элемент, следует произносить вслух добрые пожелания.

Слайд 5..Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы)

Изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек" "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней. 

Ровно год был отпущен оберегу, который назывался “12 лихорадок”. Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

“Купавки” с ленточками на руках (фото слева) – те “жили” всего один день. Делали их в дни начала купания на праздники Аграфены Купальницы и Ивана Купалы (6 и 7 июля по новому стилю), чтобы сплавить по воде.

Считалось, что вместе с куклой уплывут от людей и недуги, и несчастья.

Слайд 6. Куклы – обереги. На Руси обережные куколки делали из подручного материала - дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления. К примеру, кукла "Крупеничка". В ее основе - холщовый мешочек с гречихой, украшенный нитями, тканями. (В тех местах, где с гречихой были проблемы, ее заменяли горохом и другими крупами, и назывались уже эти куклы по-другому - Зерновушка, Горошинка). Такая кукла приманивала в дом достаток, обещала хороший будущий урожай и прибавление в семействе.

Слайд 7. Кукла – “крупеничка” (“зерновичка”).В ее основе - холщовый мешочек с гречихой, украшенный нитями, тканями. (В тех местах, где с гречихой были проблемы, ее заменяли горохом и другими крупами, и назывались уже эти куклы по-другому - Зерновушка, Горошинка).Такая кукла приманивала в дом достаток, обещала хороший будущий урожай и прибавление в семействе.

Слайд 8. Все куклы делались без иголок и ножниц. Нельзя было пользоваться колющими предметами. Чаще всего брались мужские ношенные рубахи, так как запах мужского пота отпугивал злых духов.

Слайд 9. Кукла-пеленашка. После рождения ребенка к нему в кроватку подкладывали особую куколку-оберег - "Пеленашку Такая кукла служила и оберегом от сглаза. Гости смотрели на ребенка и на куклу и говорили, обращаясь к кукле, - "Ой, до чего кукленок-то хорош!", чтобы не сглазить ребенка. "Пеленашку" нельзя было мастерить с помощью иголки или ножниц - это могло "поранить куклу" и повредить, а ведь в такую куклу вкладывалась материнская любовь и забота. Сначала такую игрушку клали в пустую колыбельку - чтобы она обжилась там. А затем укладывали ее рядом с малышом, приговаривая "Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!"

Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленутую куклу – считалось что после этого к молодой жене приходит материнская сила.

Спеленутую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавщие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.

Для новорожденных матерью делалась кукла “младенчик-пеленашка”. Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Нынче рождается очень много детей с различными родовыми травмами, и остеопаты прописывают подобный массажер, но он из синтетического материала и не сделан руками любящей матери. Простая не вид кукла - младенчик делается достаточно сложно и соответственно несет в себе много важной и необходимой информации.

Слайд 10. Кувадки (куватки).В древности существовал такой обряд “кувады”, магия которого связывалась с таинством рождения ребенка. По верованиям наших предков, зарождение ребенка воспринималась как милость и расположение божественных сил

К концу 19 в. истоки обряда окончательно утратились и забылись, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов.

Эти куклы очень просты в изготовлении. Обычно в связке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани, куколки заменяли погремушки.

Слайд 11. Семик и Семичиха Неразлучники (свадебная кукла)

Это — имена ритуальных кукол, которые пришли к нам из язычества. Их изготавливали для праздника: седьмая неделя после праздника Пасхи, канун Троицы, называлась семиковой.

В семик наряжали чучела Семика и Семичихи. Семика изображали с горбом, одевали в тряпье, в руки давали худое ведро, палку, помело. Посадив Семика и Семичиху под наряженную березку, водили вокруг них хороводы и ходили по деревне, стуча палкой о ведро, останавливаясь под окнами и выпрашивая муку, яйца, крупу, сметану, масло для приготовления праздничных троицких угощений. Большое значение на Руси имели свадебные куклы. Некоторых из них клали новобрачной на колени с целью вызвать материнскую силу. Втайне от молодых перед свадьбой еще одну особую куклу шила мать невесты. Во время свадебной церемонии родительница отрывала от подола большой куклы двух маленьких куколок и передавала их новой семье с пожеланиями благополучия и чадородия. Большая кукла оставалась в ее доме.

Символом духа предков, обращенных к потомкам, была зольная кукла. Как знак рода, она несла в себе идею его сохранения и умножения потомства.В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эти куклы были очень символичны – женское и мужское начало соединялись в неразрывное целое.

Слайд 12. Кукла Московка Седьмая Я, семья, плодородие

КУКЛА МОСКОВКА. Другое название куклы "Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не было.

Слайд 13.Толстушка-Костромушка.Кукла делалась женщиной по материнской линии, если у молодых в течение года не рождались дети. Считалось, что кукла обладает способностью приманивать душу ребенка своей длинной косой. Хранилась кукла на женской половине на видном месте, чтобы приходящие в дом чужаки видели: здесь нельзя засиживаться, люди "делом занимаются"- им надобно рано спать ложиться. Когда жена беременела, куклу уносили.

Кукла должна демонстироваль сытое, богатое житье, должна быть нарядно одета. Ножки у куклы очень тонкие, обязательно в обуви, тело - толстенькое (сытая девочка), личико маленькое, чтобы щеки толще казались. Настоящий оберег полностью набивается очесами льна.

Толстушка-Костромушка (Женская суть) - задачей этого оберега было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали.

Слайд 14. Девка-баба (кукла-перевёртыш),Кукла Мальчик-Дед.

Кукла Девка-баба (или Девки-бабы), кукла-перевёртыш.

Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет беспечной и веселой (платочек на голове, наряд бабы потемнее чем у девки).

Кукла-перевертыш - игровая кукла. Развивает детское игровое творчество. В таких куклах часто прослеживаются противопоставления “грусть-радость”, “молодость-старость” и другое.

Слайд 15. Мартинички.

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда “закликания” весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

В 60-х гг. 20 в., когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и короткая прическа и ноги (штаны) у мальчиков. Конечно и цвета ниток стали намного разнообразнее.

Слайд 16. Тряпичные куклы.

Слайд 17. Куклы-закрутки.

Закрутка – это тожесамое, что и столбушка. В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.

IV. Формирование новых знаний.

Слайд18. Последовательность выполнения работы куклы-закрутки.

Последовательность изготовления:

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет тулово нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу скрутку ниткой или веревочкой.

Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем скрутку по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!

Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы – дело вкуса хозяйки!

Переходим к украшению куклы: на голову повязать косынку, на талию завязать передник (можно использовать тесьму, атласную ленту, кружево бисер, бусинки).Кукла готова!

V. Практическая работа на тему “Изготовление тряпичной куклы-закрутки”.

VI. Закрепление полученных знаний.

  • Какие функции выполняли куклы на Руси?
  • Из каких материалов изготавливали кукол на Руси?
  • Почему кукол делали безликими?
  • Какие народные куклы дошли до нашего времени?

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

Подготовить материал о народной кукле матрешка, подготовить коллекцию х/б тканей.