«Любовь к родному краю, знание его истории основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества…»
Д.С.Лихачев.
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Актуальность проекта
В современных условиях жизни главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, знающего и любящего свою Родину, а важнейшим принципом государственной политики в области образования является возрождение и развитие национальной культуры, духовно – нравственных ценностей народа.
По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Мы считаем необходимым введение в содержание образования дошкольников этнокультурного компонента, так как дети должны, прежде всего, знать культуру своего народа, живущего с ним в одной местности и регионе. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Детям необходимо рассказать об их национальных корнях, прививать им духовно-нравственные ориентиры, научить ценить и испытывать чувство гордости за людей, которые прославили наш край.
Одним из таких людей является С.Г.Писахов, архангельский художник, писатель, этнограф и сказочник. Многие ученые: географы, этнографы, фольклористы, а также журналисты, писатели и художники, такие как В.Г.Лидин, П.Е.Безруких, Л.Леонов, И.Б. Покровская, Б.Шергин, С.Маршак, Н.Зуева и другие отмечали, что С.Г.Писахов – есть явление подлинного русского Севера, его поэтическая душа, его жизнь. На сегодняшний день литература о писателе огромна. В основном это очерки и статьи, в которых зафиксированы его немалые заслуги в области литературы и живописи. Все они написаны с истинной любовью к С.Г.Писахову. В.Г.Лидин так писал о Степане Григорьевиче: « С.Г. Писахов был сам частью Севера: он знал его палитру, его музыкальную гамму, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора – все, что составляет самую глубокую природу северного края».
С.Г. Писахов, как никто другой, изучил быт и культуру Севера: знал старинные обычаи, сам знал многих мастеров по именам, исходил вдоль и поперек весь северный край и на всю жизнь сохранил любовь к русскому Северу. Все сказки Степана Григорьевича о нашем северном крае и о жизни архангельских людей. Его сказки пропитаны любовью к русскому Северу, они полны радости, жизни, добра и силы, в них заложена вся великая духовная культура нашего народа.
На сегодняшний день проблема заключается в том, что дети совсем не знают творчества С.Г.Писахова. Причиной низкого уровня знаний детей является то, что в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы не предусмотрено изучение творчества С.Г.Писахова, это с одной стороны, а с другой стороны педагоги считают, что дошкольников рано знакомить с произведениями, не предусмотренными программой. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов не только не знают творчества С.Г.Писахова, но и плохо знают традиции, обычаи, историю своего края, не проникнуты чувством и пониманием значимости изучения культурного наследия Беломорья.
А также современные родители не владеют достаточной информацией о жизни и творчестве писателя и в большинстве своем не считают необходимым знакомить детей с творчеством северян.
Для того чтобы познакомить детей с творчеством архангельского писателя сказочника С.Г.Писахова и повышения у них уровня знаний о культурном наследии был создан проект «Волшебник русского Севера» (Приложение 1). В ходе которого мы постарались доказать возможность и необходимость использования отдельных произведений Писахова для познавательного, интеллектуального и художественно-эстетического развития детей для воспитания в них интереса и любви к культуре своего народа, чувству гордости за свою малую Родину, свой край при выполнении ряда условий:
– глубокого знания педагогом творчества
С.Г.Писахова;
– проведение систематической разнообразной
работы с детьми в образовательной
деятельности;
– обоюдной заинтересованности воспитателя и
детей жизнью и творчеством С.Г.Писахова.
Выбор проектного метода обусловлен следующими причинами:
– особенности развития детей старшего
дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде
всего в интенсивном развитии познания и других
интеллектуальных процессов, а также в
существенном изменении мотивационной сферы;
– ориентации на социальные отношения в мире
взрослых;
– у детей старшего дошкольного возраста
возможно формирование положительного отношения
к явлениям общественной жизни при условии отбора
содержания знаний и соответствующей организации
детской деятельности.
– в старшем дошкольном возрасте идет процесс
целенаправленного развития познавательной
активности, чувств, оценок, интересов.
Проект среднесрочный и являлся частью одной большой темы «Писатели Севера детям», цель, которой познакомить детей с писателями-сказочниками Архангельской области.
Исходя из общей темы и возрастных особенностей детей, обозначилась цель проекта.
Цель: повысить знания детей о культурном наследии Архангельской области, через изучение творчества С.Г.Писахова.
Задачи:
- Выявить уровень знаний детей о творчестве писателя-сказочника.
- Разработать систему работы по изучению жизни и творчества С.Г.Писахова с детьми подготовительной к школе группы.
- Создать условия для познавательной и исследовательской деятельности детей.
- Способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных качеств
- Создать необходимую материальную базу.
Исходя, из цели определились направления работы, формы и методические приемы.
Направления по реализации проекта:
Совместная образовательная деятельность, осуществляемая воспитателем с детьми
Формы:
– НОД
– проведение экскурсий;
– творческая деятельность;
– конкурсы;
– выставки;
– драматизация;
– оформление музейных экспозиций;
– работа в клубе экскурсоводов;
Совместная деятельность с родителями
Формы:
– конкурсы;
– консультации, беседы, рекомендации;
– оформление музейных экспозиций;
– работа в активе музея;
– проведение творческих мастерских;
– наглядная информация (уголок для родителей);
– проведение экскурсий;
Работа с педагогическим коллективом
Формы:
– консультации;
– просмотр открытых моментов;
– изготовление поделок для музейных экспозиций;
– презентация проекта;
– отчет о проделанной работе;
Популяризация работы среди населения
Формы:
– проведение экскурсийдля детей других
дошкольных образовательных учреждений
– пропаганда знаний о творчестве С.Г.Писахова
среди родителей и педагогов других учреждений
– взаимодействие с социальными институтами
Ожидаемый результат
- Повысится уровень знаний детей о культурном наследии Архангельской области.
- Дети получат глубокие знания об Архангельском художнике и писателе-сказочнике С.Г. Писахове, научатся владеть этими знаниями, самостоятельно проводить экскурсии по музею для дошкольников, школьников, взрослого населения.
- Повысится активность поисково-исследовательской деятельности при создании мини-музея «Смех и горе у Бела моря».
- Повысится активность родителей в совместных мероприятиях (выставки, конкурсы, экскурсии и др.), повысится уровень о культурном наследии Архангельской области, о творчестве северян.
- Издадим книгу авторских сказок, посвященную памяти С.Г. Писахова «Сказки русского Севера».
Нами был разработан механизм реализации проекта, который состоял из трех основных этапов:
- Подготовительный;
- Основной;
- Заключительный (обобщающий).
Главными задачами первого этапа – были изучить литературу о творчестве С.Г.Писахова, определить уровень знаний детей об этом писателе и разработать план по реализации проекта.
Мною была изучена литература и сделан вывод, что детям подготовительной группы будет интересен материал о творчестве писателя и доступно для понимания его творчество, что не противоречит задачам по обучению детей в подготовительной к школе группе. Проведя констатирующую диагностику, которая проходила в виде опроса в устной форме и индивидуально,цель которой выявить знания детей о творчестве С.Г.Писахова. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
– Кто изображен на портрете (портрет
С.Г.Писахова)?
– Кто такой С.Г.Писахов?
– Какие сказки С.Г.Писахова ты знаешь?
– Из какой сказки отрывок?
– К какой сказке иллюстрация?
Обработка результатов опроса показала, что дети совсем не знают кто такой С.Г.Писахов и, соответственно не знают и творчества писателя. Следовательно, такой уровень знаний детей был определен как низкий и для повышения уровня знаний детейбыл составлен план по изучению творчества С.Г.Писахова, который был реализован в ходе последующих этапов (основного и заключительного).
Задачи второго этапа – вызвать у детей интерес к личности Писахова, познакомиться с его биографией и творчеством, а так же пробудить желание больше узнать о национальной культуре Поморского Севера (Архангельской области). С детьми на этом этапе проводился цикл бесед о родном крае, о людях прославивших наш край:
– «Край родной любимый Север»
– «Земляками нашими гордимся»
– «Рукотворные чудеса Беломорья»
– «Архангельский город»
Посетили «Котласский краеведческий музей», где познакомились с жизнью и бытом северян, а также узнали много интересного об истории города Котласа. Предварительно перед поездкой закрепили знания детей о работе музея (что такое музей, экспонат, экспозиция, экскурсовод, экскурсия). После экскурсии дети активно делились своими впечатлениями, рисовали понравившиеся экспонаты. Рисунки дети унесли домой, и показали их родителям, бабушкам и дедушкам и рассказали им об экскурсии.
Известно, какую большую роль в организации
любой работы играет развивающая среда. В связи с
этим большое внимание уделялось оформлению
уголков в группе, в которых проходило знакомство
с бытом северян, с традициями и обычаями родного
края.
– уголок краеведения (Приложение 3)
– комната-горница (Приложение 4)
– книжный уголок (великие писатели Севера) (Приложение 5)
Для глубокого изучения биографии С.Г.Писахова, были проведены беседы:
– «Детские годы С.Г.Писахова»
– «Семья писателя: родители, сестры, брат»
– «Дом на Поморской 27»
– «Годы учебы»
– «Годы странствий».
– «Сказочник божьей милостью»
– «Северный Мюнхгаузен»
– «Первые выставки. Признание».
– «Музей С.Г.Писахова»
Дети познакомились с наиболее интересными эпизодами из жизни писателя, в рассказах были использованы отрывки из книг о жизни Степана Григорьевича. Знание о жизни писателя нужны для того, чтобы можно было глубже понять его произведения. Ведь только зная о жизни писателя, зная о том, в какое время он жил, как воспитывался, можно понять его чудесные сказки. В ходе заключительной беседы на тему «Что я знаю о С.Г.Писахове» стало понятно, что нам удалось вызвать интерес к личности писателя и к его творчеству.
Видя такой интерес к личности писателя, было проведено портретное рисование «Писатель-сказочник» (Приложение 6). Результаты показали, что, не смотря на недостаточно развитые изобразительные навыки рисования портрета, дети попытались передать историческую достоверность, портретное сходство и даже настроение писателя. Но что самое интересное, дети и дома рисовали новые портреты писателя и приносили их в группу, в их рисунках было главное – любовь к писателю – сказочнику.
Особое удовольствие доставляло детям чтение
сказок Степана Григорьевича.
Знакомство детей со сказками Писахова
осуществлялось как в непосредственно
образовательной деятельности, так и в
образовательной деятельности в режимных
моментах. Дети учатся слушать, воспринимать и
понимать художественные произведения. Цель
такой деятельности – ввести детей в мир сказок
Писахова, так как эти сказки блестящее
средство воспитания у детей нравственных
качеств, они учатся ценить чистую, простую, живую
северную речь, учатся понимать традиции и обычаи
родного народа. Дети внимательно слушают каждую
сказку. Яркие, живые, образные – они оставляют
радостные, добрые впечатления. Каждая новая
встреча со сказкой превращалась в желаемый,
запоминающийся праздник, находя живой отклик в
душе ребенка и в его творчестве (Приложение
7).Оформили в группе выставку книг со
сказками Степана Григорьевича, для того, чтобы у
ребенка была возможность рассмотреть,
вспомнить содержание сказки, самостоятельно
прожить и прочувствовать произведение.
В свободное время дети смотрели мультфильмы по мотивам этих сказок и были очень рады узнавать сюжеты уже знакомых сказок. После чтения сказок дети с удовольствием рисовали иллюстрации к ним, что способствует развитию у детей фантазии и творчества.
Детям было предложено нарисовать иллюстрации к сказкам на темы: (Приложение 8)
– «Сказка Севера» (иллюстрации к сказкам)
– «Полярная звезда – Малой Медведицы» (по сказке
«Звездный дождь»)
– «Северно сияние».
Все рисунки детей были оформлены на стенде «Наше творчество», где дети могли их рассмотреть и оценить, как они нарисовали иллюстрации, похожи они или нет на эпизоды из сказки.
Создавать иллюстрации к сказке можно и
посредством аппликации (Приложение
9)
– «Чудеса на Белом море»
– «Апельсин»
– «Чудесные всполохи».
Дети приносили иллюстрации к сказкам из дома на конкурс рисунков «Я рисую сказку». В этом конкурсе пожелали принять участие не только дети, но и их родители, потому что нам удалось заинтересовать творчеством С.Г.Писахова. Работы, занявшие призовые места поместили на выставку «Сказки Архангельскова города» (Приложение 10).
Чтобы закрепить знания детей о той или иной сказке, был удачно использован такой прием обучения как игры-драматизации. Значение такого приема в том, что дети от слушания текста и небольшого анализа переходят к действию и воспроизведению текста.
Дети превзошли все ожидания. Создать образ Сени Малины, Перепелихи и других героев дети должны были сами с помощью интонаций, мимики, жестов, движений, пользуясь лишь незначительными атрибутами (борода, шапка, рубаха, платок, сарафан) для создания образа. Дети были так увлечены игрой и перевоплощением в своего героя, что они просто жили их жизнью, с детьми даже не пришлось учить слова, так как дети хорошо знают содержание сказок и в ходе игры они самостоятельно справились со своей ролью. Глядя на игру детей, убеждаешься в том, что игры-драматизации способствуют воспитанию таких черт характера как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность.
Помогают в обучении детей навыкам выразительного выступления перед публикой (Приложение 11).
По сложившейся традиции, мы с детьми посещали МУК «Котласскую ЦБС, филиал № 6 «Детскую библиотеку «Солнышко» в поселке Вычегодский. Заведующим библиотекой была организована тематическая выставка «Чудесный сказочник Беломорья», благодаря которой дети пополнили свои знания о жизни и творчестве С.Г.Писахова (Приложение 12).
Работа по расширению и углублению знаний детей проходила и в повседневной деятельности. Вместе с детьми собирали информацию о жизни и творчестве писателя.
Дети приносили заметки, вырезки из старых журналов и газет. Оформили несколько тематических альбомов:
– «Волшебник русского Севера»
– «Художник Беломорья»
– «С.Г.Писахов»
Но самым действенным способом индивидуального понимания и закрепления сказок явилось создание мини-музея «Смех и горе у Бела моря».
Сбор материала для музея – занятие интересное и полезное. Любая музейная экспозиция стимулирует познавательную деятельность. Процесс сбора экспонатов это занятие не только увлекательное, но и развивающее, ведь их подбор требует целеустремленности, терпения, находчивости и определенных знаний. Например, для того, чтобы изготовить костюм того или иного сказочного героя, надо сначала узнать, какую одежду носили во времена, описываемые в сказке, а это способствует самостоятельному изучению истории и культуры родного края, национальных традиций (Приложение 13).
Такая форма ознакомления с великим писателем
как литературный музей дает неограниченные
возможности работы с детьми на его базе.
Средства музейной педагогики помогают
заинтересовать не только детей, но и их
родителей, бабушек и дедушек, что является
неразрывной цепочкой общечеловеческих и
духовно-нравственных ценностей, в передаче опыта
от старшего поколения к младшему во время
совместной деятельности (изготовление поделок
для музея). Нами был организован конкурс
поделок к сказкам С.Г.Писахова « Поморские
сказки», в котором приняли участие дети, родители
и педагоги всего детского сада. Все участники
конкурса были отмечены дипломами и призами.
Для ознакомления детей с экскурсионной работой нами был создан клуб «Чтя следы прошлого», где дети учились проводить экскурсии самостоятельно, пробуя себя в роли экскурсоводов (Приложение 14). Наряду с подготовкой детей к экскурсионной деятельности, проводились познавательные беседы и о культурном наследии поморского народа. Из бесед с родителями выяснили, что дома дети рассказывают о пройденном материале и с радостью делятся приобретенными знаниями.
Задачи третьего этапа – знания детей о С.Г.Писахове и его творчестве, применять знания при проведении экскурсий по экспозициям мини – музея. Заключительный этап любого проекта всегда самый зрелищный. Одним из ярких результатов проекта стало создание книги сказок «Сказки русского Севера». Книга посвящена памяти архангельского писателя-сказочника С.Г.Писахова. В ней собраны авторские сказки детей подготовительной к школе группы. Все сказки написаны в стиле Степана Григорьевича, в них заключено и знание местного фольклора, и неисчерпаемые богатства северного говора, в них переплетаются сокровища народной культуры и современная жизнь (Приложение 15). Сборник сказок подарен в музей С.Г.Писахова , который находится в городе Архангельске.
Завершением проекта стало открытие мини-музея
С.Г.Писахова «Смех и горе у Бела моря».
На открытие музея были приглашены гости: бабушки,
дедушки, родители детей, педагоги ДОУ, педагоги
Котласского педагогического колледжа.
Экскурсоводами по экспозициям музея были сами
дети. Родители во время экскурсии по музею
получили большое удовольствие и увидели весь
потенциал возможностей своих детей (Приложение
16).
Все приглашенные гости оставили добрые
пожелания в книге отзывов, что не может не
радовать нас. А на Форуме педагогических
работников образовательных учреждений МО
«Котлас» «Образование – 2011» была проведена
презентация мини – музея, где представили
экспозиции:
– «Волшебник русского Севера» (фотодокументы и
иллюстрации о жизни писателя)
– «Смех и горе у Бела моря» (поделки к сказкам)
– «Сказки с Архангельского города» (рисунки
детей и их родителей к сказкам)
Музей посетили и дети из других дошкольных
учреждений и школьники начальных классов,
познакомились с экспозициями музея и дети из
школы-интерната для слабослышащих детей. Такие
экскурсии позволяют дошкольникам делиться
своими знаниями с другими детьми, помогают им
в общении (Приложение 17).
Итогом всей работы стала встреча в клубе
экскурсоводов «Чтя следы прошлого».
Опыт показал, что заинтересованное отношение
педагога к своей работе всегда находит
благотворный отклик, но не только в душе ребенка,
но и в семье.
На протяжении всей работы над проектом родители
были активными помощниками и ребенку, и педагогу.
А также они стали непосредственными участниками
образовательного процесса, причем обогатили
свой педагогический опыт, испытывали чувство
сопричастности и удовлетворения от своих
успехов и успехов детей. А знания, полученные в
ходе работы над проектом, теперь успешно
применяются в повседневной жизни.
Все проведенные мероприятия надолго оставят в
душе и памяти детей и их родителей яркие
впечатления, а мы видим, что наш труд не напрасен.
Сияющие глаза детей и благодарность родителей –
лучшее этому подтверждение.
В заключение всей работы вновь был проведен
опрос по теме «Жизнь и творчество
С.Г.Писахова». Цель выявить знания детей о
творчестве писателя – сказочника, опрос
проходил индивидуально и в устной форме. Детям
задавались те же вопросы, что и в начале
проекта, опрос показал: 84,3% детей обладают
высоким уровнем знаний, средний уровень знаний у
15,7 % детей, низкого уровня – нет. Такие
результаты позволяют нам утверждать том, что
дети знают и понимают творчество С.Г.Писахова (Приложение 18).
Следовательно, можно отметить, что в
результате проведенной работы цель проекта была
достигнута и ожидаемые результаты
подтвердились.
- Дети получили глубокие знания об Архангельском писателе-сказочнике С.Г.Писахове, научились владеть этими знаниями;
- Научились самостоятельно проводить экскурсии по музею, передавать свои знания другим детям, взрослым;
- У детей повысилась активность поисково-исследовательской деятельности при создании музея;
- Повысился интерес и внимание к народным обычаям, к народному слову, к истории родного края.
А так же повысилась активность родителей в совместных мероприятиях (выставки, конкурсы, творческие мастерские и др.), повысился уровень образованности родителей о культурном наследии Архангельской области.
Выступления на городском профессиональном объединении воспитателей по теме «Организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ» и на выездном практическом занятии для слушателей комплексного семинара «Современные подходы в дошкольном образовании» АО ИППК РО явились одним из форм распространения передового педагогического опыта, так как сказки Писахова – это целый мир полный звуков, красок, народной мудрости и рассказать о нём детям просто необходимо. Считаем, что данная проектная деятельность может быть полезна и начинающим, и опытным педагогам, для решения задач в области приобщения детей к культуре родного народа.
Сейчас мы вновь возвращаем память о нашем культурном наследии, мы вновь вспоминаем старинные праздники, обычаи и традиции. И все это для того, чтобы наши дети, выйдя из стен дошкольного учреждения, уже не смогли пройти мимо культуры своего родного народа, импульс к познанию которой они получили еще в детстве. Ведь «впечатления, полученные в детстве…, живут в человеке, целую жизнь» (Евгений Шварц).
И в заключение хотелось бы сказать, что наш русский Север еще жив, он хочет жить, и он будет жить. Он будет жить благодаря нашему будущему, нашим детям, надо только научить любить и ценить людей, живущих рядом, научить их любить свою Родину, этот волшебный и сказочный край, зовется который – русский Север.
Список литературы:
- Пономарева И.Б. Главы из жизни Степана Писахова; издание 2-е, Архангельск: 2008г.
- Степан Писахов Сказки; Очерки; Письма: (сборник/сост.,авт. И.Б.Пономарева – Архангельск: Сев.- Зап. изд-во, 1985 г.
- Писахов С.Г. Сказки – Архангельск: Издательский Дом «Акзер», 2011 г.