Тема коллективной композиции: “Букет цветов”.
Цели и задачи: учить детей любоваться красотой, яркостью красок различных цветов; рисовать цветы с натуры, по память, используя правила расположения рисунка на листе бумаги; формирование графических умений и навыков; воспитание эстетического отношения к действительности, эмоциональной отзывчивости на красоту природы, бережного отношения к природе; укрепление межпредметных связей (чтение, окружающий мир, музыка).
Оборудование урока.
Для учащихся – акварель, кисти, другие художественные материалы; клей, ножницы.
Для учителя – натурные постановки: срезанные цветы, комнатные цветущие растения, расставленные в разных местах класса (герань, лилия, бегония).
Зрительный ряд: методические таблицы; набор открыток работ А.В.Фонвизина; репродукции А.М.Герасимова “Бледнеет ночь” и И.Т.Хруцкого “Цветы и плоды”.
Литературный ряд: стихотворения о цветах.
Музыка: “Вальс цветов” из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”.
Ход урока
1. Организация класса.
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Выход на тему урока.
– Я сейчас вам прочитаю стихотворение А.Кушнера и вы узнаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это … (натюрморт).
– Натюрморт – изображение реальных предметов, окружающих человека.
Посмотрите вокруг. Что необычного вы видите в нашей комнате?
(Много различных цветов.)
– На уроке мы создадим натюрморт – “Букет цветов”.
3. Беседа по теме урока.
Звучит “Вальс цветов” из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”.
– Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы – значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы – добрые посредники между людьми.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
К.Жанэ
Цветы всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов.
Приглашаю вас в нашу картинную галерею.
(На доске в паспарту представлены открытки с натюрмортами А.В. Фонвизина: “Сирень” <Рисунок 3>, “Красные цветы” <Рисунок 1>, “Маки” <Рисунок 6>, “Цветы в синем кувшине” <Рисунок 4>, “Красные лилии и пионы” <Рисунок 5>, “Красные гладиолусы” <Рисунок 2>.)
Перед вами натюрморты Артура Владимировича Фонвизина. Посмотрите, как умело художник передает живую трепетность растений. Букеты цветов составляют гармонию цветовых пятен и ритма форм. От этого один букет радостный – “Красные лилии и пионы”, другой сдержанно-торжественный – “Цветы в синем кувшине”, или нежно-лирический – “Красные гладиолусы”.
(Наряду с “цветами Фонвизина” представлены натюрморты А.М.Герасимова “Бледнеет ночь” <Рисунок 8> и И.Т.Хруцкого “Цветы и плоды” <Рисунок 9>.)
Посмотрите, как благоухают розы на картине А.М.Герасимова “Бледнеет ночь”.
Роза – символ божественной тайны.
О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот свиток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей.
С.Маршак
Чего только нет здесь – на столе на картине И.Т.Хруцкого “Цветы и плоды”. И краснобокие персики, и спелые душистые груши, и ребристая сочная дыня, и спелый прозрачный виноград. Так и хочется протянуть руку и попробовать его. А рядом в красивой вазе целая клумба – цветочная; красные пионы точно склонили пышные головы перед нарядными белыми лилиями и розовой гвоздикой. Здесь и лесные незабудки и полевые васильки и даже колоски хлеба. Каждый цветок очень красивый и такой яркий. От этого становится радостно, как на празднике. Рядом с белой лилией красный пион кажется еще более красным. А рядом с ярко-синим васильком и нежно-голубой незабудкой – желтые розы светятся, как огоньки. Живописец специально поместил цветы среди зелени. Потому каждый цветок выделяется в темно-зеленом обрамлении листьев. От этого они горят, как фонарики. Чувствуется, что художник сам любуется и цветами и фруктами. Всем, что находится на столе. И приглашает зрителя полюбоваться дарами садов и полей. Будто хочет сказать всем: “Посмотрите, как красиво! И какое разнообразие во всем. Этот натюрморт – песня удивительной красоте и разнообразию, на которые так щедра жизнь.”
(Дети садятся за парты.)
– На востоке говорят, что краски природы – это ее улыбки, переносимые на цветы. А каждый цветок – это своя неповторимая “улыбка” природы. Давайте тоже подарим цветам свои улыбки и стихи.
(Дети читают стихи о цветах и показывают соответствующие рисунки цветов.)
Тюльпан.
Солнце улыбается светло,
Дотемна сияет неустанно,
Наливая в чашечку тюльпана
Золотое вешнее тепло.
(А.К.Толстой)
Пион.
Свернутыми с вечера были все бутоны,
А с утра от тяжести согнуты кусты;
Вспыхнули кудрявые, пышные пионы –
Розовые, белые, красные костры.
(Н.А.Холодковский)
Ландыш.
Проснулся лес. Весной разбужены,
Деревья по ветру парят.
Веселых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
(С.Красиков)
Колокольчики.
Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, темно-голубые?
И о чем звените вы в день веселый мая,
Средь некошеной травы головой качая!
(А.К.Толстой)
Ромашка.
Знакомые с детства родные ромашки
Мы раем на лужайке у тихой реки,
Как белые звезды, средь розовой кашки
Они развернули свои лепестки.
(В.Рождественский)
4. Работа над заданием.
– Итак, приступим к выполнению задачи урока – созданию композиции “Букет цветов”. Это будет наш краткосрочный монопроект.
Каждому из вас нужно нарисовать один самый красивый цветок. Из всех нарисованных вами цветов получится букет, который мы непременно поставим в вазу.
Вы все знаете, что любой цветок состоит из стебля, листьев и головки цветка. Но не каждый из вас задумывался, какие они все разные.
Попробуем разделить стебли, листья, головки цветов на группы. (Показ на таблице.)
Стебли: тонкие и толстые, длинные и короткие, гладкие и колючие, прямые и изогнутые.
Листья: крупные и мелкие, резные и простые, плоские и завернутые, разных форм.
Головки цветов бывают тоже разные, основные формы: чашечка (тюльпан), бутон (роза в бутоне), тарелка (подсолнух), зонтик (василек), шар (астра), сверток (распустившаяся роза), цепочка (ландыш). Часто сама головка цветка состоит из множества мелких цветочков. А в цветке находятся тычинки с пыльцой и пестик, который позже образует плод-семечко.
– Как рисовать цветы?
Этапы выполнения рисунка цветков.
1) Тонкими линиями наметить оси стебля, листьев, форму и размер головки цветка.
2) Прорисовать точную форму стебля, головки и листьев.
3) Добавить детали: прожилки, тычинки, пушок и т.д.
4) Затем раскрасить эти прекрасные создания природы в цвета, близкие натуре (для чего можно использовать палитру, смешивать цвета).
5) Не спешите нарисовать цветок сразу, работать можно в несколько приемов. Это также придает аккуратность и чистоту рисунку.
6) Дневной свет, падая на листья и цветок, придает им оттенок холодного, а теневые стороны лепестков, стебля будут теплых оттенков.
Самостоятельная работа учащихся.
5. Физпауза “Бутон”.
Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
Солнце луч ему протянет
И бутон цветочком станет.
6. Составление коллективной композиции.
Ученики вырезают свои цветы со стебельками. За 10 минут до конца урока учитель вывешивает на доску большой лист с изображением вазы. Каждый ученик приклеивает свое изображение цветка, составляя коллективную композицию “Букет цветов” <Рисунок 7>.
7. Итоги урока.
При подведении итогов подчеркнуть, как дети смогли передать красоту растений, как проявили свою наблюдательность и графические навыки.
Вновь звучит музыка из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”.
– Наш урок мы начинали и заканчиваем прослушиванием нежной, немного игривой, волнительной музыкой П.И.Чайковского “Вальс цветов”.
И счастлив тот человек, который умеет видеть красоту цветка, умеет радоваться ей, стремится создавать ее своими руками.
Сегодня мы стали счастливее! Спасибо вам, милые, нежные, добрые друзья – цветы!