Продолжительный бег в 1–4-х классах

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


На уроках физической культуры с самых первых шагов обучения учащихся 1-4х классов большое внимание уделяю продолжительному бегу на дистанции, предусмотренные учебной программой. Кое-кто считает бег самым доступным и простым упражнением и потому не придает подготовке к нему должного значения. Бег по праву считается основой не только легкой атлетики, но и большинства подвижных и спортивных игр. Следовательно, обучать детей беговым упражнениям, учить их бегать надо уже с первого класса.

Под умением длительно бегать я подразумеваю то, что в спорте называется технико-тактической подготовкой. Она, как известно, включает в себя технику бега, постановку дыхания, управление скоростью для распределения сил на дистанции.

Комплексной программой физического воспитания в начальных классах предусмотрены следующие беговые дистанции: в первом классе равномерный бег до 1 км; во втором классе — до 1,5 км; в третьем- четвёртом классе — до 2 км. Среди задач, которые решаются на уроках физической культуры с учениками начальных классов, в 1 классе следует выделить такую задачу, как закладка основ техники равномерного бега, развитие необходимых для этого физических качеств. Во 2 классе на уроках беговой подготовки на первом плане остается совершенствование в технике продолжительного бега, дальнейшее развитие такого физического качества, как выносливость, а также начальное обучение основам тактики. В 3-4 классе продолжается процесс закрепления технико-тактической подготовки, длительный бег до 2 км. используется для формирования выносливости к умеренным беговым нагрузкам. Для этого расширяют диапазон тактических заданий. Так, например, на уроках различные отрезки дистанции учащиеся пробегают с разной скоростью.

Нетрудно заметить, что многие дети приходят в школу неподготовленными к нагрузкам в беге, не умеют преодолевать трудности как физического, так и психологического порядка. Объясняется это малоактивным образом жизни в семье, тепличными условиями, которые создают ребенку родители. И как следствие этого — страдают здоровье детей, их общая физическая подготовка.

Как правило, с первых дней учебного года уроки физической культуры проводятся на открытом воздухе

Первый класс. С первоклассниками мы также занимаемся на открытом воздухе. Предпочтение отдаем подвижным играм с элементами бега и беговых эстафет “У ребят порядок строгий”, “Совушка”, “Воробьи, вороны”, “К своим флажкам”, “Колдунчики”, различным вариантам салок и др.

Уже на первых уроках, закладывая у ребят основы техники бега, отмечаем наиболее часто встречающиеся у них ошибки. К типичным ошибкам мы относим следующие:

1) наклон туловища вперед или назад;

2) раскачивание из стороны в сторону;

3) вынос маховой ноги стопой вперед;

4) незаконченный толчок ногой;

5) неправильная работа рук:

6) несогласованность в работе рук и ног.

Как видите, ошибок много, к тому же можно назвать еще и более мелкие, например такие, как чрезмерно сжатые кулаки, общая напряженность и скованность при выполнении беговых упражнений. Разобравшись в них поглубже, понимаешь, что все они взаимосвязаны и требуют напряженной и серьезной работы над их устранением.

Приступая к реализации учебной программы по беговой подготовке учащихся 1 класса, применяем специальный комплекс общеразвивающих упражнений:

1) круговые движения руками,

2) повороты плечевого пояса,

3) выпрыгивая вверх,

4) имитация движений руками при продолжительном беге.

Разрабатывая его, мы постарались избежать таких упражнений, которые могли бы повлечь за собой закрепление неправильных навыков в технике бега. Упражнения комплекса в тех или иных сочетаниях, с дозировкой, установленной с учетом возраста занимающихся, можно использовать также во 2 и 3 и 4 классах.

Помимо этого ребята выполняют специальные беговые упражнения. Особенно нужны они для отработки движений рук, способствующих правильной технике бега. Мы попытались отобрать наиболее эффективные,

упражнения что легко усваиваются учениками, способствуют не только развитию физических качеств, но и становлению техники бега.

1) Бег с высоким подниманием бедра. Следить за правильным положением туловища (оно не должно быть наклонено назад, бегун не должен раскачиваться). Выполняя упражнение, активно работать руками, колени поднимать до уровня пояса.

2) Бег с захлестыванием голени, руки за спиной. Стараться, чтобы колени вперед не выносились и туловище не наклонялось вперед. Выполняющим упражнение рекомендуется держать туловище в положении “натянутый лук”.

3) Прыжки на левой (правой) ноге. Следить, чтобы толчковая нога сгибалась в коленном суставе.

4) Толчками обеих ног продвижение вперед. Следить, чтобы дети выпрыгивали вверх, а не вперед, движения рук должны быть такими же, как при беге.

Нагрузка повышается постепенно. Например, при выполнении упражнения способствующего развитию дыхательной и сердечно-сосудистой систем, у неподготовленных школьников может возникнуть легкое головокружение, связанное с гипервентиляцией легких. Поэтому советую детям вначале делать упражнения в медленном темпе. Постепенно увеличиваю и число приседаний.

На начальном этапе беговой подготовки, как правило, ставлю задачу развивать у детей преимущественно те группы мышц, которые несут основную нагрузку при беге. Немало времени уделяю и упражнениям способствующим развитию гибкости, стараюсь чтобы они были динамического характера.

В зимнее время, когда по метеоусловиям невозможно проводить уроки по лыжной подготовке, мы заменяем их беговыми уроками, на которых много времени уделяем повторению беговых упражнений, подвижным, играм с беговыми эстафетами. Делаем это для того, чтобы не снижался уровень физической подготовленности учащихся. Ранней весной, сразу же после завершения уроков лыжной подготовки основной упор делаем на развитие физических качеств путем повторения беговых и прыжковых упражнений, применяя “бег в своем темпе”.

На уроках в конце мая зачетную дистанцию 1 км первоклассники пробегают дважды — с интервалом в одну неделю.

Второй класс. На уроках легкой атлетики второклассники кроме совершенствования в технике бега, дальнейшего развития физических качеств приступают к изучению тактики продолжительного бега на дистанции до 1,5 км, как и предусмотрено учебной программой. На собственном опыте убедился, что на начальном этапе решения этой задачи главное — научить детей умению распределять силы на дистанции, а также управлять скоростью.

Базой для любых тактических действий является бег с равномерной скоростью. С него во втором классе и начинаю изучение тактики. Младшие школьники, как правило, не умеют медленно и равномерно бегать и любой бег начинают с предельной для себя скоростью. Как бороться с этим недостатком? Слова обычно не помогают, убедить второклассников порой просто невозможно. Как быть, где выход?

На первых уроках со второклассниками я предлагаю каждому определить свой темп бега с максимальной скоростью, помогаю в деталях отработать его. Предварительно разъясняю, что максимальный темп не самый лучший для пробегания учебной дистанции до 1,5 км.

Местом проведения урока может стать школьный стадион или спортивный зал, но в любом случае желательно, чтобы длина круговой беговой дорожки не превышала 60—80 м (спортивный зал, половина хоккейной коробки). Учащиеся после выполнения общеразвивающих, беговых и прыжковых упражнений выстраиваются по длине окружности. Дается установка: бежать можно в своем спокойном темпе, обгонять других разрешается только справа. Основное требование, которого следует придерживаться — соблюдение равномерной скорости.

По команде второклассники начинают движение, и, несмотря на предупреждение, очень часто возникает примерно такая картина: сильные сразу пытаются обогнать как можно больше одноклассников, а потому начинают бег с повышенной скоростью; средние и слабые делают попытку не отстать от них, и лишь 2—3 ученика из всего класса выполняют установку учителя и бегут в своем спокойном темпе. Через 45—50 сек. у всех, кто начал дистанцию в быстром темпе, падает скорость. Очень важно не упустить этот момент и напомнить учащимся о слишком быстром начале бега.

Замечание педагога, сделанное в это время, лучше запоминается детьми. Они теперь пытаются выполнять заданную установку. После окончания упражнения обязательно поощряю тех, кто правильно с начала и до конца выполнял задание, то есть бежал в равномерном темпе. Поощрения могут быть разными, все зависит от фантазии учителя. Пожурить же следует “нетерпеливых” за их невнимательность, неумение слушать и выполнять команду. Однако ни в коем случае нельзя ставить “2” или “3”, так как на начальной стадии обучения второклассников отрицательные оценки могут вызвать потерю интереса к урокам бега.

На первый взгляд может показаться, что такая форма проведения урока негативно сказывается на дисциплине. Но это не так. На самом деле данная методика заставляет детей учиться рассчитывать свои силы, позволяет им проверить свою физическую подготовку, свои успехи, сравнить их с успехами одноклассников, наконец, сделать с помощью учителя нужные выводы. Добытый такой ценой двигательный опыт заставляет учеников в дальнейшем сознательнее относиться к выполнению заданий педагога. Совместный анализ бега вызывает массу положительных эмоций. Урок беговой подготовки продолжается, но никто не нарушает порядка, да и проявление эмоций угасает пропорционально нарастающей усталости. Так проходят у меня уроки по тактике длительного бега на учебной дистанции во втором классе.

Третий и четвёртый класс. Уроки беговой подготовки для третьего и четвёртого класса несколько отличаются от уроков во втором классе. Различия определены тем, что моторная плотность уроков растет за счет большей нагрузки при выполнении упражнений, увеличивающейся повышением интенсивности работы, сокращением пауз во время отдыха и объяснений. Во втором классе ученики преодолевали в равномерном беге 1,5 км, а в третьем-четвёртом классе по программе предусмотрен бег до 2 км. Поэтому даются другие тактические задания. Прежде чем приступить к их выполнению, я делю класс на группы, в которые подбираю по 5—6 равных по силам учеников. В самой сильной группе каждому даю с учётом физических возможностей индивидуальное задание. Одним — постараться уйти со старта и лидировать всю дистанцию; другим — со старта начинать бег медленно, постепенно наращивая скорость; третьим — начать медленно, но к середине дистанции подтянуться к лидерам и т.д. У учащихся средней и более слабой групп свои задания: попеременное лидирование в каждой группе при равномерном темпе бега.

В зависимости от задания корректирую скорость бега. Мне это очень удобно делать: 400-метровый круг, на котором я провожу зачеты, овальной вытянутой формы, хорошо просматривается, размечен на отрезки, имеет ориентиры. Так что график бега составляем по отметкам 200, 400, 800 м. Конечно, ребята из слабой группы тоже хотят получить индивидуальные задания, но перевожу я их в другие группы только после того, как они научатся правильно выполнять беговые упражнения, поставленные для их группы.

Благодаря включению беговых упражнений в большинство уроков третьеклассники редко говорят о “трудностях” бега. К четвёртому классу у учеников заметно улучшается техника бега, создаются хорошие предпосылки для освоения других разделов учебной программы..

Нередко беговые уроки проводим в лесопарке, расположенного неподалеку от школы. Для поддержания эмоционального фона уроков беговой подготовки использую магнитофон с записью упражнений ритмической гимнастики. На уроках как в третьем, так и в четвёртом классе в целях выработки волевых качеств, а также для развития скоростной выносливости за 150—200 м до окончания намеченного маршрута я ненавязчиво предлагаю учащимся готовить себя к началу финиширования, настраиваю на мысль, как важно уметь преодолевать себя.

Во время коротких остановок я рассказываю младшим школьникам о пользе физической культуры и, в частности, о пользе бега; о том, что при беге улучшается кровообращение, вследствие этого мышцы, получающие больше кислорода, увеличиваются и становятся сильней; что этого нельзя добиться при малоподвижном образе жизни. Говорю, что, для того чтобы вырасти крепкими, сильными и здоровыми, необходимо заниматься дома самостоятельно, обязательно посещать одну из спортивных секций.

В заключительной части урока подвожу итоги, объявляю оценки. Ребята узнают что на следующем уроке будет проведен контрольный бег и результаты, показанные на дистанциях, предусмотренных учебными нормативами, будут внесены в классный журнал. Этим зачетным уроком и завершается осенний этап обучения продолжительному бегу.

2 четверть. Один раз в две недели во второй четверти проводится — равномерный бег “каждый в своем темпе”: 5—6 мин. для второклассников и 7—8 мин. для третьеклассников.

3 четверть. В это время проведение уроков беговой подготовки находится в прямой зависимости от погодных условий. Если погода не позволяет выйти на лыжню, проходят уроки бега. Уроки по лыжной подготовке позволяют поддерживать высокий уровень выносливости на протяжении этого периода учебного года.

4 четверть. С апреля начинается весенний этап обучения. На первых уроках бега мы повторяем беговые и прыжковые упражнения, совершенствуемся в технике продолжительного бега, выходим на улицу, на открытый воздух в прилегающий к школе лесопарк и от урока к уроку улучшаем технику длительного бега “каждый в своем темпе”, проводим различные виды беговых игр и эстафет. В середине мая в начальных классах проводятся контрольные уроки на учебных дистанциях. Как правило, с учебными нормативами продолжительного бега справляются все.

В заключение несколько слов о форме проведения занятий. Возможно, на первый взгляд может сложиться впечатление, что принимаемая нами методика слишком сложна, “суха” для учащихся младших классов, что она лишена так необходимой детям игры. Это не так. Подавляющее большинство упражнений мы проводим в игровой форме, включаем их в различные подвижные игры, что позволяет скрасить получаемую ребятами нагрузку, повышает эмоциональность занятий. Кроме того, между выполнением особо сложных заданий мы обязательно используем не требующие большого напряжения игровые упражнения.