“Современный человек, человек
будущего не может жить без книги.
Чтение в его жизни – это важнейший способ
восхождения, самосовершенствования,
самообразования”.
Ш.А.Амонашвили
Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребёнка “дар слова” (К.Д. Ушинский). “Чтение – писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н.Ф. Бунаков, – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность”. И, наконец, В.А. Сухомлинский углубил мысль, сказав, что “чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя”. Действительно, чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно популярной литературе, к периодике. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Иначе говоря, умение и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий общий учебный характер и используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходиться иметь дело с печатными или рукописными материалами, источниками какой либо информации. Но как учить ребенка читать, если у него нет желания этому учиться.
Одной из проблем является потеря детьми интереса к чтению. Это комплексная проблема, возникновение которой имеет две базовые причины.
Во-первых, на глазах одного поколения коренным образом меняется информационная культура человечества. Мультимедийные формы хранения, представления и восприятия информации вытесняют традиционное чтение. Не дети уходят из книжной цивилизации, а книжная цивилизация освобождает часть пространства для цивилизации экранной.
Вторая базовая причина поставленной проблемы кроется в характере модели чтения, которая вырабатывается существующим аналитико-синтетическим методом обучения. В массовом обучении метод даёт такую психофизиологическую модель чтения, которая становится для большинства детей препятствием на пути к эффективному чтению.
Испокон века книга растит человека. Книга для детей – это неотъемлемая часть единого художественно-исторического процесса национальной культуры и одновременно своеобразная субкультура Детства. Включить в этот процесс современных детей – значит помочь им вырасти настоящими людьми, эстетически грамотными и увлеченными читателями. Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, соотносит, сравнивает со своими поступками и действиями, воссоздаёт их в своем воображении, участвуя в сотворчестве. Соприкасаясь с творчеством поэтов и писателей, приобщаясь к великим произведениям, школьники учатся любить и понимать прочитанное. А любовь к чтению – это начало развития своих литературных способностей. Как сделать так, чтобы ученики всей душой полюбили чтение? Как научить детей думать, рассуждать? Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма, а отдаст предпочтение книге? Только тогда, когда он будет жить вместе с героями не определённый момент, а в течение длительного периода, сопереживать в трудностях и неудачах, радоваться в счастливые моменты. Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается произведениями из Азбуки и хрестоматий, комиксами, журналами для наклеек, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изображении.
Как же следует относиться к этой ситуации? И что предпринимать при наличии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор, “видик” и компьютер заменили книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии?
Мне кажется, что к сложившемуся положению вещей имеет смысл применять не тотальный, а дифференцированный подход. С одной стороны, имеет место тот несомненный факт, что большая часть накопленного человечеством культурного наследия существует сегодня именно в виде книг, а не в виде кинофильмов, компьютерных программ или каких-нибудь информационных кристаллов, знакомых нам по научной фантастике 60-х годов. А с другой стороны, многие ли из сегодня живущих людей регулярно, по собственной воле обращаются к этому самому наследию? Многие ли сегодня читают книги “Хождение по мукам” А.Толстого, “Тимур и его команда” А.Гайдара, рассказы А.Алексина? Можно рассуждать на тему о том, что Шекспир и Пушкин – вечны, но многие ли из нас в своей обыденной жизни часто ориентируются на вечность?
В каждый исторический момент одна (большая) часть литературных трудов предыдущего поколения предается полному и окончательному забвению, часть переходит в ранг “литературного наследия”, интересного лишь специалистам и немногочисленной группе ценителей, а некие уникальные и непредсказуемые единицы частично или полностью входят в плоть и кровь последующих поколений на правах “вечных” истин. Это нормальный и вроде бы никем и никогда не осуждаемый и даже не обсуждаемый процесс.
Литература советского периода “ушла” почти полностью. И едва ли не самыми быстрыми шагами удалилась литература детская. Научившись читать самостоятельно и свободно, ребёнок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать? Что же предлагает ему сегодняшний мир и что может повлиять на сегодняшний выбор.
Во-первых, что ребенку читали родители. И дело здесь даже не в абсолютном литературном качестве прочитанных в дошкольном детстве произведений и не в их количестве, а в той плотности информационного потока, который представляется ребенку оптимальным, легко воспринимаемым.
Во-вторых, это тот ассортимент, который предлагает сегодня книжный рынок для детей младшего школьного возраста. На первый взгляд он необыкновенно широк и пёстр и вроде бы способен обслужить любые вкусы и уровни интеллектуального и возрастного развития. Но при более внимательном рассмотрении обнаруживаются некоторые особенности рынка. Одна из них – обилие разнообразнейших, прекрасно изданных, но абсолютно безэмоциональных, претендующих на какую-то неясную объективность энциклопедий.
В-третьих, в наличии имеется масса полукниг, полужурналов с играми, наклейками, запоминающимися персонажами и сопровождающими все это текстами, литературный уровень которых колеблется от просто плохого до откровенно низкого. Вся эта продукция охотно покупается и читается потребителями мультиков и телевизионных игр. Общение с книгой в этом случае, несомненно, имеется, но это опять же общение не столько со смысловым, сколько с визуальным рядом данной продукции.
У некоторых детей потребность в книге формируется и при полном отсутствии героев-современников. Они читают детские детективы и детскую фантастику. Когда подрастут такие дети, будут читать взрослые детективы и взрослую фантастику. Взгляните на рынок “взрослой” литературы. Он растит своего читателя, который будет до следующего витка спирали потреблять всё новых русских и нерусских киллеров и антикиллеров. Немногочисленные знатоки по-прежнему будут смаковать всякое (и советское) “литературное наследие”, школа будет героически и безнадёжно преподавать “вечные истины” (меняющиеся вместе со временем), а дети и взрослые будут смотреть телевизор, пользоваться компьютером и читать книги. Вы уверены, что чтение детективов и фантастики полезнее, чем работа в Интернете или просмотр видеофильмов? И я не уверена. И может быть, вскоре родится новая детская литература, которая создаст новых героев, близких и понятных сегодняшним подросшим дошколятам. И через поиски и находки, ошибки и мечты этих героев наши дети сумеют войти во вселенную книги таким же массовым порядком, как и их родители, бабушки и дедушки “самой читающей в мире” страны, которым для того, чтобы купить любую приличную книгу, нужно было иметь знакомства или сдать 15 кг макулатуры.
Учитель, прежде всего, должен вспомнить собственный детский читательский опыт, отрефлексировать его и, опираясь на него, предлагать своих любимых авторов и произведения, чтобы не прерывалась связь времён. Разрыв между реальным чтением детей и тем лучшим, чем зачитывался будущий учитель в детстве, не так уж велик – это мировая детская литература, каковой она стала лишь в 20 веке. Только так, на общей платформе любви к детской книге, только когда дети увидят во взрослом человеке неподдельный интерес и знание их любимых книг, может состояться увлекательный диалог учителя с классом. Зная читательские интересы детей, мы вводим их любимые жанры в новом художественном исполнении, новые авторские имена – тех же создателей детективов и страшилок, но в лучших образцах этого жанра, новые весёлые рассказы и игровые стихи, повести-сказки, жанр фантазии, книги о природе и животных.
Моя задача – показать, как надо искать среди моря книг интересных современных авторов, узнавать их имена. Моя цель одна: мне надо, чтобы каждый ребёнок вырастал человеком и становился самим собой. Только в этом случае он будет отдавать обществу все, чем одарен от природы. Только в этом случае он будет радоваться жизни сам и радовать всех, кто его окружает, потому что в меру своих сил будет способствовать улучшению окружающей жизни, которую любит и хочет сделать лучше.
На уроках литературного чтения в начальной школе, если они рассчитаны на обучение, воспитание и развитие учащихся, я учу детей думать над тем, что и зачем им как драгоценное наследство оставили в закодированных письменных знаках жившие до них мудрецы – думавшие о них, любившие их, желавшие им добра и очень надеявшиеся на то, что познав опыт своих предшественников, дети станут добрее, мудрее и счастливее. Я обязательно учу детей видеть своих наставников и благодетелей ни где-нибудь, а в книгах, ими, этими доброжелателями, написанными; учу слышать речь каждого из них, обращённую к каждому из нас, читателей; учу ребёнка узнавать среди массы возможных собеседников тех, кто нужен именно ему и именно сейчас. Поэтому на уроках литературного чтения я обязана учить детей не просто читать, а читать книги, исповеди тех, кто их создал для нас, те исповеди, без которых нам не сдвинуться ни на шаг вперёд – ни в познании самих себя, ни в преобразовании мира. Многие дети сказали спасибо за то, что я вовремя ввела их, обучив читать книги, в круг достойных собеседников и помогла правильно определить свою судьбу. Каждому учителю хочется иметь в классе думающих, отзывчивых, внимательных друг к другу и к окружающим учеников. Но в жизни, к сожалению, получается не совсем так. Для меня уроки чтения – это возможность помочь каждому ребёнку узнать самого себя, окружающий мир, научиться думать. Умение читать – это творческое общение с детской книгой, т.е. с теми мудрецами и художниками слова, чей опыт представляет огромную ценность для формирования человеческой личности, особенно личности ребёнка. На уроках литературного чтения я учу детей чтению-общению, чтобы они как можно скорее научились читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить.
В 2009-2010 учебном году я приняла детей в первый класс и невольно сравнивала современных первоклассников с теми, которых мне уже пришлось учить. Нет сомнения, что эти ребята очень отличаются не только от своих сверстников конца 80-х годов прошлого века, но и от тех, которые поступали в первый класс четыре года назад. Но все они воспринимали поступление в школу как совершенно новый и очень значимый этап в жизни. Всё в школе и в учителе им было интересно. А сегодня я впервые встретилась с тем, что ни один, а более половины принятых мною в первый класс детей вполне осознанно, правда в разных выражениях, при первом же знакомстве сказали мне, что книг они не знают, да и знать не хотят, потому что “чтение – это скучное занятие”, “мне это неинтересно”, “я не люблю не только слушать, когда мне читают, но и рассматривать картинки в книгах…”.
Отношение ребёнка к чтению книги – это и база, и показатель успешности его развития как личности в процессе его обучения. Ведь хочет и любит читать только тот, у кого развито воображение и чувства, кто за “мёртвой буквой”, напрягаясь и включая своё воображение, видит яркие образы, переживания; у кого за каждым словом, каждой фразой стоят живые, а точнее, оживляемые им же, читателем, знания и переживания. А у моих первоклассников умение сосредоточиться на окружающем их мире, желание всмотреться в него, вдуматься или совсем неразвито, или развито крайне слабо. Я проверила, знают ли дети доступные им книги, которые “уже не любят”. Помнят ли прочитанные им дома или в детском саду произведения? Только пять человек назвали известного им поэта Пушкина А.С. и некоторое количество русских народных сказок. Таких скудных представлений о доступном круге чтения и столь несформированного читательского кругозора при изобилии детских книг я прежде никогда не встречала. Думаю, что во многом виноваты родители, у которых нет времени или желания заниматься с собственным ребенком. Виноваты и книгоиздатели, выпускающие книги, где вместо иллюстраций, заставляющих ребенка вглядываться в рисунки, запоминать их, спрашивать о непонятном, сплошные цветные пятна, что делает все книги “на одно лицо”, утомительное и надоедливое.
Ну а что делать мне, учителю? Как выводить детей из эмоционально-нравственного тупика, спровоцированного заполнением свободного времени просмотром мультиков и компьютерными играми, где ни о чем думать не надо, а можно просто сидеть и наблюдать за тем, что “там” происходит. С первых дней обучения в первом классе я стала приучать ребят видеть в книге собеседника, с которым можно разговаривать – без помощи взрослого, самому, – даже не умея читать, но, научившись всматриваться и вдумываться в то, что видишь, взяв книгу в руки. Стала учить своих первоклашек тому, чему они пока не были обучены: разгадывая загадки, предлагаемые книгами, вглядываться, вдумываться, выстраивать догадки, а затем с нетерпением ждать подтверждения или опровержения этим догадкам, обращаясь непосредственно к тексту книги, т.е. к их чтению. На первых порах текст читала им я, но очень скоро они всей душой захотели делать это сами. Так уроки обучения грамоте стали органической частью обучения первоклассников чтению книг – занятию для детей с каждым днем все более интересному и желанному.
А самостоятельный выбор книг, их узнавание, разграничение и чтение (не для отметки, а для удовлетворения возникшего к книге интереса) сами делали своё дело: у детей расширялся словарный запас, развивалась память, они учились представлять прочитанное в образах, звуках, красках, думать о том, что рассказала книга, выделять книги особенно и не особенно интересные, а значит, невольно узнавать себя и думать о себе – своих интересах, способностях и возможностях. Мне оставалось их только направлять и ободрять.
Книга – место хранения и передачи опыта, книга – новый, художественный мир, он есть, он существует! И писатель сам откроет нам этот мир, если научить учащихся самостоятельной и разумной беседе с книгой. Но выбор книги, которая заговорит с детьми и откроет им мир человеческих отношений, – непростое дело. Это особенно трудно в ситуации, когда упущено время, когда речь идет о переучивании школьников, поскольку роль собеседника “за книгу” всё время выполняла я, учитель.
Моим союзником в этом трудном, но необходимом деле по привитию у детей интереса к чтению стала наша школьная библиотека. Для ребят это теперь не только место хранения книг, где всегда можно выбрать книгу для чтения, но и место их творческих опытов. Библиотекарь предложила нам интересный способ увлечь детей чтением. Клуб семейного чтения в Доме книги – это интересная возможность познакомить детей с литературой. Там проходят интересные встречи с психологами, работниками различных детских издательств, писателями, с артистами театра.
В Дом Книги я со своими детьми хожу на протяжении всех лет обучения с 1 по 4 класс. К каждой встрече мы готовимся. Например, была встреча с психологом, которая провела с детьми беседу-игру о пользе чтения, а затем задавала вопросы по произведениям К.И.Чуковского. Ребята отгадывали все произведения, потому что мы их читали в классе. Это им очень понравилось и уже к следующей викторине они сами пытались заранее познакомиться с произведениями автора, о котором должна была идти речь на заседании клуба.
Артисты театра ростовых кукол проводили различные викторины по литературным произведениям, в которых дети принимали активное участие. Психологи в игровой форме знакомили ребят с правилами поведения в лесу, на улице, проводили различные литературные конкурсы.
В третьем классе у нас в Доме книги была встреча с писателем Леонидом Сергеевым. Ребята готовились к этой встрече. В школьной библиотеке мы нашли его книги, прочитали в группе продленного дня несколько его рассказов. Дети узнали, что Леонид Сергеев пишет для детей (у него есть произведения и для взрослых) о животных. На этой встрече мои ученики стали победителями викторины, которую проводил писатель. Он подарил им свои книги с автографом: “Зоопарк в моей квартире”, “Альма”.
В 4 классе в Доме книги мы часто встречались с психологом, который проводил с детьми логические игры.
На каждой встрече детям дарили книги, которые мы потом читали в классе. По содержанию этих книг на последующих встречах проводились викторины.
Все эти встречи помогали ребятам в необычной обстановке по новому увидеть героев произведений, понять, что авторы книг, оказывается, живут часто рядом с нами и с ними можно поговорить и задать свои вопросы. Мир на страницах книг стал для них понятнее и ближе. Стали развиваться творческие возможности детей, о которых они до этого не знали. И если в 1-2 классе я еще все викторины, тематические праздники, конкурсы в классе проводила сама, то уже в 3-4 классах ребята стали готовить сценарии праздников самостоятельно, подбирая материал в различных книгах, а часто и придумывая сами.
Вся эта работа дала хорошие результаты. У детей появился интерес к чтению, они стали больше читать, научились самостоятельно выбирать нужные им книги, находить в них необходимый материал. А некоторые даже начали писать стихи. Воспроизвести литературное произведение на сцене оказалось для них наиболее любимым делом. На уроках литературного чтения ребята начали самостоятельно инсценировать художественные произведения.
Работа с книгой стала для них привычным делом. Они начали делать небольшие сообщения о жизни поэтов и писателей. К урокам по “Окружающему миру” готовили тематические доклады, пользуясь различной справочной литературой, самостоятельно подбирали материал. К урокам русского языка и математики готовили исторические справки о происхождении слова, о мерах длины и т.д., зачитывая эти сообщения из книг.
Благодаря этой работе, у детей появился интерес не только к чтению, но и к учебе. Да и сама учеба, которую можно так интересно преподнести, перестала быть чем-то отвлеченным.
В настоящее время я являюсь воспитателем группы продленного дня и продолжаю всю ту внеклассную работу, которую проводила с классом.