Цели:
- приобщение детей к национальной культуре и традициям русского и татарского народов;
- формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к праздникам, показать о величие каждого из народов.
Задачи урока:
- продолжить формирование образа весны в мире природы и людей как поры обновления жизни, символически представленной в образе птицы;
- познакомить детей со старинными русскими обычаями трехкратной встречи весны и с праздником нового года у мусульман, с другими весенними праздниками по старинным календарям народов своего края.
Планируемые результаты:
- уметь объяснить, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы;
- находить общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия;
- уметь изготовить игрушечную птицу в любой технике из любого материала (по выбору).
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, татарский национальный костюм для Наврузбике (девочки Весны), бумажные птицы, изготовленные на уроке ИЗО, рисунки и поделки учащихся по теме “Приход весны”, изготовленные на уроках ИЗО и технологии.
Ход урока
1. Организационный момент.
Класс украшен рисунками и поделками учащихся по теме “Приход весны”.
На доске тема урока “Весна – утро года”.
<Слайд 2>.
2. Актуализация.
Начиная занятие, учитель просит кого-либо из детей прочитать название урока и спрашивает:
- Как вы думаете, чем похожи утро и весна?
- Что происходит в природе утром?
- А что происходит в природе весной?
- А что можно сказать о жизни людей: что происходит утром?
- А что очень важное происходит с людьми весной?
Весна — важнейшее время года в жизни природы и людей, в том числе потому, что стремительно увеличивается долгота светлого времени суток, все живое на Земле готовится к новому жизненному круговороту.
Музыкальная презентация “Весна” [4]
3. Изучение нового материла.
Ученики проводят объяснение нового материала под руководством учителя.
1 ученик.
<Слайд 3>
На земле нет такого народа, который бы не отмечал и не гордился бы своими праздниками. Навруз - новогодний праздник мусульман, празднуется в день весеннего солнцестояния - 21 марта. 21 марта – время, когда равны день и ночь. Это граница, когда оканчивается зима и Природа пробуждается для весны. Многие древние народы отсчитывали новый год именно с этой даты. И в этом был глубокий смысл, начало пахоты и сева, от которых и зависело благополучие людей тех времен.
2 ученик.
<Слайд 4>
Навруз - означает “новый день”. Навруз - это один из древнейших земледельческих праздников.
Главный смысл празднования Навруза ? встреча в кругу семьи мусульманского Нового года. На праздничный стол выкладывают круглые лепешки из ячменя, пшеницы, кукурузы, проса, гороха, фасоли, риса, чечевицы, бобов и кунжута. Кушанья должны состоять из семи растительных продуктов. Во время празднования Навруза, по традиции, готовят сумаляк ? блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
<Слайд 5>
3 ученик.
Примерно за неделю хозяева стараются привести в порядок свой дом: сделать мелкий ремонт, побелить, покрасить помещения. Обязательно стирается вся одежда, особенно детская, чтобы уберечься от сглаза и смыть порчу.
<Слайд 6>
В этот день дети ходили по домам, собирали праздничные угощения, рассказывали стихи хозяевам, желали здоровья и благополучия им и их семьям, ходили в гости, веселились, звучала музыка, песни и шутки.
4 ученик.
<Слайд 7>
Навруз – это период пробуждения природы, наступления тепла и начало весенних полевых работ. Навруз – это праздник урожая, людей труда, мирной жизни. Навруз – это гимн родной природе, праздник всеобщего согласия. Со временем этот праздник обогащается новым содержанием. Главное же - он призывает людей к сотрудничеству, дружбе и братству, воспевает нелегкий труд земледельцев.
Слово учителя.
Сегодня к нам на урок пришла гостья. Это Наврузбике – девочка Весна.
Выступление Наврузбике, которая на татарском языке рассказывает о весенних явлениях.
<Слайд 8>
В конце своего выступления она напоминает детям о бережном отношении к природе и дарит подарок весеннее панно и поёт татарскую песню о дожде, под которую ученики выполняют физминутку.
Слово учителя.
Весна это прилет птиц.
А кто из вас и как давно слушал песни первых весенних птиц?
<Слайд 9>
Послушайте, как заливается жаворонок [6].
<Слайд 10>
Подобно тому, как мы ассоциируем людей, которым не спится вечно по утрам, с жаворонком, так и с приходом Жаворонка весна пробуждается ото сна, скидывает с себя белую шубу, украшает себя мохнатыми ветками вербы, ежедневно принимая себе в подарок бесконечное количество подснежников. Потому-то эта птица и прекрасна, и не менее желанная, чем сама весна.
Весна уже вступает в свои права. Весной, как известно, обилие праздников, символизирующих приход самой прекрасной поры — весны. День сурка, праздник цветущей сакуры…
Но есть и наш с Вами праздник, который поистине имеет звание славянского — Жаворонки.
В этот день в годичном круговороте Весна приходит на смену Зиме. Это Весеннее Равноденствие, конец Зимы и начало сезона возрождения. С этого дня начинается полное оживление Земли, возрождение природы.
1 ученик.
<Слайд 11>
22 марта. На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них — жаворонок.
2 ученик.
<Слайд 12>
На Жаворонки обычно пекли “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
3 ученик.
<Слайд 13>
Печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и, сбившись в кучу, что есть силы, кричали:
“Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!”
Далее ученик предлагает всему классу взять бумажных птиц, изготовленных на уроке ИЗО, и дружно позвать весну.
4 ученик
После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: “Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был”.
Из льна делали одежду, поэтому хороший урожай был важен для хозяйки. С помощью печеных птичек на Жаворонки выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонка запекалась монета, лучинка и пр., и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печеную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
4. Практическая работа.
Этот этап урока может быть включен по желанию учителя и интегрирован с уроком технологии.
На данном этапе происходит изготовление жаворонков из соленого теста.
5. Закрепление полученных знаний.
Весной природа уже готова к обновленной жизни, да и людей ждут новые заботы.
- С каким временем суток сравнивают весну?
- Что происходит весной в жизни растений, животных и людей?
- Почему многие народы празднуют наступление нового года весной?
- Что общего в весенних праздниках разных народов?
- Образ, какого животного, стал любимым украшением весенних праздников?
6. Итог урока.
- Ребята, предлагаю вам подарить птиц нашим гостям, как символ удачи и новых свершений.
<Слайд 14>
Я поздравляю всех присутствующих с наступающими весенними праздниками и хочу угостить испеченными “жаворонками”.
Приятного аппетита!
<Слайд 15>
7. Домашнее задание.
- ознакомление с теоретическим материалом на с. 66–68 учебника, выполнить задания № 4 и № 5 на с. 37 рабочей тетради.
Рекомендации для занятий в семье:
- изготовить игрушечную птичку из ткани по схеме задания № 4 на с. 37 рабочей тетради.
- прочитать произведения, посвященные птичьей теме (например, “Синичкин календарь” В. Бианки, “Растрепанный воробей” К. Паустовского, “Веселые чижи” С.Маршака и т. д.).
Список литературы.
- “Перспектива” Сборник рабочих программ. Система учебников “Перспектива” Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2011.
- Презентация “Весна” на музыку А.Вивальди с сайта www.viki.rdf.ru оформление Берюховой Е.К.
- М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Серия “Академический школьный учебник”. Серия “Перспектива”. Электронная версия с сайта http://www.prosv.ru/ebooks/Novickaya_Uroki_po_okruj_2kl/index.html
Интернет-ресурсы.
- http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
- http://www.temakazan.ru/company_category/articles/services/nacionalnye-prazdniki-64/
- ru.wikipedia.org
- http://posobie.info/readtext_articles.php
- muzofon.com – трель жаворонка
- images.yandex.ru – иллюстрации