По данным исследований Министерства здравоохранения России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. На этом фоне одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. При решении озвученной задачи школа сталкивается с серьезной проблемой сохранения высокого потенциала здоровья, обеспечения условий его развития, уменьшения действий вредных факторов на детей на всем протяжении педагогического процесса. Трудности в учебе детей, связанные с повышенными требованиями программ, их усложнением, неизбежно влекут за собой стрессы, перенапряжение нервной системы, эмоциональные перегрузки и как следствие, ухудшающееся состояние здоровья учащихся. Зачастую современная массовая школа не только не укрепляет здоровье детей, но и сама превращается в его снижающий фактор. По оценкам специалистов состояние здоровья учеников зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от соблюдения норм и правил здоровьесбережения в условиях школьного обучения.
Согласно ФГОС программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни разрабатывается образовательным учреждением на основе примерной и обеспечивает формирование в детях заинтересованного отношения к собственному здоровью. Его основная цель – формирование условий для создания единого здоровьесберегающего и здоровьесозидающего пространства. Отсюда вытекающие задачи:
- разработать комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни младшего школьника;
- совместно с родителями и в сотрудничестве с медицинским работником создать здоровьесберегающий и здоровьесозидающий режим дня и рацион питания каждого ребёнка моего класса;
- активно вовлекать детей в общешкольные мероприятия, связанные с пропагандой здорового образа жизни;
- включиться в активное сотрудничество с учителями физической культуры, ОБЖ, педагогами дополнительного образования для совместной работы по сохранению укреплению здоровья детей;
- повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей.
За период своего многолетнего педагогического труда я пришла к выводу, что работа по сохранению здоровья детей не может носить эпизодический характер. Она должна быть непрерывным каждодневным кропотливым трудом. Отправной точкой для меня стало изучение факторов, негативно влияющих на здоровье детей. В качестве основных факторов выделяю следующие:
- неблагоприятная экология;
- неправильный режим дня;
- родители, ведущие нетрезвый образ жизни;
- отсутствие школьной гигиены;
- сокращение свободного времени;
- увеличение числа подростков, подверженных вредным привычкам;
- возрастание потока информации.
Изучив наличие данных факторов для контингента моего класса, я пришла к выводу, что большинство этих факторов имеют место быть.
Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере. Поэтому первым этапом работы в этом направлении была работа по налаживанию преемственных связей с детским садом и работа по пропаганде здорового образа жизни среди родителей моих детей. На этом этапе я активно вовлекалась во все мероприятия здоровьесберегающего характера, проводимые с моим будущим классом, участвовала на родительских собраниях, где в сотрудничестве с воспитателями организовывала для родителей лектории и профилактические беседы по пропаганде ЗОЖ.
Когда дети пришли ко мне в первый класс, для меня стало первоочередной задачей создание здоровой обстановки в учебном кабинете, так как большую часть дня дети проводят в нём. Кабинет мой полностью соответствует требованиям САНПИНа. Экологические технологии - озеленение, обустройство школьной среды, освещение, тепловой режим - осуществляются с учётом возрастных особенностей детей класса. Проветривание, увлажнение производятся регулярно. Для создания здорового психологического климата имеются игровые уголки.
Следующий этап – знакомство ребят со школьным режимом, моделирование ситуации для индивидуального взаимодействия с каждым ребёнком согласно Маршруту Оздоровления, выработанного в сотрудничестве со школьным медработником.
Индивидуальный маршрут оздоровления для ученика 3 класса Олина Кирилла. (Проблема с осанкой) | |
1. Утро. | 1. Игра “Весёлый караванщик” (В игровой форме предлагаю этому ученику перенести учебники по одному со стола до шкафа на голове) |
2. Перед уроком и в конце урока. | 2. Упражнение “Могучий атлант” (В игровой форме ученику предлагается встать вдоль стены, высоко подняв руки вверх для поддержания небесного свода). |
3. Домашнее задание. | 3. Провести мини-исследование: меняется ли твой рост в течение дня? Чтобы ответить на этот вопрос. Вместе с родителями измерь свой рост 3 раза через каждые 2 часа. |
Свои уроки строю согласно требованиям к уроку с позиций здоровьесбережения:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.
2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
3. Количество видов подачи учебного материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д.
4. Методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из “потребителей знаний” в субъектов действия по их получению и созиданию, то есть осуществление компетентностного подхода в обучении.
5. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
6. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
7. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке;
8. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
9. Положительный психологический климат на уроке.
10. Наличие на уровне эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
11. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80%.
В связи с тем, что в современную школу все активнее входит компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся перед педагогом возникла новая задача. Она заключается в том, чтобы снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Достаточно эффективно использование массажа. Массаж не только улучшает кровообращение в периферических сосудах и питание в мышцах, снимает усталость в них, восстанавливает нарушенный обмен в тканях, повышает температуру кожи, но и способствует предупреждению повреждений и микротравм.
Гимнастика для глаз не только обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, но и, совершенствуя координацию движений глаз, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.
В связи с ухудшающимся состоянием здоровья детей, вызванным увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки в школе, роль и значение физического воспитания в профилактике переутомления существенно повышаются. Поэтому на уроках провожу следующие упражнения:
1. Комплекс профилактических упражнений для свода стопы.
А) Каток. Ребенок катает стопой мяч в направлении вперед – назад (1-2 минуты).
Б) Сборщик. Ноги полусогнуты в коленях, ребенок собирает пальцами ног мелкие предметы: ластик, бумажный шарик, карандаш…, расположенные на полу и складывает их в кучу (1-2 минуты).
В) Гусеница. Ребенок сидит, колени полусогнуты, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед, затем пальцы распрямляет и движение повторяется, имитируя движение гусеницы (30-50 секунд).
Г) Мельница. Ребенок, сидя с выпрямленными коленями, выполняет круговые движения стопой сначала влево затем вправо (по 10-12 кругов в каждую сторону).
2. Комплекс упражнений на осанку.
Мешочки, наполненные песком:
- на носочках, мешочки на голове;
- по скамейке проходят с мешочками на голове;
- на вытянутой правой руке - мешочки, затем на левой.
3. Комплекс упражнений для снятия утомления.
А) “Согревание глаз”. В положении стоя, ноги вместе, соединить ладони вместе и зажать их между коленями. Тело наклонить вперед, трущие движения ладонью о ладонь, затем “тепло” переводим на глаза (10 секунд, 2-4 раза)
Б) Поглаживание шеи (8-10 растираний).
4. Формулы психомышечной тренировки.
- я расслабляюсь и успокаиваюсь;
- мои руки расслабляются и теплеют;
- мои руки полностью расслабленные … теплые … неподвижные;
- мои ноги расслабляются и теплеют;
- мое туловище расслабляется и теплеет;
- моя шея расслабляется и теплеет;
- мое лицо расслабляется и теплеет.
Все приведенные комплексы можно использовать во время уроков для снижения утомления разных систем организма. Главное придерживаться золотого правила оздоровительных упражнений – “лучше “недобрать” нагрузки на занятии, чем ее превысить”.
Уроки физической культуры изначально нацелены на созидание здоровья. Содержание уроков планирую с учётом групп здоровья детей и моделирую профилактические и коррекционные упражнения. Например, по профилактике и коррекции плоскостопия активно используются занятия с массажными ковриками: массаж стоп по отдельности, преодоление препятствий в виде тренажёрной дорожки из природного материала (жёлудей, грецких орехов, шишек, галька, горох), эстафеты-игры (прохождение по расставленным массажным кочкам, игра “Займи свою кочку”, “Займи свободную палочку”)
Во время переменок дети имеют возможность свободно погулять по массажным коврикам, посидеть на спортивных шарах.
Следующий шаг – организация и реализация внеклассных мероприятий во внеурочное время.
Внеклассные мероприятия | |
Название мероприятий | Участники мероприятия |
Проектирование. |
Классный руководитель, учащиеся и родители |
Интегрированные мероприятия. 1. Всероссийский кросс здоровья “Кросс наций”. |
Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник |
2. “Особенности развития мальчиков и девочек 9-10 лет” (УМК “Путь к успеху”) | Классный руководитель, учащиеся, родители, медицинский работник |
3. Конкурс рисунков на тему здоровья. | Классный руководитель, учащиеся, родители, учитель ИЗО |
4. День Здоровья (ежемесячно) | Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник. |
5. “Безопасное колесо” | Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник |
6. Экологическая тропа. | Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя биологии, географии, медицинский работник |
7. “Весёлые старты” | Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник |
8. “Парад младших войск” | Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник |
9. Олимпийский урок. | Классный руководитель, учащиеся, родители, учителя ОБЖ и физической культуры, медицинский работник |
10. Организация профилактических мероприятий на период эпидемии гриппа. | Классный руководитель, учащиеся, родители, медицинский работник |
11. Семейные спортивные праздники. | Классный руководитель, учащиеся, родители, медицинский работник |
III. Профилактика наркотизма среди младших школьников с использованием УМК “Все цвета, кроме чёрного” | Классный руководитель, учащиеся, родители. |
IV. Организация зимнего и летнего отдыха. | Администрация лицея, классный руководитель, учащиеся, педагогический коллектив, медицинский работник |
Изначально моя работа была направлена на достижение следующих результатов:
- полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
- дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
- дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
- дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных образовательных систем, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.