Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью путешественника Н.Н. Миклухо-Маклая; показать выдающийся вклад отечественных исследователей в мировую науку.
Подготовка к уроку: книжная выставка, посвященная жизни и творчеству ученого, портрет Миклухо-Маклая, карта, на которой показан стрелками путь путешественника к берегам Новой Гвинеи.
1-й ученик читает стихотворение:
Он шел. Они стояли, как стволы,
С рисунками на обнаженном теле.
Молчали, настороженны и злы,
Но лишь глаза под скулами блестели.
Напрасны были жесты или речь,
Жили мысли, проносясь пугливым роем,
Не смел он ни присесть
И ни прилечь
Пред этим плотным полуголым строем.
Стихали крики птиц, цикад смычки,
Прощаясь, солнце из воды смотрело,
Затеплились созвездий светлячки,
И небо гасло. Дикарей зрачки
Вонзались, как отравленные стрелы.
На фоне звезд мелькали взмахи крыл,
Вверху луны висело полукружье...
А воинов он все же покорил,
Улегшись спать – один и без оружья.
В. Ланин
Учитель: Сейчас вы, ребята, прослушали стихотворение, посвященное замечательному ученому и путешественнику и нашему с вами соотечественнику Николаю Николаевичу Миклухо-Маклаю
Библиотекарь
Летом 1869 года в журнале “ Отечественные записки”, выходившем под редакцией Н.А.Некрасова была напечатана статья без подписи “ Цивилизация и дикие племена”, информирующая русских читателей об ученых спорах в антропологических обществах Парижа и Лондона. Журнал сообщал о насилиях, которые чинят над мирными народами правительства стран, именующих себя передовыми. Путешественники, посещавшие в шестидесятых годах острова Тихого Океана, отмечали, что “туземное население Полинезии постоянно вымирает в тех местах, где поселились европейцы даже в небольшом количестве”. Автор статьи приводит факты чудовищной расправы американцев с индейцами, англичан с австралийцами и заканчивает статью восклицанием: “Это позор для восхваляемой цивилизации” Чем же объясняется неизбежная гибель туземных племен при столкновении их с “цивилизованными народами”? А тем, что многие из западноевропейских ученых считали, что эти племена неспособны к цивилизации. Что “белая раса” - господствующая, а “цветные должны подчиняться. Из ученых того времени последователем теории единства происхождения человеческого рода был академик Бэр. Он считал необходимо всесторонне изучить людей различных рас – от цивилизованных европейцев до малокультурных жителей тропических стран.. В том же 1869 году молодой ученый Николай Николаевич Миклухо-Маклай обратился в Географическое общество с просьбой обсудить программу задуманного им многолетнего путешествия в Тихий океан на неисследованный берег Новой Гвинеи и выхлопотать ему разрешение отправиться туда на борту одного из военных судов. Ему было 23 года. Он избрал Новую Гвинею местом своих многолетних исследований потому, что этот остров был населен первобытным племенем, изучение которого могло дать ответ на центральный вопрос. Маклай понимал, что надо торопиться, если европейские колонизаторы явятся в Новую Гвинею, папуасам не сдобровать. Не верил ученый в нелепую сказку про жестоких дикарей.
Учитель
Миклухо-Маклай - русский путешественник, биолог, этнограф, отважный исследователь Океании и Новой Гвинеи
Путешественник – ученый-гуманист. Эти три слова определяют всю его деятельность и жизненное кредо, точно и полно выражают главное содержание его жизни. Он побывал на всех материках, кроме Антарктиды, совершал длительные тысячемильные плавания, высаживался на многих островах, нередко проникал в такие места, куда до него не ступала нога европейца. Миклухо-Маклай был не просто путешественник, но путешественник - ученый, для которого любая экспедиция , длительная или короткая, дальняя или близкая, подчинялась какой-то научной программе и могла считаться законченной и успешной лишь в том случае, если путешественнику удавалось получить ответы на вопросы, казавшиеся ему важными с научной точки зрении. Среди многочисленных героев великих путешествий, которым вечно не хватало средств, Миклухо-Маклай, должно быть, - самый необеспеченный: у него не было ничего, кроме долгов, и он не мог рассчитывать на то, что путешествия принесут ему хоть что-нибудь материальное. Все свои экспедиции он предпринимал в одиночку: у него не было ни сотрудников, ни помощников, единственное, кого он вынужден был привлекать, были командиры судов для плавания, носильщики и проводники для пеших экскурсий, слуги - при длительных высадках. Он обладал редким качеством – располагать к себе людей, от которых часто зависела его судьба.. Он умел как-то просто заставить поверить, что служит единственно одной науке, с которой он постоянно связывал служение на благо человечеству. Он не любил громких слов, но, когда речь заходила о науке, он не боялся говорить и писать торжественно и даже с пафосом.
“Единственная цель моей жизни – польза и успех науки и благо человечества”
1-ученик
Николай Николаевич родился 17 июля 1846года. В имении Рождественское Новгородской губернии в семье инженера-путейца. Его отец Николай Ильич принимал участие в постройке первой в России железной дороги, а потом был назначен на должность первого начальника Московского вокзала в Петербурге. Был вскорости уволен за то, что, желая облегчить участь Тараса Шевченко, отправил ему деньги. Умер в 40 лет, т.к. болел, получив болезнь при строительстве железной дороги.
Происхождение фамилии:
Потомок куренного атамана Войска Запорожского Охрима Макухи, прототипа Тараса Бульбы, родственник Гете И Мицкевича.
Николай Николаевич писал о своем происхождении: “Мое лицо – живой пример того, как объединились три испокон веков враждебные силы – горячая кровь запорожцев мирно слилась с кровью их гордых врагов –ляхов и разбавилась кровью холодных немцев.
Прадед, запорожский казак Степан Миклухо получил дворянское звание за героизм при штурме Очакова. Мать – дочь героя Отечественной войны 1812г. полковника Семена Беккера.
После переезда семьи в Петербург Николай обучался во второй Санкт-Петербургской гимназии, а в 1863 году поступил физико-математический факультет Петербургского университета, откуда его исключают за участие в студенческих волнениях без права поступления в Российские учебные заведения.
2-й ученик
На средства, собранные студенческим землячеством, уезжает в Германию. Поэтому он учится в 1864-1868 - в - Германии университеты: Гейдельбергкий, Лейпцигский, Иенский., получил блестящее по тем временам образование в области философии, медицины,, биологии.
Окончил Иенский университет, медицинский факультет, но врачом не стал. В первых экспедициях он занимался зоологическими исследованиями морской фауны и даже получил некоторую известность в области анатомии губок
Упорные занятия естественными науками, языками, живая общественная активность. Типичный студент-разночинец. Сохранился набросок “ Несколько правил жизни Н.Н.
М.М.” Например: “Твои права оканчиваются там, где начинаются права другого;. не делай другому того, что не желаешь, чтобы сделали тебе;. не обещай – раз обещав, старайся исполнить; не берись за дело, не будучи уверенным, что его выполнишь; раз начав работу, старайся ее кончить как можно лучше – не переделывай ее несколько раз. ...”
В Иенском университете Николай сближается с известным зоологом Э.Геккелем, под руководством которого начинает изучать сравнительную анатомию животных. В 1866-67гг в качестве ассистента Геккеля 19- летний студент совершает путешествие на Канарские островах и в Марокко, Гибралтар, Испанию. а в 1869 побывал на побережье Красного моря. Побрившись наголо и переодевшись в наряд араба он добрался до коралловых рифов Красного моря. Он прошел пешком земли Марокко, побывал на островах Атлантики, жил в Турции.
Николай Николаевич Миклухо-Маклай утверждал, что люди всех рас имеют одинаковое происхождение, что все зависит от условий жизни и воспитания. Чтобы доказать свою правоту, он принимает решение – поехать на один из неисследованных островов. О своем намерении отправиться во влажные тропические леса Новой Гвинеи ученый писал, что “ именно на этом малоизученном острове первобытные люди менее всего затронуты влиянием цивилизации, и это открывает исключительные возможности дл антропологических и этнографических исследований”
3-й ученик
Это был великий подвиг во имя науки. Подготовка к плаванию заняла целый год.
В 1870 году отправился на военном корвете “ Витязь” в Новую Гвинею. В 1871-1872г.г жил на северо- восточном берегу острова ( ныне Берег Миклухо – Маклая), изучая страну, завязывая дружеские отношения с папуасами. В 1873году посетил Индонезию и Филиппины, после чего опять прибыл в Новую Гвинею. В 1874-75гг он совершил 2 путешествия во внутренние районы полуострова Маллака; в 1876 отправился в Западную Микронезию и Северную Меланезию, при этом каждый раз возвращался в Новую Гвинею.
Учитель
Материал, собранный Миклухо-Маклаем, предвосхищал более поздние выводы ученых-теоретиков, производство и потребление у папуасов носили коллективный характер, у них не было торговли, единственное известное им разделение труда – было разделение по полу и возрасту, общество их было первобытно-коммунистическое. Поражает в дневнике уважительность, которой проникнуты все его суждения о туземцах. В общении с туземцами он требует от себя такой же справедливости и деликатности, как в общении с любыми другими людьми. Папуасы залива Астролябии были людьми каменного века, Миклухо-Маклай одним из передовых ученых современной цивилизации. Но ученый не склонен был презирать папуаса на том основании, что тот рубит дерево неуклюжим каменным топором, ест не ложкой, а какой-то раковиной, не знает сохи и плуга и размельчает землю, чуть ли, не голыми руками. Напротив того: он восхищается их трудолюбием, и пр. Шоколаднокожие, курчавые папуасы жили в деревнях, построенных среди непролазных зарослей буйного тропического леса. Охотились, возделывали необычайно плодородную землю, ловили с больших лодок – пирог – рыбу в реках и океане. Они не представляли себе, что кроме них да еще жителей соседских островков на свете есть другие люди! У них свои участки в лесу, свои деревья, свои животные. Все папуасы уважали права друг друга и соблюдали их.
Изучал все, что его окружало. Составляя словарь языка, старался понять их обычаи, ходил по тропинкам, проложенным папуасами, иногда забредая на многие километры в глубь дикого леса. Изучал птиц, зверей, рыб, насекомых, составлял коллекции. Это не было легким трудом, а его хождения – легкой прогулкой. Тучи комарья, пиявки, заползающие под одежду, змеи со страшным ядом, коварные овраги с крутыми склонами – не счесть опасностей. Но самую большую опасность он постоянно “ носил” в себе: чуть ли не с первого дня пребывания на острове он болел тропической лихорадкой. Ни на минуту не оставляла болезнь ученого. В самый жаркий день вдруг жестокий холод пронизывал, лихорадил тело, казалось, что даже если залезешь, то и тогда не согреешься. Холод сменял нестерпимый жар, он сушил тело, и мерещилось, что голова, руки, ноги вырастают до невероятных размеров, заполняя все вокруг. Вот такая страшная болезнь, но ученый ей не поддался.. Поселившись в Новой Гвинее, он мало спал, плохо ел. ; ему всегда казалось, что он не успеет как следует выполнить взятые на себя обязательства. “Я жалею, что у меня не сто глаз”, - писал он в своем дневнике. Вначале жители острова не доверяли этому странному человеку, подходили к его дому с оружием, прятали от него женщин и детей. Зная об их страхах, Миклухо- Маклай всегда предупреждал о своем приходе свистом. Дарил им подарки и терпеливо ждал, когда папуасы привыкнут к нему, пытливо исследуя тем временем все, что его окружало: изучал и составлял коллекции птиц, зверей, насекомых, которых находил в тропических дебрях, проводил метеонаблюдения за океаном. Изучал особенности телосложения папуасов, их быт и нравы. У него было медицинское образование, и он всегда по мере сил оказывал помощь туземцам. Он даже получил возможность собрать коллекцию папуасских черепов, которые родственники умерших разбрасывали возле хижин, образцы волос в обмен на пряди своих.
Библиотекарь
Назвали его сначала “ тамо – рус” - русский человек, а потом “ караамтамо”- человек с Луны. Немного научившись папуасскому языку, ученый рассказывал туземцам, как устроен мир, о России. Где же она, эта страна Россия. Далеко, очень далеко, вон там. Миклухо - Маклай показывал рукой куда-то далеко на север, а папуасам сразу стало ясно, что их друг прибыл с Луны.
. Он очень беспокоился и переживал за их судьбу. Сам же ученый своими книгами и обращениями к главам государств призывал уважать права народов Океании, требовал пресечь работорговлю.
Рядом с деликатностью и добротой, заставляющей Миклухо-Маклая, постоянно больного, страдающего и от лихорадки и от ран на ногах, спешить через труднопроходимый лес в деревню на помощь к какому-нибудь из туземных больных; рядом с чертами мягкости, доброты, деликатности, в нем открываются – бесстрашие в буквальном смысле этого слова, т.е. совершенное отсутствие страха.
В его, дневниках, записках, книге “Путешествие на Берег Маклая” сведения о климате Новой Гвинеи, о ее животном и растительном мире, и, самое главное: описан физический тип папуасов Новой Гвинеи. Миклухо-Маклай опроверг распространенное в науке того времени мнение, будто папуасам присущи какие-то особые свойства “ низших рас”. Было принято думать, что волосы у папуасов растут как-то особенно “пучками”. Нет, растут совершенно так, как у европейцев”. Утверждали, будто кожа у них особенно жесткая. Его дневник является опровержением клеветы, возведенной на темнокожие племена
Учитель
Если бы наука не владела всеми помыслами его, разве он оказался бы способным день за днем, неделю за неделей, не давая себе отдыха даже во время болезни и этим лет на двадцать сократив свой век, изо дня в день ходить по болотам и горам, измерять, осматривать, копить материалы, записывать, сопоставлять. Закончив антропологические и геологические исследования, ученый намеревался вернуться в Россию, но этому помешала болезнь. В 1878-1882гг жил в Австралии, где близ Сиднея основал биологическую станцию. В 1882 году приехал на родину. Занялся изданием своих трудов, выезжал в Берлин, Париж, Лондон для чтения лекций. В 1883г. М.М. снова приехал в Новую Гвинею, с 1884г. находился в Сиднее, женился , а в 1886г. окончательно вернулся в Россию. После того как восточную часть Новой Гвинеи разделили Германия и Англия, предложил Александру III основать на острове русское поселение, но получил отказ
2--й ученик
237 дней жизни на новых землях и 160 дней в плаваниях по не всегда спокойным морям подорвали здоровье Миклухо-Маклая. 14 апреля 1888года он скончался в клинике Виллие в Санкт – Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище. Ученый В.Модестов: “ Мы хороним человека, который прославил Россию в далеких углах необъятного мира. Этот человек был одним из самых редких людей, когда-либо появляющихся на нашей старой земле.”
Библиотекарь
Миклухо-Маклай внес огромный вклад в антропологию и этнографию. Он собрал множество сведений о народах Юго-восточной Азии, первым описал папуасов, как представителей антропологического типа, автор 160 научных трудов. Был защитником колониальных народов. Выступал против расизма и колониализма.
Из письма Л.Н. Толстого к Миклухо –Маклаю: “Вдруг один человек, под предлогом научных исследований, является один среди самых страшных диких, вооруженный вместо пуль и штыков одним разумом, и доказывает, что все то безобразное насилие, которым живет наш мир, есть только старый отживший вздор, от которого давно пора освободиться людям, хотящим жить разумно.... Не знаю , какой вклад в науку, ту, которой вы служите, составят ваши коллекции открытия, но ваш опыт общения с дикими составит эпоху в той науке, которой я служу, - в науке о том, как жить людям друг с другом.”
Миклухо- Маклай вынужден был учиться за границей: из Петербургского университета он был исключен с запрещением поступать в другие университеты России. На родине он провел только детство и юность. В течении 2-х десятилетий он бывал в России только наездами. Он окончательно переселился в Петербург лишь незадолго до смерти. Связь с родной страной многие годы поддерживал только письмами, да и то весьма редкими: регулярная почта не ходила туда, где на кораблях и пешком, на слонах и в пирогах путешествовал Миклухо- Маклай. Но в какой бы дали от России он не оказывался, он всюду приносил с собой воздух родной страны, воздух того времени, когда он ее оставил.
Автор 160 научных трудов. Был защитником колониальных народов. Выступал против расизма и колониализма.
Его жизнь , полная замечательных дел, больших испытаний, драматических событий, сохраняет для нас и сейчас, спустя столетие, жгучий интерес. О таких людях, как Миклухо-Маклай,
А.П.Чехов: “ Их идейность, благородное честолюбие, имеющее в основе честь родины и науки, их упорство, никакими лишениями, опасностями и искушениями личного счастья, непобедимое стремление к раз намеченной цели, богатство их знаний и трудолюбие, привычка к зною, к голоду, к тоске по родине, фантастическая вера в... цивилизацию и в науку делают их в глазах народа подвижниками, олицетворяющими высшую нравственную силу...”
3-й ученик
... Туземцы никогда не забывали постоянных . неизменных забот о них Миклухо-Маклая; ни посаженных им деревьев, ни подаренных топоров, ни лекарств, ни кокосового масла, которое он научил их добывать из орехов. Уже в начале XX этнографы записали легенду. Сложенную папуасами о Маклае:
“Пришел Маклай и сказал нашим предкам: каменные топоры не острые. они тупые. Бросьте их в лес, они не годятся, тупые.
Маклай дал им железные ножи и железные топоры...”. ,
Благородство Маклая оказалось доступным пониманию туземцев. Они вполне оценили качества этого необыкновенного человека. Когда у путешественника заболели ноги, туземцы смастерили носилки и, чередуясь, носили его, чтобы ему не было больно ступать; о правдивости Маклая они создали поговорку: “ слово Маклая одно”; когда он уезжал, они годами берегли его вещи. И это не было преклонением перед материальным могуществом белого человека, перед его лампой. Ружьем и спичками. Ульсон – слуга – Маклая тоже умел стрелять из ружья, зажигать спички, но Ульсон был ничтожество и трус, и папуасы не ставили его ни во что. Любовь к Маклаю вызывалась не преклонением перед силой неведомых предметов, а преклонением перед силой и красотой человеческой личности
Только в 1975 году было создано независимое государство Папуа – Новая Гвинея
В память об ученом два института : этнографии и антропологии, носят имя Миклухо-Маклая.
День рождения Миклухо-Маклая является профессиональным праздником этнографов.
Сняты два фильма: 1947 “Миклухо-Маклай” и 1985 “Берег его жизни”
1996г – ЮНЕСКО назвало его гражданином мира.
Улицы Миклухо-Маклая: Москва, Папуа –Новая Гвинея,
Бюст – памятники: В Сиднее у Университета, в Севастополе, столице Индонезии Джакарте. На Украине. Музеи, бюсты, парк с его именем.
Учитель:
А теперь ребята давайте подведем итоги, что мы услышали и что запомнили.
Проведем это в форме викторины
Вопросы викторины.
1. Где получил образование Н.Н. Миклухо-Маклай?
2. На каком корабле и в каком году совершил путешествие к Новой Гвинее Н.Н. Миклухо-Маклай?
3. Какого принципа придерживался Н.Н. Миклухо-Маклай при изучении коренных жителей?
4. Как называются коренные жители Новая Гвинея?
5. Что доказал своими исследованиями Н.Н. Миклухо-Маклай?
6. Главная цель научной экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая?
7. Как вы думаете, за какие права людей в современное время, боролся бы Н.Н. Миклухо-Маклай?
Рефлексия учебной деятельности на занятии.