Формирование у детей среднего дошкольного возраста естественно-научных представлений о природных явлениях в экспериментальной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


“Знания, почерпнутые не из книг,
а добытые самостоятельно всегда являются
осознанными и более прочными”.
Л. С. Выготский

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.[3] Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ “Об образовании” [ст. 14], педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на “обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации”.

Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.

По мнению многих педагогов, экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир.

В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришёл к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. [5]

Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н.Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении.[6]

В работах многих отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Известный педагог Ян Амос Коменский писал: “Нужно учить так, чтобы люди насколько это возможно приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие свидетельства о вещах”.

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков), особенности вариативного поиска дошкольников в условиях оперирования многофакторными объектами (А.Н. Поддьяков), рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О.В. Дыбина, Л.Н. Прохорова, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир).

Анализируя труды отечественных педагогов мы осознаем значение детского экспериментирования и необходимость создания условий для возможности приобретать детям знания самостоятельно. В связи с этим для нас представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы с детьми среднего дошкольного возраста.

Содержательные аспекты детского экспериментирования нашли отражение в современных дошкольных образовательных программах в том числе в программе “Детство” под руководством Бабаевой Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайловой З.А. по которой работает наш детский сад.

С целью создания педагогических условий для формирования у детей среднего дошкольного возраста естественнонаучных представлений о природных явлениях в процессе экспериментальной деятельности мы открыли в нашей группе центр "Исследовательской деятельности" (уголок экспериментирования), который назвали "Школа Буратины и Мальвины". <Рисунок 1>. Такое название центр получил неслучайно, именно от имени этих персонажей, которые наделены определенными чертами, моделируется проблемная ситуация на занятиях по экспериментальной деятельности. <Рисунок 2> , <Рисунок 3>. Приложение

Мальвина отводит Буратино в Город Знаний, где ребята оказываются на улице "Огородной", почетным жителем которой является мудрый Дедушка Знай. <Рисунок 4>, <Рисунок 5> Он помогает детям узнавать секреты природы, участвуя вместе с ними в опытах и наблюдениях. <Рисунок 6> , <Рисунок 7> А также в своем маленьком огородике, в котором Знай очень любит трудится, делится с ребятами своими знаниями и рассказывает удивительные истории. <Рисунок 8>, <Рисунок 9>, <Рисунок 10>, <Рисунок 11>

В нашем Городе Знаний есть еще одна улица - "Цветочная", хозяйка которой тетушка Лукерья помогает понять воспитанникам, что необходимо для роста и развития растений. <Рисунок 12> Использование стимулирующего компонента, через введение постоянных сказочных персонажей, позволяет создавать воображаемую ситуацию и решать поставленные задачи:

1. Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.

2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами  и к практическому экспериментированию с ними.

3. Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т.д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.

4. Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.

5. Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.

6. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами. <Рисунок 13>, <Рисунок 14>

Центр исследовательской деятельности оснащен необходимым оборудованием и материалами для реализации работы по экспериментальной деятельности <Рисунок 15>, <Рисунок 16>, <Рисунок 17>:

  • приборы-“помощники”: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги;
  • красители: гуашь, акварельные краски;
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито,
    свечи. [8]

В нашей работе мы используем различные методы поисково-исследовательской деятельности: эксперименты, как ответы на детские вопросы; игровые методы: игровые действия, создание игровой и воображаемой ситуации; словесные: загадывание и отгадывание загадок, рассказ воспитателя, беседы, чтение художественной литературы.

В качестве практических методов воспитания и обучения на занятиях по экспериментальной деятельности мы активно используем - опыты (наблюдения за явлениями природы, которые производятся в специально организованных условиях).

При проведении экспериментов придерживаются следующей структуры [8]:

  • постановка проблемы;
  • поиск путей решения проблемы;
  • проведение наблюдения;
  • обсуждение увиденных результатов;
  • формулировка выводов.

Познавательная задача эксперимента ясно и четко формулируется. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах
наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.[7]

По способу применения эксперименты могут быть различными. (демонстрационные и фронтальные). Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). [1].

В основном мы проводим фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей средней группы.

В своей работе мы стараемся учитывать возрастные и индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, стараемся не чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, учитываем право ребёнка на ошибку.

В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Так как у детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырёхлетнего ребёнка быстро затухает. Но педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.[2].

В этой возрастной группе мы проводим эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды и снега, песка.

При проведении опытов мы придерживаемся следующих требований:

1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы, материал, оборудование были максимально доступны каждому ребенку.

В каждом конкретном случае мы продумываем, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, чтобы все они находились в одном ряду. Ребенок должен иметь возможность самостоятельно получить сенсорную информацию о природе (ощутить характер поверхности, определить форму, температуру, тяжесть объекта, услышать звуки, исходящие от него, почувствовать запах). Мы словесно обозначаем все то, что видят дети, но слово должно идти вслед за восприятием — только в этом случае у ребенка формируется полноценное знание.

2. Стараемся чтобы опыты были непродолжительным, поскольку наблюдение -это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения.

Во время опытов нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей 3-10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение. [4]

3. Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец.

Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю: призыв вместе посмотреть что-то интересное; ласковая интригующая интонация; загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения.

Вторая часть — основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2–3 секунды. Секунды молчания и тишины – главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. [4]

Основная часть должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения можно спросить у детей, что они ощущают, видят или слышат. Опыты удачно сопряженные с действиями, облегчают получение информации. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте.

   Наш опыт показал, что в экспериментальную деятельность важно вовлечь не только дошкольников, но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества. Используем различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. Проводим родительские собрания, используя активные формы обучения: мастер-классы, семинары-практикумы, на которых родители узнают о возможностях и способах организации экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста в домашних условиях. Родители как и дети очень любят заниматься в центре “Исследовательской деятельности”. Организуемая с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и оказывает положительное влияние на создание благоприятного психологического климата в семье.

В результате работы над благоустройством нашего города Знаний у детей сформировался интерес к проведению опытов, исследовательской деятельности.

Возросло количество вопросов, появилась потребность получать ответы экспериментальным путём и попытки работать самостоятельно.

Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, на научный опыт отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового. Но для такого саморазвитию личности ребенка в процессе экспериментальной деятельности педагог должен обеспечить создание определенных условий.

Опытно-экспериментальная деятельность составляет основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Литература

1. Власова Н.Г. Игры - экспериментирование и их место в воспитательно-образовательной программе ДОУ. // Информационно-методический и научно - педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - 24-36.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников //О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с. (серия “Вместе с детьми).

3. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб.: "Издательство "Детство-Пресс", 2010. - 592 с.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. - 64 с.

5. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. - 266 с.

6. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 1991. - №4. - с. 29-34.

7. Семенова Т.М. Детское экспериментирование. //   Дошкольная педагогика, 2012 - №12.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: детство-Пресс, 2013. -128 с., ил.