Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний и умений.
Цели урока:
Создать условия для достижения учащимися следующих результатов:
Личностных: готовность к сознательному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории на основе познавательных интересов и способностей. Учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями. Готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и иных видах деятельности.
Метапредметных: умения планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять способы достижения результата, умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решении, умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умения использовать в учебных целях информацию из текстов, умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, соблюдать ТБ.
Предметных: изучить и закрепить физические и химические свойства карбоновых кислот, выполнить химический эксперимент.
Этапы урока |
Основные дидактические задачи этапа |
Приёмы и виды заданий для активизации УУД различных блоков |
Примерное время |
1. Организационный | Подготовка учащихся к работе | Доброжелательное приветствие, сообщение плана урока, включение учащихся в работу | 2 мин. |
2. Этап проверки выполнения ДЗ | Выявление пробелов в знаниях, их устранение | Контроль учителя, самоконтроль (беседа, обсуждение предыдущих знаний, полилог о строении карбоновых кислот, названии, о функциональной группе, изомерии) | 4 мин. |
3. Этап подготовки к работе на основном этапе | Обеспечение мотивации и принятие цели
урока. Актуализация знаний. |
Предлагается вспомнить, какие химические свойства характерны для неорганических кислот, сформулировать цель урока и способ ее достижения (через эксперимент) | 4 мин. |
4.Этап усвоения новых знаний и умений | Обеспечение восприятия, осмысления и
первичного запоминания изучаемого материала,
создать условия для усвоения изучаемого материала |
Проведение лабораторных опытов, работа с инструктивными картами, работа с учебной литературой. Заполнение таблицы, | 17 мин. |
5. Этап первичной проверки понимания изученного | Установление правильности и
осознанности изученного материала, ликвидация пробелов знаний |
Проверить правильность и осознанность ответов большинства учащихся при заполнении таблицы с уравнениями реакций, характеризующих химические свойства карбоновых кислот, общих с минеральными кислотами | 3 мин. |
6. Этап закрепления новых знаний и умений | обеспечение закрепления в памяти
знаний и способов деятельности, необходимых для
самостоятельной работы; обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. |
Провести фронтальный опрос по теме «Хим. свойства карбоновых кислот» |
2 мин. |
7. Этап применения знаний и умений | обеспечение формирования у учащихся
умений применять знания и способы действий на
уровнях • репродуктивном; • продуктивном; • творческом. |
применение разноуровневых заданий; (Тестирование
) правильность, полнота, осознанность, гибкость, действенность знаний в процессе самостоятельной деятельности учащихся; углубление и расширение знаний и способов деятельности учащихся. |
2 мин. |
8. Этап обобщения и систематизации | обеспечение формирования целостной
системы ведущих знаний учащихся; обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей; Обеспечение формирования обобщенных понятий. |
активная продуктивная деятельность
учащихся по созданию логических схем изученной
темы: • включению части в целое; |
1 мин. |
9. Этап контроля и самоконтроля знаний и умений | выявление качества и уровня усвоения
знаний и способов действий; выявление недостатков в знаниях и способах действий; установление причин недостатков; обеспечение развития способностей к оценочным действиям. |
активная деятельность учащихся по
выполнению контролирующих заданий: Написать уравнения реакций на примере другой кислоты с другими веществами |
4 мин. |
10. Этап коррекции знаний и умений | Корректировка выявленных на предыдущем этапе недостатков | использование поэтапных заданий с
контролем (самоконтролем) каждого этапа; динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень. Проверить выполненное задание |
2 мин. |
11.Этап информации о домашнем задании | Разъяснение учащимся целей, содержания и способов выполнения д/з. | Задать домашнее задание, объяснить его выполнение | 1 мин. |
12. Этап подведения итогов урока | Обеспечение учащимся условий для
грамотного формулирования основных выводов. Оценка и самооценка работы класса и отдельных учащихся. |
Ученики формулируют основные выводы урока на основании проведенных экспериментов и выполненных заданий по инструктивной карте | 2 мин. |
13. Этап рефлексии | Создание условий для осмысления и
переосмысления: • собственных знаний; • собственных умений; • собственной деятельности; • взаимодействий с одноклассниками и учителем |
открытость и адекватность самооценки
учащихся; прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества |
1 мин. |
Содержание приёмов и заданий, обуславливающих необходимость совершения УУД на различных этапах урока и описание методики их применения.
1. Организационный
2. Этап проверки выполнения ДЗ.
Фронтальная беседа по вопросам:
- определение класса карбоновых кислот
- общая формула
- функциональная группа, (формула, название)
- представители (формулы, название)
- виды изомерии
3. Этап подготовки к работе на основном этапе
Предлагается вспомнить, какие химические свойства характерны для неорганических кислот (действие на индикаторы, взаимодействие с металлами, оксидами металлов (основными и амфотерными), основаниями, солями. Ставится проблема: имеют ли карбоновые кислоты такие же свойства? Ответить на вопрос поможет эксперимент. Озвучить цель урока: Изучить физические и химические свойства карбоновых кислот.
4. Этап усвоения новых знаний и умений
Проведение лабораторных опытов, работа с
инструктивными картами, работа с учебной
литературой. Заполнение таблицы
Материалы и оборудование: 5 пробирок в штативе,
реактивы: уксусная кислота, Mg, CaO, NaOH, Na2CO3,
фенолфталеин, лакмус, вода;
Инструкционная карта.
- Исследуйте физические свойства уксусной кислоты . Отметьте прозрачность, цвет, агрегатное состояние, запах, растворимость в воде (налейте 1 мл воды в пробирку и добавьте 1 мл уксусной кислоты). Занесите сведения в таблицу
- Проведите последовательно эксперименты:
- В 4 пробирки налейте уксусную кислоту.
- В первую добавьте лакмус, сделайте вывод о диссоциации кислоты, о наличии ионов Н+, запишите уравнение диссоциации уксусной кислоты, отметьте формулу кислотного остатка, его заряд.
- Во вторую добавьте Mg,; отметьте наблюдения в таблице, запишите уравнения реакции
- В третью пробирку добавьте СаО; отметьте наблюдения в таблице, запишите уравнения реакции
- В четвертую налейте сначала щелочь NaOH, затем прибавьте фенолфталеин, затем – СН3СООН; отметьте наблюдения в таблице, запишите уравнения реакции
- В пятую пробирку к уксусной кислоте добавьте раствор карбоната натрия; отметьте наблюдения в таблице, запишите уравнения реакции
- Воспользуйтесь текстом учебника для написания уравнений реакций
Последовательность действий |
Наблюдения |
|
1. Изучите физические свойства уксусной кислоты: прозрачность, цвет, агрегатное состояние, запах, растворимость в воде (налейте 1 мл кислоты в пробирку и добавьте 1 мл воды). | Занесите сведения в таблицу | |
Проведите последовательно эксперименты: | Наблюдения | Уравнения реакций |
СН3СООН + лакмус | ||
СН3СООН + магний | ||
СН3СООН + оксид кальция | ||
Гидроксид натрия + фенолфталеин + СН3СООН | ||
СН3СООН + карбонат натрия |
5. Этап первичной проверки понимания изученного
Проверить правильность записанных уравнений реакций. Какова формула кислотного остатка уксусной кислоты, каков заряд аниона СН3СОО-?
6. Этап закрепления новых знаний и умений
Провести фронтальный опрос по теме «Хим. свойства карбоновых кислот»
- Какие химические свойства характерны для уксусной кислоты?
- С какими металлами могут взаимодействовать растворы кислот? Возможна ли реакция с медью, серебром, цинком?
- Сделайте вывод о химических свойствах уксусной кислоты и об общности свойств органических и неорганических кислот
7. Этап применения знаний и умений
Этап закрепления будет в большей степени ориентирован на результаты ФГОС, если организовать самостоятельную деятельность учащихся по ответу на вопросы теста с последующей самопроверкой или взаимопроверкой
Выполнить тест
1. Уксусная кислота может реагировать
1) карбонатом калия
2) муравьиной кислотой
3) серебром
4) оксидом серы (IV)
2. Уксусная кислота не взаимодействует с
1) CuO 2) Cu(OH)2 3)Na2CO3 4) Na2SO4
3. Уксусная кислота может реагировать с каждым из двух веществ:
1) метанолом и серебром
2) гидроксидом меди (II) и кальцием
3) серебром и гидроксидом меди (II)
4) магнием и метаном
4. При взаимодействии муравьиной кислоты с магнием образуются
1) формиат магния и вода
2) формиат магния и водород
3) ацетат магния и вода
4) ацетат магния и водород.
5. Этановая кислота и уксусная кислота являются
1) гомологами
2) структурными изомерами
3) геометрическими изомерами
4) одним и тем же веществом
6. С муравьиной кислотой взаимодействуют
1) Na2CO3
2) HCl
3) Zn
4) Br2
5) CuSO4
6) Cu(OH)2
Ответ: __________
(Запишите выбранные цифры в порядке возрастания)
8. Этап обобщения и систематизации
Сделать вывод об общности химических свойств кислот органических и неорганических;
9. Этап контроля и самоконтроля знаний и умений
Напишите уравнения реакций взаимодействия (в тетрадях, самостоятельно):
А. Пропионовой кислоты с гидроксидом натрия.
Б. Муравьиной кислоты с оксидом магния.
В. Уксусной кислоты с гидроксидом магния.
10. Этап коррекции знаний и умений
Проверить выполненное задание; (на доске, 3 человека)
11. Этап информации о домашнем задании
Задать домашнее задание, объяснить его выполнение.
Д. З. по учебнику, п. ___________ , упр______
12. Этап подведения итогов урока
Ученики формулируют основные выводы урока на основании проведенных экспериментов и выполненных заданий по инструктивной карте.
Учитель выставляет оценки за урок.
13. Этап рефлексии
Провести осмысление и переосмысление:
- собственных знаний; (Что нового вы узнали сегодня на уроке, какие сведения вам были знакомы?)
- собственных умений; (Какие умения приобретены вами в ходе урока?)
- собственной деятельности; (В чем заключалась новизна вашей деятельности?)
- взаимодействий с одноклассниками и учителем (Оцените свою работу в парах по проведению эксперимента, ответы на вопросы учителя, на вопросы теста.)