Стилевой подход развивает личность ученика, расширяет его кругозор, повышает его общую и музыкальную культуры.
Для этого в обучении игре на фортепиано необходимо постижение образного строя музыки, особенностей композиции, музыкального языка, степени их характерности для творчества композитора в целом; изучение текста произведения, авторских указаний; изучение вне текстовой информации.
Анализ различных редакций, знакомство с образцами интерпретации, принадлежащих современным исполнителям, а также изучение исполнительских традиций;
Определение специфики исполнительских средств - динамики, артикуляции, темпо-ритма, педализации, то есть создание их “партитуры”, а также нахождение наиболее целесообразных пианистических движений.
Главным условием реализации стилевого подхода в обучении фортепианной игре является пробуждение творческих сил ученика, развитие эмоциональности учащегося.
Важным при исполнительском освоении стиля является его понимание. В процессе понимания укрепляется стилевая установка, являющаяся основным механизмом исполнительской реализации стиля.
Одной из основных задач педагога в реализации стилевого подхода является развитие музыкального мышления ученика, эмоциональности, позитивного отношения к изучаемой музыке, исполнительских технологий.
На примере двухголосной до-мажорной инвенции И.С. Баха рассмотрим влияние стилевого подхода на музыкальное развитие ученика.
В эпоху барокко все стремились к каким-то познаниям, открытиям. Девиз творчества- “invention - “открытие”, “изобретение”, “выдумка”.
В. Голованов: “Само наименование цикла - инвенции - надо понимать как загадки, которые Бах давал разгадать своим ученикам”. При всех полифонических “изысках”, которые есть у Баха, язык лаконичный, конкретный и ясный. В своих рукописях Бах ограничивался записью нот и украшений и не оставил почти никаких указаний относительно динамики, темпа, фразировки, аппликатуры, расшифровки украшений. Сведения об этом сообщались ученику непосредственно на уроках.
Многое в понимании этих пьес достигается через обращение к исполнительским традициям того времени. Бах писал свои клавирные сочинения для клавесина и клавикорда. Устройство клавикорда позволяло исполнителю передать любые тончайшие динамические оттенки, предоставляло возможность исполнять пьесы, требующие очень певучей, связной игры. Клавесин обладает звуком острым, блестящим, немного отрывистым. На этом инструменте великолепно звучат быстрые, отчетливые пьесы токкатного плана.
И приёмы, которыми надо было играть, зависели от того, на чём играть. Предлагалась вариантность выбора характера и темпа.
Этапы работы и формирования стиля барокко у ученика над двухголосной инвенцией И. С. Баха до-мажор.
Первый этап – знакомство с музыкой и разбор инвенции по голосам. Ученик разбирает музыкальное произведение на уровне эмоциональной интуиции: при исполнении “переживает” каждую мелодическую интонацию, ритм – импровизационно свободный, динамика – чувствительно-гибкая. Такое чуждое баховскому стилю исполнение порождено тем, что сама его эмоция оказалась ученику недоступной. Его увлекла красота и проникновенность мелодических интонаций.
Второй этап - работа над текстовой и вне текстовой информацией, формирование стилевой установки. Знакомимся с эпохой барокко, с музыкальным жанром инвенция, какую цель ставили в написании инвенций, с творчеством И.С. Баха, с символикой музыки. Определяем жанровую принадлежность музыки и мотивное развертывание темы, полифонические приемы, которыми оперирует композитор для познания всей красоты мысли. Прививаем вкус у ученика к логическому, рациональному познанию. Прорабатывается артикуляция в штрихах, динамика, определяются темпо-ритмические параметры инвенции. Голоса учатся наизусть, соединяются двумя руками одновременно при соблюдении “поли динамики” музыки.
Третий этап. Для продолжения формирования возвышенно-духовного баховского чувства, строгости и высоты используем прием меж стилевого сопоставления: сравниваем музыку инвенции И.С. Баха и музыку инвенции М.И. Глинки. Инвенция Глинки – это “русская песня”. Сравниваем духовные, образно-эмоциональные сферы, различную исполнительскую интерпретацию средств. Также применяем в работе особое средство достижения стилевой адекватности – объемную игру-вслушивание. Результатом взаимосвязи развития стилевого творчества, стилевого чувства, стилевого мышления инвенция исполняется учеником с проникновением в баховский смысловой мир – следствие воссоздания чувства, а не искусственной его аскетизация.
Литература
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.
- Браудо И. Артикуляция (о произношении мелодии). Л.: ЛМИ, 1961.
- Браудо И. об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. М – Л, 1965.
- Горностаева В. Два часа после концерта. Дубна: Издательство Свента, 1995.
- Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. Л.: Музыка, 1974.
- Хернади Л. Анализ трехголосных инвенций Баха. Введение. Будапешт, 1965.
- Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.
- Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1964.