Учебник: А.В.Полякова “Русский язык” 4 класс (часть 2).
Цели.
1. Формирование представлений о правописании суффиксов -а-, -о- в наречиях с приставками.
2. Развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
Задачи:
1. Продолжить освоение способа действий при решении орфографических задач в написании наречий.
2. Формировать способность использования данного способа действия.
3. Развивать самостоятельность мышления, речь, орфографическую зоркость.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Ход урока
1. Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
2. Актуализация опорных знаний.
А) Словарная работа (запиши ответ одним словом).
- Делать бельё гладким при помощи горячего утюга (гладить).
- Дуть, обдувать, развеваться на ветру (веять).
- Прикреплять или скреплять что-либо при помощи клея (клеить).
- Испытывать сильнейшие отрицательные чувства по отношению к кому-либо, чему-либо (ненавидеть).
- Издавать звук овцы или козы (блеять).
- Поступать справедливо, без обмана (честно).
Б) Самопроверка (по словарю учебника), заполнение карты самоконтроля. (Приложение 1)
В) Какое слово лишнее в данном ряду и почему? (Честно-т.к.это наречие)
Г) Теоритическая разминка (в тетрадях проставить знаки “+”-если согласны с моим утверждением и “-”-если не согласны).
- Наречие - служебная часть речи.
- Наречие - неизменяемая часть речи.
- Наречие обозначает действие предмета.
- Наречие отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как?
- Наречие можно просклонять и проспрягать.
- Наречие обозначает место действия, время действия, образ действия, степень качества.
Ответы: - + - + - +
Проверка ответов с доски и заполнение листа самоконтроля.
Д) Сделайте вывод. Что такое наречие?
Сегодня мы продолжим знакомство с этой частью речи. А чтобы сформулировать тему урока, выполним следующие задания.
3. Подготовка к изучению нового материала.
Задание 1.
А) Распредели слова на группы по частям речи, вставляя пропущенные орфограммы (работа в парах)
На доске: ве…л, замоч…к, справ…, платоч…к, глад…л, бле…л, занов…, кле..л, луч..к, ненавид…л, издавн…, нож…к, налев…
(Проверка в паре, одна из пар работает у доски)
Б) Написание каких безударных гласных вы можете объяснить?
(Cуффиксов -ек-, -ик- у имён существительных. Суффикс -ек- пишется если гласный в косвенных падежах выпадает, суффикс -ик- если гласный сохраняется.
- Написание безударной гласной у глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л- - перед суффиксом -л- у глаголов в прошедшем времени пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед суффиксом -ть)
В) Как объяснить написание безударных гласных на конце наречий? (Мнения детей расходятся)
(Заполнение листа самоконтроля)
Чтобы найти истину сделаем задание 2.
Задание 2
А) Выполним морфемный разбор наречий.(работа по цепочке у доски).
- Наречие - неизменяемая часть речи. Значит какая часть слова отсутствует? (Окончание) - ставим значок нулевого окончания.
- Находим корень. Для этого подбираем.. (Родственные слова)
- Выделяем оставшиеся части слова (приставку и суффикс).
- В какой части слова оказалась безударная гласная? (В суффиксе)
А вот теперь сформулируем тему урока и запишем её в тетрадь (дети вставляют пропущенные слова).
“Правописание ______________ –а-,-о- в наречиях с ___________”
4. Работа над новым материалом.
А) Сообщение ученика.
Из истории языка известно, что когда-то краткие прилагательные склонялись также, как слова среднего рода (например: окно). И в суффиксах наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью приставок (в-, на-, -за, из-, до-, с-) пишется тот же гласный, что и в падежном окончании слова окно.
Проверим наречия из задания 1.
Издавна (из окна), заново (за окно), справа (с окна), налево (на окно)
Б) Запомни рифмовку и алгоритм написания суффиксов -а-, -о-
5. Закрепление (работа у доски по цепочке).
А) С помощью приставок из-, до-, с-,в-, на-, за- образуйте от данных прилагательных наречия (работай по алгоритму).
Приставка | Прилагательное | Наречие |
До- | тёмный | дотемна |
На- | чистый | начисто |
За- | простой | запросто |
Из- | редкий | изредка |
В- | левый | влево |
С- | новый | снова |
Б) Упр.215 (устно) стр.11.
(Заполнение листа самоконтроля)
В) Выборочный слуховой диктант (самостоятельная работа).
Ученики зачитывают наизусть отрывки из сказок А.С.Пушкина, в тетрадь выписывают только наречия с приставками. (Приложение 3)
В тетрадях: направо, налево, издалеча, снова, накладно.
6. Итог урока. Оценка работы учащихся.
С какой орфограммой познакомились на уроке?
Какое правило надо знать, чтобы правильно писать суффиксы -а-, -о- в наречиях с приставками?
Какая рифмовка помогала?
7. Рефлексия. (Приложение 1)
8. Домашнее задание упр.212, 214 стр.10-11.
Карту самоконтроля учащиеся сдают учителю. После проверки учитель выставляет оценки каждому ученику за работу на уроке.(по количеству правильно выполненных заданий).