Цель. Развивать познавательный интерес к природе родного края.
Задачи.
- Обобщить знания детей о животных и птицах нашего края; классифицировать птиц на зимующих и перелётных, уточнить знания детей о питании зимующих птиц;
- Развивать связную речь, образовывать притяжательные прилагательные;
- Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа. Беседы о птицах и животных нашего края. Рассматривание иллюстраций, фотографий. Чтение художественной литературы: Скребицкий Г.А. «Четыре художника», В.Бианки « Синичкин календарь», В.Зотов «Лесная мозаика», Н. Сладков «Скворцы-молодцы». Дидактические игры: «Покорми птиц», «Перелётные и зимующие».
Материалы: макеты деревьев зимой, изображение зимующих и перелётных птиц, зверей (заяц, белка, лиса, медведь, волк, лось, рысь), кормушка для птиц, разнообразный корм для птиц (пшено, ягоды рябины, крошки хлеба, семечки, семена трав), изображение следов зверей, «языки» рыси, вырезанные из кальки и наждачной бумаги, карандаши с мягким грифелем.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Дети заходят и встают полукругом.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но куда? Вы отгадайте сами
Есть у ребят
Зелёный друг,
Весёлый друг,
Хороший друг.
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
Дети: Лес!
Воспитатель: Правильно! Только отправимся мы в зимний лес. Сядьте на ковёр, закройте глаза, слушайте и представляйте.
Звучит спокойная музыка. Воспитатель читает отрывок из произведения Г. Скребицкого «Четыре художника»:
«Ходит зима по лесу в больших мягких валенках,
ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по
сторонам-то тут, то там свою волшебную картину
дорисовывает. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые
снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им
белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки
надела.
Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят
чинно, спокойно. А внизу под ними разные кустики
да молоденькие деревца укрылись. Их, словно
детишек, зима тоже в белые шубки одела».
Воспитатель: В лесу сейчас холодно,
лежит глубокий снег. Как мы должны одеться, чтобы
не замёрзнуть? На чём мы можем пройти по лесу? (Ответы
детей.)
– Надеваем лыжи и идём в зимний лес. (Имитация
ходьбы на лыжах)
Посмотрите, какое необычное дерево. Снимем лыжи и
тихонечко подойдём к нему. На ветках сидят
птицы. Внимательно посмотрите и найдите птиц,
которые останутся зимовать с нами.
Дидактическая игра «Зимующие и перелётные птицы»
– Как назвать одним словом птиц, которые
остаются зимовать? (Ответы детей).
– Как назвать одним словом птиц, которые улетают
в тёплые края? (Ответы детей)
– Почему улетает ласточка, а дятел остаётся?
– Правильно. Ласточка питается насекомыми,
которые летают, а зимой их нет. Дятел добывает
насекомых из-под коры деревьев, или питается
семенами из шишек.
– Самое страшное для птиц зимой не холод, а
голод. Когда мало корма, для птиц наступают
тяжёлые времена. Если им не помочь, они погибнут.
Как мы можем помочь птицам? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Покорми птиц»
Предлагаю вам положить в кормушку корм для птиц и назвать, какую птицу вы хотите угостить.
Воробья – хлебными крошками, семенами трав
Снегиря, свиристель – ягодами рябины
Голубя – пшеном
Синицу – семечками.
– Молодцы! Птицы говорят вам: «Спасибо!»
Игра «Лесная азбука»
Воспитатель: Если хорошо приглядеться, то на снегу можно увидеть узоры разных следов. Если есть следы, значит их кто-то оставил. Опытные охотники умеют читать лесную азбуку по следам. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались. Мы тоже узнаем, какие звери зимуют в нашем лесу. (На ковре разложены следы зверей. Воспитатель предлагает детям пройти по запутанным следам, дойти до конца и найти зверя, который оставил след. Звери спрятаны под «сугробы» из белой салфетки.)
Дидактическая игра «Чей след?»
След зайца – заячий
След лисы – лисий
След белки – беличий
След волка – волчий
След медведя – медвежий
След лося – лосиный
– Молодцы правильно прочитали лесную азбуку. Давайте вспомним, как звери проводят зиму.
Составление описательных рассказов
Дети составляют рассказы о животных по вопросам:
– Какую шубку носит зверь зимой?
– Чем питается зимой?
– Есть ли жилище? Как называется?
– Помогает ли человек перезимовать?
Стихотворения о животных.
Воспитатель: Как много вы знаете о жизни зверей зимой! А знаете стихотворения об обитателях леса?
Дети читают стихи Г.Ладонщикова «Зимние картинки»:
Белка спряталась в дупло –
В нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький, сосет.Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.На полянке куропатки
Снег копают без лопатки.
И коварному врагу
Не заметить их в снегу.Зерен хочется синице,
Но в кормушку сесть боится.
«Будь смелее, не робей!» –
Приглашает воробей.
Динамическая пауза
– Предлагаю превратиться в зайчат!
Дети выполняют движения по тексту
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись.
Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.
Знакомство с рысью.
Воспитатель: К нам вышел редкий гость. Отгадайте загадку:
Кошка красивая, мех рыжеватый,
Кисточки уши и мощные лапы.
Только, пожалуй, ты с ней не водись –
Хищник опасный. Зовут её ... (рысь).
Воспитатель выставляет изображение рыси и рассказывает о ней.
Рысь – довольно крупный зверь из семейства кошачьих. Туловище короткое, плотное, на высоких сильных ногах с очень широкими мохнатыми лапами. По бокам головы развиты широкие баки, а на концах ушей кисточки. Хвост короткий, на конце как бы обрубленный. Зимняя шерсть очень густая, мягкая. Рысь живёт в глухих, хвойных лесах. Она отлично лазает по деревьям и скалам. Питается, в основном, зайцами-беляками. Охотится на птиц, мелких грызунов, на небольших копытных. Свою жертву рысь подкарауливает в засаде, а затем нападает небольшими прыжками. Это ловкий и сильный хищник. Чтобы звери её не почуяли, рысь не должна пахнуть. А как можно выкупаться в зимнем лесу? (Ответы детей)
Опыт: «Как рысь чистит себе шёрстку»
Воспитатель: Рысь вылизывает свою
шёрстку языком. А какой у неё язык мы сейчас
узнаем. (Дети подходят к столам, у каждого
поднос, на котором лежат вырезанные из бумаги
«языки» рыси. Белый язык вырезан из кальки
(гладкий), серый из наждачной бумаги (шершавый).
Рассматривают и определяют, какие они на ощупь).
– Потрите карандашом большой палец, чтобы он
стал чёрным, грязным. Попробуйте стереть пятно
сначала гладким, затем шершавым «языком».
Какой «язык» лучше стирает? (Ответ детей).
Значит, язык у рыси шершавый, как наждачная
бумага, так как на нём расположены жёсткие
бугорки. Когда рысь вылизывает свою шубку, эти
бугорки снимают с неё пыль, грязь и выпавшие
волоски.
– Наше путешествие по зимнему лесу подошло к концу. Встаём на лыжи и выходим из леса. (Имитация ходьбы на лыжах).
Итог
– Что вы чувствовали во время нашего
путешествия?
– Что вам больше всего запомнилось?
– С каким диким животным познакомились?
Литература.
- Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.– Воронеж: ЧП Лакоценин С. С.,2006.
- Мишарина Л.А., Горбунова В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. Гос.пед.ун-та, 2007.