Урок химии на тему "Химические свойства карбоновых кислот"

Разделы: Химия


Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний и умений.

Цели урока:

Создать условия для достижения учащимися следующих результатов:

Личностных: готовность к сознательному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории на основе познавательных интересов и способностей. Учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями. Готовность к общению и  сотрудничеству со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и иных видах деятельности.

Метапредметных: умения  планировать,  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы достижения результата, умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решении,  умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умения   использовать в учебных целях информацию из  текстов, умения организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе, соблюдать ТБ.

Предметных: изучить и закрепить физические и химические свойства карбоновых кислот, выполнить химический эксперимент.

Этапы урока

Основные дидактические задачи этапа

Приёмы и виды заданий для  активизации УУД различных блоков

Примерное время
1. Организационный Подготовка учащихся к работе Доброжелательное приветствие, сообщение плана урока, включение учащихся в работу 2 мин.
2. Этап проверки выполнения ДЗ Выявление пробелов в знаниях, их устранение Контроль учителя, самоконтроль (беседа, обсуждение предыдущих знаний, полилог о строении карбоновых кислот, названии, о функциональной группе, изомерии) 4 мин.
3. Этап подготовки к работе на основном этапе Обеспечение мотивации и принятие цели урока.
Актуализация знаний.
Предлагается вспомнить,  какие химические свойства характерны для неорганических кислот, сформулировать цель урока и способ ее достижения (через эксперимент) 4 мин.
4.Этап усвоения новых знаний и умений Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  изучаемого материала,
создать условия для усвоения изучаемого материала
Проведение  лабораторных опытов, работа с инструктивными картами, работа с учебной литературой. Заполнение  таблицы, 17 мин.
5. Этап первичной проверки понимания изученного Установление правильности и осознанности изученного материала,
ликвидация пробелов знаний
Проверить правильность и осознанность ответов большинства учащихся при заполнении таблицы с уравнениями реакций, характеризующих химические свойства карбоновых кислот, общих с минеральными кислотами 3 мин.
6. Этап закрепления новых знаний и умений обеспечение закрепления в памяти знаний и способов деятельности, необходимых для самостоятельной работы;
обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
  • умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, теории;
  • умение учащихся распознавать и воспроизводить изучаемые объекты и алгоритмы действий;
  • умение использовать знания и способы действий в стандартных и измененных ситуациях;

Провести фронтальный опрос по теме «Хим. свойства карбоновых кислот»

2 мин.
7. Этап применения знаний и умений обеспечение формирования у учащихся умений применять знания и способы действий на уровнях
• репродуктивном;
• продуктивном;
• творческом.
применение разноуровневых заданий;  (Тестирование )
правильность, полнота, осознанность, гибкость, действенность знаний в процессе самостоятельной деятельности учащихся;
углубление и расширение знаний и способов деятельности учащихся.
2 мин.
8. Этап обобщения и систематизации обеспечение формирования целостной системы ведущих знаний учащихся;
обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей;
Обеспечение формирования обобщенных понятий.
активная продуктивная деятельность учащихся по созданию логических схем изученной темы:

• включению части в целое;
• классификации и систематизации знаний;
• выявлению внутрипредметных и межпредметных связей;
Сделать вывод об общности химических свойств кислот органических и неорганических

1 мин.
9. Этап контроля и самоконтроля знаний и умений выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий;
выявление недостатков в знаниях и способах действий;
установление причин недостатков;
обеспечение развития способностей к оценочным действиям.
 активная деятельность учащихся по выполнению контролирующих заданий:
Написать уравнения реакций на примере другой кислоты с другими веществами
4 мин.
10. Этап коррекции знаний и умений Корректировка выявленных на предыдущем этапе недостатков использование поэтапных заданий с контролем (самоконтролем) каждого этапа;
динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень.
Проверить выполненное задание
2 мин.
11.Этап информации о домашнем задании Разъяснение учащимся целей, содержания и способов выполнения д/з. Задать домашнее задание, объяснить его выполнение 1 мин.
12. Этап подведения итогов урока Обеспечение учащимся условий для грамотного формулирования основных выводов. 
Оценка и самооценка работы класса и отдельных учащихся.
Ученики формулируют основные выводы урока на основании проведенных экспериментов и выполненных заданий по инструктивной карте 2 мин.
13. Этап рефлексии Создание условий для осмысления и переосмысления:
• собственных знаний;
• собственных умений;
• собственной деятельности;
• взаимодействий с одноклассниками и учителем
открытость и адекватность самооценки учащихся;
прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества
1 мин.

Содержание  приёмов  и заданий, обуславливающих необходимость совершения УУД  на различных этапах урока и описание методики их применения.

1. Организационный

2. Этап проверки выполнения ДЗ.

Фронтальная беседа по вопросам:

  • определение класса карбоновых кислот
  • общая формула
  • функциональная группа, (формула, название)
  • представители (формулы, название)
  • виды изомерии

3. Этап подготовки к работе на основном этапе

Предлагается вспомнить,  какие химические свойства характерны для неорганических кислот (действие на индикаторы, взаимодействие с металлами, оксидами металлов (основными и амфотерными), основаниями, солями. Ставится проблема: имеют ли карбоновые кислоты такие же свойства? Ответить на вопрос поможет эксперимент. Озвучить цель урока: Изучить физические и  химические свойства карбоновых кислот.

4. Этап усвоения новых знаний и умений

Проведение  лабораторных опытов, работа с инструктивными картами, работа с учебной литературой. Заполнение  таблицы
Материалы и оборудование: 5 пробирок в штативе,
реактивы: уксусная кислота, Mg,  CaO,  NaOH, Na2CO3, фенолфталеин, лакмус, вода;

Инструкционная карта.

  1. Исследуйте физические свойства уксусной кислоты . Отметьте прозрачность, цвет, агрегатное состояние, запах, растворимость в воде (налейте 1 мл воды в пробирку и добавьте 1 мл уксусной кислоты). Занесите сведения в таблицу
  2. Проведите последовательно эксперименты:
  3. В 4 пробирки налейте уксусную кислоту.
  4. В первую добавьте лакмус, сделайте вывод о диссоциации кислоты, о наличии ионов Н+, запишите уравнение диссоциации уксусной кислоты, отметьте формулу кислотного остатка, его заряд.
  5. Во вторую добавьте Mg,; отметьте наблюдения в таблице, запишите уравнения реакции
  6. В третью пробирку добавьте СаО; отметьте наблюдения в таблице, запишите уравнения реакции
  7. В четвертую налейте сначала щелочь NaOH, затем прибавьте фенолфталеин, затем – СН3СООН; отметьте наблюдения в таблице, запишите уравнения реакции
  8. В пятую пробирку к уксусной кислоте добавьте раствор карбоната натрия; отметьте наблюдения в таблице, запишите уравнения реакции
  9. Воспользуйтесь текстом учебника для написания уравнений реакций

Последовательность действий

Наблюдения

1. Изучите физические свойства уксусной кислоты: прозрачность, цвет, агрегатное состояние, запах, растворимость в воде (налейте 1 мл кислоты в пробирку и добавьте 1 мл воды). Занесите сведения в таблицу
Проведите последовательно эксперименты: Наблюдения

Уравнения реакций

СН3СООН + лакмус    
СН3СООН + магний    
СН3СООН + оксид кальция    
Гидроксид натрия + фенолфталеин + СН3СООН    
СН3СООН + карбонат натрия    

5. Этап первичной проверки понимания изученного

Проверить правильность записанных уравнений реакций. Какова формула кислотного остатка уксусной кислоты, каков заряд аниона СН3СОО-?

6. Этап закрепления новых знаний и умений

Провести фронтальный опрос по теме «Хим. свойства карбоновых кислот»

  • Какие химические свойства характерны для уксусной кислоты?
  • С какими металлами могут взаимодействовать растворы кислот? Возможна ли реакция с медью, серебром, цинком?
  • Сделайте вывод о химических свойствах уксусной кислоты и об общности свойств органических и неорганических кислот

7. Этап применения знаний и умений

Этап закрепления будет в большей степени ориентирован на результаты ФГОС, если организовать самостоятельную деятельность учащихся по ответу на вопросы теста с последующей самопроверкой или взаимопроверкой

Выполнить тест

1. Уксусная кислота может реагировать

1) карбонатом калия
2) муравьиной кислотой
3) серебром
4) оксидом серы (IV)

2. Уксусная кислота не взаимодействует с

1) CuO              2) Cu(OH)2        3)Na2CO3        4) Na2SO4

3. Уксусная кислота может реагировать с каждым из двух веществ:

1) метанолом и серебром
2) гидроксидом меди (II) и кальцием
3) серебром и гидроксидом меди (II)
4) магнием и метаном

4. При взаимодействии муравьиной кислоты с магнием образуются

1) формиат магния и вода
2) формиат магния и водород
3) ацетат магния и вода
4) ацетат магния и водород.

5. Этановая кислота и уксусная кислота являются

1) гомологами
2) структурными изомерами
3) геометрическими изомерами
4) одним и тем же веществом

6. С муравьиной кислотой взаимодействуют

1) Na2CO3
2) HCl
3) Zn
4) Br2
5) CuSO4
6) Cu(OH)2

Ответ: __________

(Запишите выбранные цифры в порядке возрастания)

8. Этап обобщения и систематизации

Сделать вывод об общности химических свойств кислот органических и неорганических;

9. Этап контроля и самоконтроля знаний и умений

Напишите уравнения реакций взаимодействия (в тетрадях, самостоятельно):

А. Пропионовой кислоты с гидроксидом натрия.
Б. Муравьиной кислоты с оксидом магния.  
В. Уксусной кислоты с гидроксидом магния.

10. Этап коррекции знаний и умений

Проверить выполненное задание; (на доске, 3 человека)

11. Этап информации о домашнем задании

Задать домашнее задание, объяснить его выполнение.

Д. З. по учебнику, п. ___________    , упр______ 

12. Этап подведения итогов урока

Ученики формулируют основные выводы урока на основании проведенных экспериментов и выполненных заданий по инструктивной карте.

Учитель выставляет оценки за урок.

13. Этап рефлексии

Провести осмысление и переосмысление:

  • собственных знаний; (Что нового вы узнали сегодня на уроке, какие сведения вам были знакомы?)
  • собственных умений; (Какие умения приобретены вами в ходе урока?)
  • собственной деятельности; (В чем заключалась новизна вашей деятельности?)
  • взаимодействий с одноклассниками и учителем (Оцените свою работу в парах по проведению эксперимента, ответы на вопросы учителя, на вопросы теста.)