Цели и задачи урока:
–
развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными конкретным произведением, умение передавать их;– формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях кукушки;
– развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа;
– воспитание любви к своей матери.
Оборудование: учебник Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс I часть, рабочая тетрадь № 1 к учебнику Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс, аудиозаписи голоса кукушки, сказки Кукушка”, детской песни “Кукушка”, презентация, ИКТ, реквизит к русской народной сказки “Каша из топора”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка организации рабочих мест.
II. Речевая гимнастика. (Слайд 1, Приложение1)
а) Дыхательные упражнения:
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (без звука);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (без звука порциями);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (со звуком);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (со звуком порциями);
ха-хи-хе-хо-хэ-хы –произносить на выдохе воздуха, не останавливаясь.
б) Чтение слогов по таблице (наращивание слогов со стечением согласных):
ре ра,
тре дра,
стре здра,
ветре вздра.
в) Работа с чистоговорками.
Жа-жа-жа – эта чашка для ежа
жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Шу-шу-шу – я письмо тебе пишу.
г) Работа над скороговоркой (прочитать “глазками”, прочитать быстро, с ?, с!).
Волки рыщут, пищу ищут. (Слайд 2)
III. Повторение изученного.
Игра “Угадай”.
Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с
вами в игру ``Угадай". По предложению вы должны узнать сказку, сказать название
и какой народ сочинил эту сказку.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”
– русская народная сказка.)
б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)
в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется : конь идет, соха орет, а
человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
г) “Рассердилась белочка, махнула своим пушистым хвостом, повела ушками —
кисточками.” (“Три дочери” – татарская народная сказка.)
д) “За ночь вода набиралась в ямке. Кто успеет эту воду ковшом вычерпать –
тот с водой, а остальным двум семьям воды не доставалось” (“Врозь плохо,
вместе – хорошо” – мордовская сказка.)
е) “– Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из
топора” – русская народная сказка.)
Инсценировка сказки
“Каша из топора”.– Ребята, а сейчас мы с вами посмотрим инсценировку сказки “Каша из топора”.
(Участвуют 3 учащихся.)
Ведущий.
На побывку шёл солдат,
Сильно притомился
Он не ел два дня подряд,
Чуть не заблудился.
Но, добравшись до села,
Увидал избушку,
Стукнул в крайнее окно,
Подозвал старушку.
Солдат.
Здравствуй, бабушка, нельзя ли
У тебя заночевать.
Старуха.
Заходи, служивый, ладно,
Приготовлю я кровать.
Солдат (заходя в комнату).
А ещё хочу, хозяйка,
Нынче я тебя спросить:
Не найдется ли солдату
Что-нибудь перекусить?
Старуха.
Я сама не ела с вечера,
Потому что кушать нечего
Ведущий.
Подошел солдат к кровати,
Посмотрел по сторонам,
Заглянул в углу под лавку
И топор заметил там.
Солдат.
Слышь, бабуля! Нам негоже
Быть голодным до утра.
Я смогу сварить нам кашу
Из простого топора.
Старуха. Разве сможешь?
Солдат.
Ну, конечно!
Побыстрей котел тащи!
Положу топор в котел я,
Разведу огонь в печи.
(Кладёт топор в котел, разводит огонь, сидит, помешивая ложкой, пробует.)
Старуха. Вкусно?
Солдат.
Очень!
Только соли
Нет совсем...
Старуха.
Так вот же соль!
Посоли, служивый, вволю
И попробовать изволь.
Солдат (солит, пробует, хвалит).
Скоро будет уж готова.
Ну и каша! Ну вкусна!
Не мешало бы добавить
Только горсточку пшена.
Старуха.
Погоди, солдат, минутку,
Принесу пшено сейчас. (Идёт в другую комнату и возвращается с мешочком пшена.)
Как считаешь, хватит столько?
Солдат.
Хватит! Будет в самый раз.
(Добавляет в котел пшено, пробует...)
Ох, как каша хороша,
Всем на удивление.
Ложку б маслица сюда,
Было б объеденье!
Старуха.
Вот, солдат, горшочек с маслом, (подает солдату горшок с маслом)
Сколько нужно, добавляй.
Солдат (добавляет масло, помешивает).
Всё! Уже готова каша.
Чашку с ложкой доставай.
(Старуха достает миску с двумя ложками, садятся вдвоем за стол, начинают есть кашу.)
Старуха.
Ах да каша! Как вкусна!
Как навариста она.
Я не думала, однако
Знать, солдатик, я стара,
Что сварить возможно кашу
Из простого топора.
IV. Сообщение темы урока.
– Вы узнаете название сказки, с которой мы познакомимся на уроке, если отгадаете загадкуЧто за птица
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)
(Слайд 3)Аудиозапись голоса птицы. (Приложение 2)
– Сегодня на уроке познакомимся со сказкой ненецкого народа “Кукушка”.
Ненцы – народ, составляющий основное население северных районов России.
(Слайд 4)
V. Открытие новых знаний. Работа над новой темой.
Сообщение учителя о зоне тундр. (Слайды 5–17)
Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток-холодная безлесная равнина. Климат в тундре суровый, лето очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. В тундре господствуют кустарники, многолетние травы, мхи, которые хорошо переносят суровые природные условия. В короткие месяцы лета тундра превращается в цветочный и ягодный сад. Огоньками светятся бусинки брусники, клюквы, морошки, голубеет сизоватая голубика. Богат и животный мир тундры: белая куропатка, белая сова, заяц-беляк, волк, песец, северный олень. Плотность населения в тундре невелика. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты, ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством, охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.
Работа со словарём. (Слайды 18,19,20)
Чум – палатка, крытая шкурами.
Малица – верхняя одежда из оленьих шкур с капюшоном и рукавицами.
Сообщения учащихся о кукушке.
(Слайды 21, 22, 23, 24)– Ребята, что вы знаете о кукушке? (Сообщения заранее подготовленных детей.)
1-й ученик. Кукушка получила своё название за то, что она кукует, кричит: "Ку-ку! Ку-ку!". Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше кукушка. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо.
2-й ученик. Но есть у неё и другая, не очень лестная особенность: кукушка не высиживает и не выкармливает птенцов, а, снеся яичко на землю, подхватывает его клювом и летит по всему лесу в поисках какого-нибудь гнезда мелкой птицы, в котором уже лежат яйца. Найдя такое, кукушка вынимает из него одно яйцо, съедает и подбрасывает в него свою ношу.
3-й ученик. Эта птица очень осторожная. Она немного больше голубя. Оперение её серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Кукушки прилетают к нам в середине весны и улетают в тёплые страны в конные лета.
4-й ученик. Кукушка, единственная из всех птиц, подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда не выкармливает своих птенцов. За лето каждая кукушка до 25 раз прибегает к такому приёму. Мелкие птицы высиживают и усердно кормят своих родных птенцов и прожорливого подкидыша – кукушонка. Обычно бывает так, что быстро подрастая, кукушонок выталкивает из тесного гнезда маленьких птенцов и остаётся в гнезде один, а взрослые птицы продолжают его усердно кормить, пока он не вырастет и не улетит.
5-й ученик. Но всё-таки кукушки – одни из самых полезных птиц. Кукушка – птица насекомоядная и очень прожорливая. И главное – она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.
VI. Прослушивание сказки “ Кукушка” аудиозапись. (Приложение 3)
(Слайды 25, 26, 27, 28)
Обмен впечатлениями.VII. Физкультминутка-танец под детскую песню “Кукушка”.
(Приложение 4)Зеленая опушка идем по холодку,
В лесу кричит кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
В лесу кричит кукушка ку-ку, ку-ку.
Кукушка, где избушка? Нам надо к леснику.
Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку,
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,Не слышит нас кукушка ку-ку,ку-ку.
Ну что ты зря болтушка, болтаешь на суку.
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку-ку,
Обиделась кукушка и больше ни ку-ку.
VIII. Чтение сказки учащимися, работа по содержанию. (Слайд 29)
– Почему мать превратилась в кукушку? Подтвердите словами из текста.
– Что сделали дети, когда увидели, что мать стала кукушкой?
– Какими были дети: беззаботными, злыми, глупыми, жестокими, бесчувственными,
легкомысленными, безжалостными? Подтвердите словами из текста.
– Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой? Запишите.
(Стр. 22 №1 рабочая тетрадь № 1 Э. Кац “Литературное чтение”.)
– Какие чувства вызвала у тебя эта сказка?
IX. Обобщение. Рефлексия. (Слайд 30)
– В народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок.”
Чему учит нас эта сказка?
– Что вы взяли для себя из этого урока?
– Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас возникло?
Оценка настроения учащихся при помощи смайликов.
XI. Оценивание.
XII. Домашнее задание. (Слайд 31)
Подготовить пересказ сказки или от имени детей. Можно начать так: “Мы весело играли, мама в это время…”. Или от лица матери: “Мне хотелось, чтобы они были сыты и веселы…”