Обоснование выбора темы:
19 декабря 1943 года первым суворовским военным училищам были вручены Боевые Знамёна. Эта дата стала официальным днём открытия суворовских военных училищ, которые отмечают свои 70-летние юбилеи. В октябре 2014 года 70летний юбилей отметит и Московское суворовское военное училище.
В 1943-м, когда Красная Армия освободила большую
часть территории СССР, мир ужаснулся: сколько
детей-сирот осталось! Они выживали случайно,
выживали без родителей, часто в нечеловеческих
условиях. Поэтому 21 августа 1943 года принимается
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О неотложных
мерах по восстановлению хозяйства в районах,
освобождённых от немецкой оккупации». На
основании этого важнейшего документа были
созданы суворовские военные училища (СВУ) «по
типу старых кадетских корпусов». В эти
суворовские училища принимались дети-сироты,
дети-участники боевых действий, «сыновья
полков». Государство предоставило им все условия
для жизни и учебы, дало путевку в жизнь.
Выпускники этих суворовских военных училищ
стали Героями Советского Союза, Героями
Российской Федерации, видными учёными,
писателями, государственными и общественными
деятелями. А ещё – стали просто офицерами
великой армии великой страны.
«Жизнь – Родине, честь – никому!» – девиз
суворовских училищ и выпускники-суворовцы
всегда следовали этому девизу в своей жизни. Их
сыновья, внуки, правнуки и суворовцы, обучающиеся
в училище сегодня достойны славных традиций
суворовцев и нахимовцев.
Классный час гражданско-патриотической направленности с использованием Презентации.
Форма проведения: интерактивная беседа с элементами дискуссии.
Цель:
- Воспитание патриотизма и любви к своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга.
- Формирование устойчивого желания знать, соблюдать, хранить и приумножать традиции суворовского училища, воспитание гордости за звание суворовца.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме.
План:
- «Наследники русской славы» (из истории суворовских училищ)
- «Ты стал суворовцем, что это значит для тебя?» Откровенный разговор.
- «Большая семья». Из воспоминаний суворовцев.
- Дискуссия «Знать, хранить и соблюдать традиции суворовского братства».
- Заключение. Подведение итогов классного часа.
Информационные ресурсы:
- «Юность в алых погонах», издательство Либерия, 2001.
- http://www.redstar.ru/ статья «Возвращаемся к традициям суворовской школы» А. Колотило, «Красная звезда» от 04.10.2013
«Традиции суворовского братства»
1. «Наследники русской славы» (из истории суворовских училищ)
Слайд 1. Тема классного часа.
В армии всегда относились с уважением к
офицерам, которые носили на кителе знак об
окончании Суворовского или Нахимовского
училища. И это закономерно, ведь военную карьеру
они выбрали еще в детстве.
Из истории кадетских корпусов. Первое кадетское
училище (кадетский корпус) появилось в России в
бытность императора Петра I, создавшего
бомбардирскую школу при Преображенском полку. Он
руководствовался пониманием того, что юношей,
решивших стать офицерами, целесообразно
готовить к этому важному шагу в их жизни еще со
школьной семьи. Кадетские корпуса с этими
задачами просуществовали до Октябрьской
революции. Тогда кадетские корпуса решали
следующие задачи: во-первых, оказывали помощь в
воспитании детей семьям воинов или гражданских
лиц, погибших, потерявших здоровье или
отлившихся при защите Отечества или на службе
ему; во-вторых, давали детям, предназначенным к
военной службе в офицерском звании, «общее
образование и соответствующее предназначению
воспитание»
В Советском Союзе с 1937 года в системе Наркомата
просвещения были созданы специальные школы –
средние учебные заведения, предназначенные для
подготовки юношей к поступлению в военные
училища. Эти «спецшколы» можно рассматривать как
продолжение кадетских корпусов и прообраз
будущих суворовских училищ. Учились в таких
школах 3 года, кроме общеобразовательных
дисциплин в учебные планы входили такие предметы
как основы военного дела, воинские уставы,
строевая и физическая подготовка. Летом
проводились двухмесячные лагерные сборы.
В годы Великой Отечественной войны суровая
необходимость заставила руководство страны
опереться на патриотическое сознание народа,
обратиться к славной военной истории России.
Появилась необходимость и в создании учебных
заведений в духе традиций кадетских корпусов.
Слайд 2. 21 августа 1943 года было принято
постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О неотложных
мерах по восстановлению хозяйства в районах,
освобожденных от немецкой оккупации». В нем
предусматривалось создать «для детей воинов
Красной Армии и партизан Отечественной войны, а
также детей-сирот, родители которых погибли от
рук немецких оккупантов, суворовских военных
училищ, специальных ремесленных училищ,
специальных детских домов и детских
приемников-распределителей».
Училища предписывалось сформировать в период с 1
октября по 1 декабря 1943 года
Также к 1 октября разработать и издать штаты и
Положение о СВУ, учебные программы и планы,
укомплектовать училища руководящими кадрами и
постоянным составом.
К 1 октября отремонтировать отведенные училищам
помещения.
К 15 сентября представить образцы формы одежды
воспитанников суворовских училищ.
Любопытно, что суворовские училища должны были
создаваться по типу старых кадетских корпусов
(это было подчеркнуто в постановлении). Всего
планировалось открыть 9 училищ по 500 человек в
каждом, со сроком обучения 7 лет, с закрытым
пансионом для воспитанников.
Слайд 3. Генеральный штаб Красной
армии издал Директиву, в которой были определены
конкретные мероприятия и сроки их выполнения, к 1
декабря 1943 года планировалось начать занятия.
Директива требовала: «отобрать лучший
офицерский состав, имеющий достаточный опыт в
педагогической и воспитательной деятельности и
практический стаж в командовании
подразделениями и частями Красной Армии. При
наличии всех этих качеств, преимущество отдавать
офицерам, имеющим боевой опыт»
Суворовские училища получили подробную
инструкцию о наборе воспитанников, именно так
называли первых суворовцев. Только через два
года воспитанников стали называть
«суворовцами». В ноябре в училища стали
пребывать их первые воспитанники. Среди ребят
были те, кто имел опыт участия в боях. В условиях
разорительной войны занятия в училищах начались
вовремя, хотя полного набора не было. Остальные
ребята прибывали в течение учебного года из
действующей армии, из партизанских отрядов, их
разрушенных городов и деревень, из госпиталей… (Слайд
4)
Слайд 5. 1 октября 1944 года было образовано Горьковское СВУ.
Слайд 6. Принимали в суворовские училища в первую очередь сирот, чьи отцы погибли на войне. Так, в первом наборе Горьковского (затем оно стало Московским) училища у 236 мальчишек отцы погибли на фронте, у 165 – находились в действующей армии; 19 были сыновьями инвалидов войны, 13 – сыновьями партизан.
Слайд 7. Воспитанники Горьковского училища 40х годов.
Слайд 8. За период своего
существования с 1944 по 1956 год Горьковское СВУ
сделало 8 выпусков. Многие выпускники стали
видными государственными деятелями,
военачальниками, деятелями науки и культуры. 210
воспитанников Горьковского СВУ приняли участие
в Параде Победы на Красной площади в июне 1945 года.
30.08.1956 года Горьковское суворовское училище
было передислоцировано в город Москву (Фили) и
переименовано в Московское суворовское военное
училище.
За годы своего существования Московское
суворовское дало путевку в жизнь более чем 11 тыс
воспитанников. Гордостью суворовцев всех
поколений является многочисленный состав
генералов, представителей высшего командования
ВС, космонавты Ю. Глазков и В. Джанибеков,
генерал-полковник Б. Громов, летчик-испытатель О.
Гудков, академики А. Витушкин и В. Панов, писатель
О. Михайлов, народный артист Г. Васильев, штангист
Ю. Власов и многие другие.
8 воспитанников московского суворовского
училища за проявленные при выполнении воинского
долга мужество и героизм удостоены звания Героя
Советского Союза и Героя России.
Слайд 9 Среди них Щетнев Роман Николаевич, выпускник 1994 года, Бочаров Андрей Иванович, выпускник 1987 года. Они частые гости в училище.
2. Ты стал суворовцем, что это значит для тебя? Откровенный разговор
Вы стали суворовцами – учащимися Московского суворовского военного училища. Для кого-то из вас это событие произошло 3, а для кого-то 4 года назад. Каждый из вас поступал сюда по разным причинам – кого-то привели родители, кто-то принимал решение сам. Давайте поговорим о том, чем стало для вас ваше училище, что значит для вас звание суворовца.
Слайд 9. Вопросы для разговора:
– Как ты принял решение о поступлении в
училище? Когда это произошло?
– Что ты ожидал от учебы в нашем училище? Какими
были твои первые впечатления?
– Звание «суворовца» – это особое звание?
– Какими качествами должен обладать суворовец? А
какие качества есть у тебя? Какие ты бы хотел у
себя воспитать?
– Быть суворовцем МсСВУ – это престижно?
– Как относятся твои бывшие одноклассники,
друзья к твоему обучению в училище?
– Собираешься ли ты связать свою жизнь с армией?
Как тебе в этом поможет учеба в МсСВУ? (ответы/рассказы
воспитанников)
Приведем один из рассказов. Суворовец П.
«Когда я еще учился в начальной школе, мы с бабушкой увидели объявление о наборе в суворовское училище. Стало сначала просто интересно– что это за училище и кого туда берут. Когда узнали подробнее, бабушка сказала, что мне можно попробовать туда поступить. В школе я учился я хорошо, только с физподготовкой были проблемы. Но это не помешало мне поступить. Военных в нашем роду нет, но меня взяли в училище, т.к. брали ребят, у кого нет родителей, вне конкурса. Мои друзья до сих пор меня не понимают, когда приезжаю на выходные. Они после школы гуляют, а у меня самоподготовка. Если получу плохую оценку, лишусь увольнения. Мне учиться здесь нравится. С ребятами во взводе отношения уже наладились, хотя сначала было не очень. Быть военным я пока не собираюсь, но если мне вдруг придется идти в армию, то я уже многое знаю и умею. Думаю, что мне будет легче, чем остальным…»
3. «Большая семья». Из воспоминаний суворовцев
Бывшие суворовцы всегда ощущают себя особым братством. Эта традиция идет еще из старых кадетских корпусов, среди выпускников которых было принято обращаться друг к другу во внеслужебной обстановке на «ты». В литературе можно встретить упоминания, как седой генерал прерывает представляющегося прапорщика: «А дальше изволь братец на ты, как никак одну альма-матер кончали».
Слайд 10 (стихотворение читает суворовец)
Ты помнишь юности далекой
Вход в храм с парадного крыльца,
Когда над Волгою широкой
Звенели наши голоса?!В ответ нам лип склонялись кроны,
Спадая золотом цветов
На алые, как кровь, погоны,
В дань павших на фронтах отцов.Форсили мы своей одеждой,
С самой фортуной егозя,
Сияли удали надеждой
Лихих суворовцев глаза.Мы не случайно память эту
Храним до старческих седин.
Ведь жизнь военных пор кадетов
Достойна песен и былин. (Геннадий Дроздов «Другу»)
Суворовец берет книгу «Юность в алых погонах» и читает.
Из воспоминаний суворовца Станислава Волкова.
«В спортивном зале, превращенном на
неопределенное время в спальню, стоит полумрак и
слышится легкое посапывание спящих безмятежным
сном нескольких десятков мальчишек. Между рядами
коек неслышно проходит высокий, сутуловатый
офицер с погонами старшего лейтенанта,
множеством орденских планок на груди и
ленточками ранений. Он по-отцовски поправляет
сползающие одеяла, подушки и с грустной улыбкой
замечает, что часть мальчишек, впервые
покинувших родительский дом, никак не может
заснуть. Вот чей-то лукавый глаз приоткрылся и
следит за офицером; вот в дальнем углу кто-то
жалобно всхлипнул в подушку, а за спиной офицера
прошелестел осторожный смешок.
Еще вчера 8-9-летние мальчишки находились в
привычной домашней обстановке, всем своим
существом ощущая близость своих матерей. А
сегодня? Сегодня они вступили на нелегкий путь
своих отцов, большинство из которых уже никогда
не увидят своих пацанов в этом новом качестве.
Офицер безмолвно грозит пальцем расшалившемуся
мальчишке, укоризненно качает головой
подглядывающему за ним озорному глазу, ласково
кладет тяжелую руку, больше привыкшую к оружию,
чем к ласке, на белокурую голову расплакавшегося
пацана. Сон входит в свои права.
…Мало-помалу во дворе начал обозначаться
определенный воинский порядок. Мальчишек
распределили по возрастам, офицеры и старшины
пытались их построить на воинский манер. У
старших ребят это уже как-то получилось, а
младшие еще по школьной привычке построились
парами, причем так, чтобы обязательно держать за
руку то ли земляка, то ли нового товарища. Так и у
нас. Мы уже не самые младшие, но и до старших ребят
нам довольно далеко.
В Суворовское училище съехались в основном
дети войны. Кое-кто уже познал горечь утраты
родных, другие пережили голод, холод, а некоторые
и ленинградскую блокаду, третьи сами были на
фронте, отлично знали, что такое война.
А с утра пятиэтажное здание училища загудело,
как растревоженный улей. Нет еще в училище той
силы, которая моментально навела бы порядок
среди многоликой мальчишеской толпы. Успокоение
возбужденных голов пришло постепенно, по мере
изменения внешнего облика мальчишек. Всех
переодели в форму суворовцев: черная гимнастерка
с алыми погонами, черные брюки с алыми лампасами.
С этого дня в моей жизни вместе с алыми
погонами произошли большие перемены. Появились
новые друзья, я влился в новую семью, не менее для
меня дорогую, чем материнский кров».
С какой теплотой вспоминают бывшие суворовцы
свои суворовские годы! Как говорят сами ребята,
главное, что они приобрели в училище – это
легендарное суворовское братство. На протяжении
всей жизни суворовцы помогают друг другу и
никогда не бросают товарищей в беде.
Бывших суворовцев не бывает. Союзы на основе
общего суворовского прошлого создаются вне
времени. Желание быть рядом присуще военному
человеку. Общее детство в стенах Суворовского
училища учит милосердию – свидетельство тому
множество благотворительных организаций для
оказания помощи инвалидам и ветеранам войны.
«Суворовское братство — это святое. И хотя нам
сейчас под семьдесят, но при первых звуках трубы
суворовцы пойдут на встречу со своими братьями»
– так говорят ветераны, бывшие суворовцы.
4. Дискуссия «Знать, хранить и соблюдать традиции суворовского братства»
Слайд 11. Зачисленные в суворовское училище кандидаты принимают в торжественной обстановке торжественное обещание суворовца. Кто из вас помнит слова этого обещания? (суворовцы вспоминают слова «Обещания»)
«Я, суворовец Московского суворовского
военного училища, перед лицом своих товарищей
торжественно обещаю:
– твердо знать, умело и добросовестно
выполнять свои обязанности в повседневной жизни,
руководствоваться требованиями общевоинских
уставов Вооруженных сил Российской Федерации;
– упорно овладевать знаниями, настойчиво
готовить себя к воинской службе и служению
Отечеству;
– быть дисциплинированным, честным, правдивым;
– укреплять дружбу в коллективе, помогать
товарищам словом и делом;
– дорожить славой и боевыми традициями
российского воинства, честью училища, своей
роты».
Воспитатель: что значат слова этого «Обещания»? (обсуждение)
Слайд 12. Это одна из главных традиций суворовского училища – посвящение в суворовцы, которое проходит на Поклонной горе в Зале воинской славы, где суворовцы произносят торжественно обещание.
Вопрос для обсуждения: что значит для вас выполнять это обещание? (ответы суворовцев)
Слайд 13. Еще одна традиция – участие в
парадах на Красной площади.
После 6-летнего перерыва суворовцы приняли
участие в Параде Победы 9 мая 2013 года. Вот что
говорят суворовцы о своем участии в Параде:
«А ещё парад запомнился, – добавляет Григорий Минеев. – Знаете, после прохождения по Красной площади 9 мая в День Победы я минут 15 не мог от волнения сказать ни одного слова. Такое было чувство. Ведь мы после перерыва в несколько лет вновь прошли по Красной площади. Такая была радость, такое вдохновение!» (из интервью корреспонденту «Красной звезды»)
Вопрос для обсуждения: какие впечатления оставило для вас участие в параде, поделитесь своими впечатлениями (рассуждения суворовцев – участников Парада)
Вспомним еще об одно суворовской традиции. Это даже не традиция, а то, без чего трудно представить суворовца – давайте поговорим о дружбе, чувстве товарищества. О том, что всегда отличало и отличает суворовцев любого поколения. Актуален ли этот вопрос для вас, нынешних суворовцев? (ответы). На чем держится ваша дружба? Считаете ли вы свой взвод дружным? Нужна ли вообще дружба в наше время? Чем отличается дружба от товарищества? Понятие товарищества себя изжило? Есть ли у вас друг или товарищ? Поделитесь своими мыслями
Примеры рассказов суворовцев:
«Наш взвод я бы не назвал дружным. Например, когда надо помочь с подготовкой к занятиям тут любого попроси. А вот заступиться за товарища в иных обстоятельствах никто не захочет. Командиры отделений не очень авторитетны, многие не хотят им подчиняться. Получается, что кто-то здесь не случайно, а кто-то лишь бы образование получить. Есть такие, кто не только нагрубит, но и в драку может полезть, словами не получается. У меня есть друг, вернее скорее товарищ, но мы только в училище общаемся, а в увольнение порознь ходим – дома у нас разные компании. Думаю, что после окончания училища буду вспоминать товарищей и, наверное, буду общаться…»
«Я дружил с суворовцем, которого перевели в другой взвод, мы продолжаем общаться, ведь мы одна рота. В нашем взводе у меня нет друга, только товарищи. Товарищами я всех могу назвать, наверное. Не знаю, бывает ли настоящая дружба. Мне кажется, что нынешние суворовцы отличаются от предыдущих, но общаться и встречаться после училища мы, конечно, будем. Вспоминать про нашу жизнь в училище…И если нужно будет, конечно, поможем друг другу в трудную минуту.»
Слайд 14
Приведу отрывок из интервью наших суворовцев корреспонденту «Красной звезды»:
«Есть у нас суворовцы, которые живут далеко.
Поэтому мы порой вместе ходим в увольнение,
приглашаем их к себе домой. Вот у нас учится Дима
Б. Сирота. Его воспитывали дедушка и бабушка.
Родом он из Орехово-Зуево. Так вот я приглашал его
к себе, – рассказывает Алексей. – Нормальный
парень. Хоть и сирота, а от других ребят ничем не
отличается. Приятно с ним пообщаться, поговорить.
– А я часто хожу в увольнение с Колей З. Он из
Калуги, – продолжает разговор Григорий. – У нас
есть ребята и из отдалённых областей. Дима М.,
например, приехал с Курильских островов. Поэтому
мы здесь держимся все вместе. Помогаем друг
другу, не бросаем ребят в трудную минуту.
– И не бывает никаких конфликтов во взводе?
– Почему? Случается всякое. Но всё это
несерьёзно и по мелочам. У нас ведь дисциплина
такая. Вот даже как-то выпускника отчислили за то,
что он закурил сигарету. А если драка, то это уже
очень серьёзно. Да и вообще, делить нам нечего. В
таком дружном коллективе, как наш, всё решается
быстро и на словах. И без взаимных обид»
Еще одна традиция суворовцев – хранить свои суворовские погоны всю жизнь. При взгляде на алые погоны воспитанников в сердце появляется какое-то особое чувство. Многие из тех, кто отслужил не одно десятилетие в офицерских званиях и уже уволился в запас, до сих пор хранят свои суворовские погоны. Думаю, такой традиции будете следовать и вы, нынешние воспитанники. Ведь гордое имя суворовца для каждого из вас – это на всю оставшуюся жизнь.
5. Заключение. Подведение итогов классного часа
Дорогие суворовцы. В суворовском училище вы
учитесь самому главному в жизни – служить
Родине!
Здесь, в училище, некогда расслабляться и
лениться. Упорно стремитесь к знаниям,
неукоснительно выполняйте требования педагогов.
Любите свое Отечество, уважайте старших,
следуйте принципам чести и достоинства. Это
высокие нравственные ценности, которыми должны
отличаться московские суворовцы.
Каждый день посвящайте тому, чтобы стать лучше,
умнее, сильнее. К этому вас обязывает звание
суворовца Московского суворовского военного
училища.
Слайд 15 (читает суворовец)
Помни суворовцев вечно,
Милых, веселых, беспечных.
Жаль, что годов быстротечных
Больше уж нам не вернуть.
Так же, как в бывших свершеньях,
В мыслях своих и стремленьях –
Всюду суворовцем будь!
Слайд 16 Вы не заметите, как быстро пролетят эти оставшиеся три года учёбы в СВУ. А впереди ещё целая жизнь. Интересная, насыщенная различными событиями жизнь офицера. Вот только главное – выбрать правильно военную специальность. И я уверена, что вы сделаете правильный выбор.