Одним из приоритетных направлений современного образования является патриотическое воспитание, основная цель которого в соответствии с государственными программами «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», трактуется как воспитание личности патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом в открытой социальной среде и защищать его интересы.
Воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся было и остаётся одной из главных воспитательных задач. Это диктует необходимость поиска новых средств, которые могли бы помочь в формировании личностных и гражданских качеств у младших школьников. Решению этих проблем способствует приобщение детей к культурному историческому прошлому своего народа, своей малой и большой родины. [4]
Музейная педагогика – одно из важнейших направлений в воспитании школьников.
Музей – это особый мир, особая атмосфера. За
короткое время, которое отведено на занятие или
внеклассное мероприятие ученик может не
только окунуться в мир прошлого и увидеть день
сегодняшний, но и сопоставить события разных
времён, как бы совершить путешествие на машине
времени. Музей – это одна из нетрадиционных форм
активной работы по патриотическому воспитанию
учащихся. Можно сочетать несколько видов и
методов, проводить комбинированные занятия:
тематические экскурсии, музейные уроки,
творческие конкурсы, массовые праздники, встречи
и беседы с ветеранами и интересными людьми и
т.д. Занятия можно проводить не только в самом
музее, но и в условиях классно-урочной системы с
привлечением материалов музея. В процессе
реализации всех форм учебной и воспитательной
работы с привлечением музейной педагогики
достигается главная цель – воспитание
гражданина и патриота.
Многие годы, сотрудничая с ВИЭМ, пришла к
выводу, что системное патриотическое воспитание
осуществляется только при наличии
целенаправленной программы.
Программа «Музей и я: семья, школа, друзья» – это
путеводитель для родителей, педагогов,
заинтересованных в том, чтобы юная публика
открывала для себя музей, как площадку для
культурного поиска, творчества и самовыражения.
[2]
Используя в образовательном и воспитательном процессе музейную педагогику, моя задача организовать такое взаимодействие с музеем, которое обладало бы максимальным воспитательным потенциалом. Наши цели:
– расширение знаний о родном крае, городе,
воспитание гордости за его героическое прошлое,
историческое и культурное наследие;
– воспитывать любовь к Родине;
– сформировать положительные эмоции, чувство
уважения к предкам и гордости за свою Родину;
– привлекать к отечественным традициям;
– вовлекать в поисковую и исследовательскую
деятельность учащихся.
Из программы я выбрала лекционные занятия, которые делятся на циклы:
«Уроки из прошлого» 1 класс
- «Откуда взялись буквы из букваря?»
- «Откуда взялись цифры, и кто придумал математику?»
- «Кто придумал классную доску и бумагу?»
- «Почему тетрадка называется тетрадкой?»
- «Кто придумал краски и откуда они взялись?»
- «История письменности»
«В гостях у Василисы Прекрасной» (начало) 2 класс
1. «Волшебный мир музея»
2. «Теремок»
3. «Жили-были дед и баба»
4. «Колобок»
5. Практическое занятие «Матушкина кукла»
6. Практическое занятие «Обрядовая кукла
Крупенечка»
7. «Сердце матери лучше солнца греет»
8. Практическое занятие «Кулички куликали»
9. «Уродилась коляда накануне Рождества»
10. Практическое занятие «Рождественский ангел»
11. «Госпожа честная масленица»
«В гостях у Василисы Прекрасной» (продолжение) 3 класс
12. «Зерно в колоске, не спив холодке»
13. «Октябрь – грязник»
14. «Урожай собрали – рубашку соткали»
15. «Ржаной хлебушко – калачам дедушка»
16. «Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме –
родной батюшка»
17. «Здравствуй, зимушка – зима!»
18. «Тряпичный зайчик»
19. «Рисуем пасхальный натюрморт»
«Торжок. История и современность» 4 класс
1. «Новоторжский Кремль»
2. «Храмы и монастыри г. Торжка»
3. «Улицы древнего Торжка»
4. «Новоторжский драматический театр»
5. «Н.А.Львов. Архитектор»
6. «Н.А. Львов – наш земляк»
7.«Эта память не только погибшим, но и победившим»
8. «Святые земли Новоторжской»
Формы проведения лекционных занятий
Формы проведения лекционных занятий разные: тематические экскурсии на экспозициях <Приложение 1, слайды 11-12>, православные праздники (Кузьминки, Рождество, Сороки, др.), практические занятия <слайды 21-24>, разучивание русских народных песен, прибауток, закличек, игр <слайды 25-26>.
На занятиях учащиеся знакомятся с историей возникновения языка и письма, с историей книгопечатания (от рукописных книг до современных типографий), узнают историю цифр и учатся записывать числа разными способами: учились одно число записывать и римскими и арабскими цифрами. Знакомятся с коллекцией берестяных грамот, найденных в Торжке, узнают историю тетрадки, ручки, карандаша. Сотрудник музея расскажет историю красок, процесс их изготовления, а ребята сами попробуют получить масляную краску и порисовать ею.
Тематика цикла лекций «Уроки из прошлого» тесно связана с учебным материалом уроков обучения грамоте, математики, изобразительного искусства, технологии. Часто лекция была продолжением урока, которая расширяла кругозор учащихся.
Цикл лекций «В гостях у Василисы Премудрой» вели сотрудницы музея Кокорина Елена Юрьевна, Карпович Татьяна Николаевна, Калинина Маргарита Алексеевна.<Приложение 1, слайды 6, 7>.
Перед каждой встречей с учащимися они выходили
в русском народном костюме: нарядный сарафан,
расшитая рубаха, кокошник. Это настраивало детей
на то, что они отправятся путешествовать в
историческое прошлое своей страны. Ожидания
оправдались. Каждая лекция – сказка. С помощью
сказочных героев дети знакомились с жизнью,
бытом крестьян, их отдыхом.
Ценность занятий в том, что дети знакомятся с
жизнью своих предков, выполняют практически ту
же работу.
«Колобок» – учащиеся учатся сеять муку, месить
тесто, ставить в печь, <слайды 13-15>.
«Теремок» – ухватом ставят в печь чугун, носят
ведра на коромысле, гладят белье рубелем, стирают
в ушате,<слайды 16-20>.
«Куклы» – не только узнали, какие были куклы,
почему без ниток и иголки делали, но и сами
изготавливали их, <слайд 24>. Так же учились
качать ребенка, петь колыбельные песни
Перед каждым православным праздником
проводились занятия соответствующие теме. Перед
Рождеством дети не только смотрели видеофильм,
учили игры, колядки, но своими руками делали
обереги – рождественского ангела.
«Сороки» – лепили из пластилина птиц, разучивали
за клички, играли в игры.
В доступной форме детям преподносились
исторические события и факты, рассказывающие о
прошлом нашего народа. Для привития интереса
сотрудницы разнообразили формы проведения
занятий, <слайд 8-10> .В конце каждого занятия
подводился итог в виде викторин, конкурсов.
Эмоциональный настрой Татьяны Николаевны и
Елены Юрьевны передавался и детям. С большой
любовью рассказывали они о жизни наших предков,
уводя с собой маленьких слушателей в мир старины
глубокой. В работе с детьми учитывались их
возрастные особенности, жизненный опыт. Учащиеся
с великим удовольствием посещали занятия, с
нетерпением ждали следующего.
Приобретенные знания применяли на уроках
литературного чтения, математики, окружающего
мира, технологии, изобразительного искусства.
Литературное чтение
Обогащается словарный запас учащихся. Читая народные сказки и сказки А.С. Пушкина детям не надо долго объяснять значения таких слов как пряха, ткачиха, веретено, корыто, терем, соха, борона, чугун, ухват, красный угол, светелка. Лишь стоит вспомнить музейные занятия и где слышали эти слова.
Окружающий мир
Все занятия, посвященные месяцам, связаны с
учебным материалом окружающего мира. В программе
1кл есть такие темы уроков «Труд людей в
разные времена года» Обязательно упоминаем,
чем занимались крестьяне раньше: девушки и
женщины пряли пряжу, вышивали полотенца, вязали;
парни и мужчины плели лапти, корзины и т.д. На
музейных занятиях учащиеся были и пряхами, и
плели пояса и т. д. Особенно хочется выделить
такие темы как «Зерно в колоске – не спи в
холодке», «Урожай собрали – рубашку соткали»,
«Ржаной хлебушко – калачам дедушка». По
программе эта тема уроков во 2 кл. «Зерновые
культуры», «От чего зависит урожай зерновых».
На этих занятиях дети знакомятся с процессом
обработки земли и выращиванием зерновых культур.
Сравнивают, как раньше обрабатывали землю и в
настоящее время. Обязательно практически
выполняют некоторые сельскохозяйственные
работы: посев зерна, мелют зерно, чтобы получить
муку. Знакомятся с традициями крестьян перед
посевом и сбором урожая.
Математика
После прослушанных лекций или занятий я беру данные для составления задач.
«Теремок» – устройство русской избы. Быт крестьян.
Чугуны – для детей интересный предмет домашней утвари.
«У хозяйки было 4 больших и 3 маленьких чугуна. Сколько всего чугунов было у хозяйки?»
Ведра. Крестьянским детям рано
приходилось работать. Много воды нужно было
принести домой и для себя и для домашних
животных.
«Старший брат принес 10 ведер воды, а младший на 3
ведра меньше. Сколько воды принес младший брат?»
Полотенца. Каждая девушка начинала
готовить приданое очень рано. Много нужно
полотенец вышить, чтобы одарить родню жениха.
«Младшая сестра вышила 5полотенец, а старшая на 7
полотенец больше. Сколько всего полотенец
вышили сестры?»
«Дорого яичко в пасхальный день»
Что за праздник и как его отмечают на Руси,
дети узнали на лекционном занятии. Поиграли в
игру «Катание яиц».
«Миша накатал 8 яиц, а его друг на 3яйца больше.
Сколько всего яиц накатали дети?»
«Одна хозяйка покрасила 12 яиц, а другая – 14 яиц.
На сколько яиц больше покрасила вторая хозяйка,
чем первая?»
Яйца бывают крашенки (однотонные) и писанки
(расписаны различными узорами).
«У хозяйки 10 крашенок, а писанок на 5 больше.
Сколько всего яиц покрасила хозяйка?»
В праздники молодежь всегда водила хороводы.
«В хороводе 14 человек, из них 9 девушек, а
остальные парни. Сколько парней было в хороводе?»
Дети сами составляют задачи на заданную тему.
– Какие задачи можно составить на тему «
Госпожа честная масленица?»
– «Одна хозяйка напекла15 блинов, другая–
27блинов. Кто напек больше блинов и на сколько
больше?»
Составление задач краеведческого содержания при обучении математики активизирует деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе и направляет их на поиск нужной информации, необходимой для составления текста задачи и ее успешного решения.
Работа по теме «Торжок. История и
современность». После каждого занятия
учащиеся записывали, что нового узнали о
прошлом своего города.
Во время Великой Отечественной войны было
совершено много героических подвигов. Имена этих
героев всем знакомы: Зоя Космодемьянская, Виктор
Талалихин и др. Но очень мало знаем о своих
земляках. Этот пробел восполняет лекция №7.
Мы поклоняемся святым Николаю Чудотворцу,
Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому, а о
святых земли Новаторской мало что знаем. Узнаем
больше, прослушав лекцию №8.
Что Н. А. Львов архитектор мы все знаем. А
почему он им стал, что стало толчком в его жизни к
выбору этой профессии? Что такое землебитное
строительство, и какое отношение оно имеет к
Торжку? На эти вопросы ответит одна из лекций,
посвященная Н. А. Львову.
Все любят театр. С удовольствием смотрят
спектакли. Почему в нашем городе нет театра?
Оказывается, был. И здание театра тоже было и
сейчас сохранилось, только с изменениями. А где?
Лекция №4.
Записи учащихся «Что интересного я узнал (а) о своем городе?».
Ушанова Ольга
«ЕФРЕМ НОВОТОРЖСКИЙ. Он является основателем
Борисоглебского монастыря.
АРКАДИЙ НОВОТОРЖСКИЙ Родом из Вязьмы.
Продолжатель дела Ефрема Новоторжского, ученик
его»
МУЧЕНИЦА ИУЛИАНИЯ
Жила в Торжке. В 4 года осталась сиротой. Всю жизнь
жила по божьим заповедям. Вышла замуж за князя
Вяземского. Его друг князь Смоленский убил мужа
Иулиании, чтобы жениться на ней. Но Иулиания
отказала князю Смоленскому. В наказание за
непослушание ей отрубили руки и ноги, и бросили в
Тверцу. Иулиания считается символом целомудрия и
чистоты».
Щеглова Алена
«Много было свершено подвигов на Тверской
земле во время Великой Отечественной войны. Люди
проявляли героизм и мужество в борьбе с врагами.
ИВАНОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ родился в селе
Марьино, молодым ушел на фронт, окончил курсы
летчиков. Один из первых получил звание Героя
Советского Союза. Сражался с врагами в воздухе.
Направил свой самолет во вражескую колонну.
Погиб в Ростове-на-Дону.
ДУСЯ ЛАНИНА родилась в п. КМИС /Зеленый/.
Партизанка погибла при выполнении боевого
задания.
Толстых Алексей
ИВАН КОСТЮЧЕНКО танкист, защищал подступы к
селу Медное. Его экипаж сражался до последнего
снаряда. Когда снаряды кончились, фашисты
обложили танк сеном и подожгли. Они ждали, что
танкисты сдадутся, но вместо этого услышали
пение интернационала из горящего танка.
Экипаж танка, Т -34 под командованием ГОРОБЦА /
танкисты Литовченко, Пастуший, Коломиец /
совершил рейд по занятому фашистами Калинину и
вышел на позиции своих войск. Этот танк ворвался
в город и уничтожал все на своем пути: вражескую
колонну, мотоциклистов и др. Приехал на площадь и
начал расстреливать штаб немцев, затем вырвался
из города и направился на позиции к своим.
Из-за копоти на броне не было видно
опознавательных знаков, поэтому так легко
удалось ускользнуть от противника. Но зато чуть
свои не подбили. Командир танка Горобец погиб под
Ржевом. А трое танкистов встретились только
через 27 лет.
Олимова Анастасия
Зарождалось театральное искусство в древние
времена. Это обряды – игрища /Иван Купала,
жертвоприношение /, балаганы – передвижные
театры, домашние театры \Чехов, Лермонтов/.
Первый театр в Торжке принадлежал Федухину и
располагался в гостинице Пожарского. В парке был
летний театр и принадлежал Баркову. Выступали
как местные артисты, так и заезжие.
После революции создавались театральные кружки
на заводах и фабриках.
Ахтеньева Анастасия
В 1934 году открылся театр в Торжке. Угловое
здание напротив Ротонды. Просуществовал он 7 лет.
В 1941 году артисты уехали на гастроли, и ...
началась война. Мужчины ушли на фронт. Первые
артисты театра – Анастасия Зайцева, Зинаида
Виноградова. После войны многие артисты перешли
в Кимрский театр драмы. Они составляли костяк
труппы театра долгие годы.
В настоящее время у нас в городе существуют
театральные студии при ДК. Некоторые ученики
нашей школы в разные годы посещали эти студии.
Литература:
1. Государственная программа «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015
годы»
2. Программа « Музей и я: семья, школа, друзья»
ВИЭМ, г. Торжок.
3. Н. С. Елистратова. Патриотическое
воспитание учащихся. Начальная школа №12, 2012г.
4. В.Ю.Будакова. Из опыта патриотического
воспитания младших школьников. Начальная школа
№9, 2008г.
5. Т.М.Маслова. Патриотическое воспитание
младших школьников. Начальная школа №4, 2007г.
6. Л.А. Александрова. Возможно ли патриотическое
воспитание на уроках математики. Начальная школа
№5, 2013г.