Психолог-сказочник. (Сказкотерапия – метод психологической работы с детьми)

Разделы: Школьная психологическая служба


“…нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь…”

Сказкотерапия – это метод ,использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своём творчестве и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, И.В.Вачков, М.Осорина, Е.Лисина, Т.Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Сказкотерапия – означает “ лечение сказкой”. Вачков И.В. считает, что сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на подсознательном уровне.

В понимании Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

1. Функции сказок.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок:

1. Вызывают эмоциональный резонанс. Обращаются к двум психическим уровням: сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

– о жизненно важных явлениях,
– о жизненных ценностях,
– о постановке целей,
– о внутреннем мире автора (авторская сказка).

3. В сказке содержится информация о том:

– как устроен этот мир, кто его создал,
– что происходит с человеком в разные периоды его жизни,
– какие этапы самореализации проходит женщина,
– какие этапы самореализации проходит мужчина,
– какие трудности можно встретить в жизни и как их преодолеть,
– как приобретать и ценить дружбу и любовь.

2. Типологии сказок.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок:

1. художественные,
2. народные,
3. авторские народные,
4. дидактические,
5. психокррекционные,
6. психотерапевтические.

3. Проблематика сказок:

– какими ценностями руководствоваться в жизни,
– как строить отношения с детьми и родителями,
– как прощать.

4. Проблемы, с которыми работают психологи:

Страхи, энурез, тики, агрессия и т.д.

5. Психокоррекционные сказки.

Р.М.Ткач считает, что для обретения сказкой силы и оказания помощи, необходимо придерживаться определенных правил создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентична проблеме ребенка, но не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, который используется для решения проблемы.
3. Сказка должна разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были.

Начало сказки, встреча с героями.

Для детей 3–4 лет главные герои игрушки, человечки и животные.

Начиная с 5 лет – феи, волшебники, принцессы, принцы, солдаты.

С 6-ти лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какими-то трудностями, совпадающими с проблемами ребенка.

Из-за этого…

В чем решение проблемы, и как это делают герои.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Герои извлекают уроки из своих действий. Их жизнь меняется в лучшую сторону.

По мнению Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, происходит замещение неэффективного поведения на более продуктивное. Применение психокоррекционных сказок ограниченно по возрасту (до 11–13лет) и проблематике.

6. Основные методы сказкотерапии.

Е.В.Чех выделяла несколько вариантов работы со сказкой:

– рассказывание,

– рисование,

– диагностика,

– сочинение,

– изготовление кукол,

– постановка.

7. Проблемы, которые решаются с помощью использования кукол.

По мнению Гребенщиковой с помощью кукол можно решить следующие задачи:

1. Психодиагностика.
2. Достижение психоэмоциональной устойчивости и саморегуляции.
3. Социальные навыки, опыт социального взаимодействия.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Развитие самосознания.
6. Развитие моторики.
7. Разрешение внутренних конфликтов.
8. Профилактика и коррекция страхов.
9. Развитие речи.
10. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
11. Коррекция отношений в семье.
12. Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

8. Метод “Сказкотерапевтическая диагностика”.

Использование кукол в процессе консультирования позволяет провести психодиагностику детей. С помощью определенных сказок и кукол можно проводить диагностику различных проблем ребенка.

Для диагностики глубинных проблем у старших детей и подростков рекомендуется изготавливать куклу.

Диагностическая беседа с ребенком может проводиться как в присутствии, так и в отсутствии родителя.

Диагностический эффект в процессе рассказывании сказки достигается за счет того, что:

– Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными.
– Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа сказки и рассказывает о них.
– Предлагаемые ребенком ответы на вопросы позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.

9. Актуально применение “сказкотерапевтической диагностики” в рамках адаптации учащихся 1-х классов (6–7 лет) к обучению в школе. Мной было предложено “первоклашкам” нашей школы поучаствовать в сказке “Ребятам о зверятах”:

– мини-группы 3–4 человека,
 – игрушки-зверюшки на выбор: тигренок, лосёнок, слонёнок, медвежонок.
– “жили-были зверята…резвились в лесу, купались в речке…

Наступила осень, и однажды отправили родители своих зверят учиться в 1-ый класс школы зверей…

Из-за этого… Долго они не виделись… прошло какое-то время… В выходной день встретились зверята на любимой поляне…Рассказали друг другу ,что понравилось, а что нет в лесной школе… что получается, а что – нет…

Кульминация: попросили зверята друг у друга совета, как лучше справится с …

Развязка: тигренок помог слоненку…

Лосенок выручил тигренка…, слоненок посоветовал друзьям…

Мораль: что изменилось у тигренка… как исправилось положение у лосенка… как они отнеслись к своей учебе в первом классе… почему они стали еще радостней и дружней?..

Цель: определить (если есть) проблемы в адаптации к обучению,
определить (если есть) уровень дезадаптации,
наметить методы работы по решению возможных проблем,
развить креативность личности как расширение спектра альтернативных решений.

Продолжением этой работы является проективная диагностика (рисунок), описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы.

 – рисунок “Человек”,

Рисунок “Школа зверей”, рисунок “Семья животных” и т.д.

По сюжетам тестов –рисунков(“Школа зверей”, “ Семья животных”) можно предложить ребятам сочинить и разыграть сказку.

10. Библиография.

  1. И.В.Вачков. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.:Ось-89.2007.
  2. Л.Г.Гребенщикова. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь,2007.
  3. Р.П.Ефимкина. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. 2006г.
  4. Т.Д. Зенкевич-Евстигнеева. Формы и методы работы со сказками.СПб.:Речь, 2008.
  5. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Основы сказкотерапии.
  6. М.Б. Киселева. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  7. Р.М. Ткач. Сказкотерапия детских проблем. М.:Сфера, 2008.
  8. Е.В. Чех. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. М.: Сфера, 2009.
  9. А.Л.Венгер. Психологические рисуночные тесты.Валдос-Пресс, 1999.