Психолого-педагогические особенности деловой игры
Психологическая теория деятельности в рамках воззрений А.С. Выготского и А.Н. Леонтьева выделяет три основных вида человеческой деятельности: трудовую, игровую и учебную. Все эти виды тесно взаимосвязаны между собой. Анализ психолого-педагогической литературы по теории возникновения игры в целом позволяет представить спектр ее назначения для развития и самореализации учащихся. Немецкий психолог К. Гросс называет игры начальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами не мотивировались игры, смысл их именно в том, чтобы стать для обучающихся школой жизни. С образовательной точки зрения «игры — это способ группового диалогического исследования возможностей действительности в контексте личностных интересов», – убежден Д. Н. Кавтарадзе [1].
В учебной практике выделяют дидактические, имитационные, проблемные, сюжетные, ситуационные, ролевые, деловые игры [2]. К этим играм применимо понятие «учебная игра». Учебная игра как специальный вид деятельности, направленный на усвоение определенных знаний, умений и навыков, является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого — создать условия для саморазвития личности учащихся.
Е. А. Крюкова подразделяет учебные игры на ситуационные, ролевые и деловые. Объединяют все эти игры, подчеркивает автор, то, что они личностно ориентированы. Выигрывает та личность, которая была более оригинальна, сумела представить себя в новой роли, убедила большинство в правоте своих воззрений. В игре проявляются три функции: обучающая, развивающая и воспитательная. Оказываются востребованными мотивационная, критическая, самореализующая, автономная, смыслотворческая и другие личностные функции.
По целям и задачам обучения игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые и речевые [3].
Языковые игры помогают усвоить различные аспекты языка (например, фонетику, грамматику) и делятся на фонетические, лексические, грамматические и так далее. Однако важно подчеркнуть, что предложенное деление является в достаточной степени условным, так как аспекты в языке тесно взаимосвязаны.
Деловые игры, отчасти нацелены на формирование умения общения в деловой обстановке, в фирме, на предприятии. В то же время данный вид игр нацелен на обучение, прежде всего, диалогической речи в рамках повседневного общения [2].
Деловая игра – это эффективный прием обучения иностранному языку, главная цель которого состоит в формировании комплекса знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения. Характерными признаками ролевой деловой игры являются [4]:
а) имитационное моделирование, позволяющее
воссоздать реальную обстановку, в которой
учащиеся предстают как носители конкретных
социальных и профессиональных ролей;
б) наличие ситуаций и типов делового
взаимодействия, которое содержится обычно в
сценарии игры и в ролевых заданиях, позволяющих
совмещать обучение иностранному языку с
профессиональной деятельностью;
в) реализация целей игры в цепочке
взаимосвязанных решений;
г) проблемный характер ситуаций и их
повторяемость;
д) многоальтернативность решений [5].
Главное преимущество любой деловой игры заключается в том, что в ней воспроизводится в учебных целях реально существующие ситуации. Гришенкова Г.А. [5] пишет, что материал усваивается в профессионально значимом контексте, при этом язык выступает как «инструмент профессионального общения», но служит решению мыслительной задачи.
Исходя из перечисленных особенностей деловой учебной игры, можно сказать, что в ней реализуются следующие психолого-педагогические принципы [6]:
1. Принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства и игрового моделирования содержания профессиональной деятельности специалистов. Таким образом, деловая учебная игра является сложным знаковым замещением двух реальностей – процессов производства («знак профессиональной среды») и содержания профессионального труда («знак профессиональной деятельности»). В соответствии с этим принципом разработчик игры должен создавать как имитационную модель производства, так и игровую модель профессиональной деятельности занятых в нем людей. Развертывание этих двух моделей в живом учебном процессе создает предметный и социальный контексты усвоения нового.
2. Принцип проблемности содержания деловой учебной игры и процесса его развертывания в познавательной деятельности учащихся.
3. Принцип совместной деятельности участников в условиях ролевого взаимодействия, разделения и интеграции имитируемых в игре производственных функций специалистов.
4. Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений, развития познавательной активности.
5. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности – достижение игровых целей служит средством реализации целей развития личности специалиста, целей обучения иностранному языку и воспитания.
Первое, и наиболее простое, что может сделать разработчик игры, – он задает систему целей, которая так или иначе приобретает для учащегося определенный смысл и тем самым становится мотивом деятельности.
Известны два ряда целей, которые можно «заложить» в деловую игру – игровые и педагогические; последние, в свою очередь, подразделяются на дидактические (цели освоения) и воспитательные (цели социального развития личности, которые включают в себя профессиональную ориентацию учащихся) [6].
Содержанием игровых целей являются успешное выполнение принятой роли, реализации игровых действий, получение максимально возможного числа баллов. Я.С. Гинзбург вводит термин двуплановости учебной деловой игры, суть которого заключается в том, что здесь «серьезная» деятельность по развитию личности происходит в «несерьезных» игровых условиях.
Деятельность побуждается целой совокупностью мотивов – внутренних и внешних. В качестве внутреннего мотива в речевой деятельности выступает познавательно-коммуникативная потребность учащегося, нашедшая себя в предмете этой деятельности – ее смысловом, предметном содержании [7]. В связи в этим перед учителем, прежде всего, возникает задача создания, поддержания и повышения внутренней мотивированности обучения речевой деятельности на иностранном языке. Выполнение это задачи предполагает создания ситуации, стимулирующей возникновение и развитие коммуникативно-познавательной потребности учащегося высказать или принять мысль на изучаемом языке с какой-то определенной целью. Как писал Л.С. Выготский [6] «Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. За мыслью стоит аффективная и волевая тенденция. Только она может дать ответ на последнее «почему» в анализе мышления».
Анализируя особенности речевой деятельности, А.А. Леонтьев особо подчеркивает тот момент, что «каждый единичный акт деятельности начинается мотивом и планом и завершается результатом, достижением намеченной вначале цели; в середине же лежит динамическая система конкретных действий и операций, направленных на это достижение».
В деловой игре сложным образом переплетаются различные виды мотивации: результативная, социальная и профессиональная мотивация, а также мотивация достижения. В зависимости от того, какого рода мотивы составляют ядро системы мотивации, будет формироваться и соответствующий тип личности [6].
Чисто игровые цели относятся к тем, которые обусловливают мотивацию достижения, ориентацию учащихся на результат, а не на процесс учебной работы, могут приводить к формированию конкурентных наклонностей личности. Такие цели могут быть конструктивно заданы в игре в виде числа очков или баллов, составляющих «выигрыш» или «проигрыш» игрока или команды, промежуточных или конечных результатов работы в их количественном выражении. Этот прием постановки игровых целей широко используется в деловых играх, даже иногда провозглашается единственным «мотором» игры.
Применение активного метода обучения характерно для старшего этапа обучения (8-11 классы), так как мышление старшеклассников на старшем этапе обучения представляет собой завершающую ступень зрелости, оно становится, с одной стороны, детализирующим, а с другой стороны, связывающим, генерализующим, способным работать планомерно и по правилам .Старшеклассник отличается относительно высоким культурным уровнем и кругозором, высокой степенью познавательно-логического поведения, определившимися склонностями и интересами, самостоятельностью, умением сосредоточиться, отрицательным отношением к механическим приемам закрепления.
Отличительной чертой коммуникативных, в том числе ролевых деловых игр и их преимуществом перед другими видами работ, направленных на развитие устного общения является то, что в данных упражнениях речевая деятельность рассматривается в социальном контексте с учетом темы разговора, отношений между партнерами по общению, места и времени действия, учета предварительных знаний о своем собеседнике и так далее, что способствует приближению процесса обучения к реальной жизни [5].
Педагогические цели делятся на дидактические и воспитательные.
Дидактические цели включают в себя [7]:
– закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;
– выработку системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
– обмен опытом создания деловой игры;
– совершенствование навыков принятия коллективных решений;
– развитие коммуникативных умений разного рода.
Воспитательные цели представляют собой:
– порождение творческого мышления;
– выработку установки на практическое использование
– воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми. Игровые цели заключаются в разработке вариантов проекта деловой игры и демонстрации разработчиком приемов создания игрового контекста.
Любая ролевая игра, в том числе деловая, предполагает наличие трех этапов: подготовительного, проведения игры, контроля [5].
Подготовительный этап включает предварительную работу учителя и учащихся. Подготовка учителя предусматривает:
– выбор темы и формулирование проблемы;
– отбор и повторение необходимых языковых средств;
– уточнение параметров ситуации: время, место, количество участников, степень официальности; статусно-ролевые характеристики персонажей; речевые намерения: запрос информации, выражение согласия/несогласия, аргументация собственного мнения;
– подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки, образцы писем;
– уточнение цели игры и планируемого конечного результата.
Подготовка учащихся к игре может длиться от нескольких минут до нескольких дней и заключается в следующем [5]:
– поиск дополнительных данных по теме или изучение раздаточного материала;
– повторение речевых формул и лексики по теме.
Игра может быть одноразовая и многоразовая, так называемая большая игра: несколько игр, каждая из которых проводится на одном уроке, связаны единым сюжетом; возможен и такой урок, где проводится большая игра. Для такой игры каждый получает (выбирает) постоянную роль. Если игра требует того, то каждый получает свою «легенду» - биографические характерологические сведения, определяющие поведение человека в игре (этот прием прекрасно описан в книге Г.А. Китайгородской) [7]. Профессиональные игры могут сочетаться с ролями – типами, например, не доктор и пациент, а категоричный доктор и капризный пациент.
Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. Действие и задача могут быть простыми или сложными для выполнения, поэтому и коммуникации партнеров будет либо простыми, либо сложными по содержанию, и по использованию языковых форм. Игра должна быть хорошо организована, чтобы процесс обучения новому материалу или процесс закрепления уже изученного проходил наиболее эффективно.
Учитель сообщает задачу и сообщает правила игры, показывает образец, как надо выполнять игровые действия. Иногда он назначает контролеров, если это требуется по ходу игры. Руководство учителя должно быть по возможности опосредованным. Это позволит учащимся проявить самостоятельность, инициативу, почувствовать большую свободу действий, игра будет протекать более эффективно и целенаправленно.
Иногда по ходу игры учителю приходится вводить некоторые фразы и выражения, используя перевод или игровую ситуацию. Однако не все нужно растолковывать, прерывая игру.
Перед тем, как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться, иногда предупреждает о возможных затруднениях, с помощью контрольных вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра.
Правильно организованная деловая игра провоцирует, подталкивает учащегося к принятию самостоятельных творческих решений.
Методика проведения деловой игры
В соответствии с количеством учащихся вся группа играет в одну игру или делится на две подгруппы из трех-четырех человек. Что касается предмета обсуждения, то им может служить тема выбора профессии, ситуация в офисе, в поликлинике, имитация деловых переговоров и так далее.
Если игра подготовлена заранее, то в ней можно приступить сразу же после уточнения ситуации [5]. Распределение ролей и с опорой на лидеров класса, то есть наиболее подготовленных по языку учащихся, обладающих юмором, инициативой, находчивостью.
Большое значение для успешного проведения игры имеет то, насколько удачно сможет учитель подготовить учащихся к данной форме занятий. В этой связи хотелось бы сослаться на статью Л. Шиффлера, в которой даются следующие рекомендации:
– необходимость создания обстановки,
свободной от страха перед высказыванием;
– участие учителя в подготовке игры/в игре, где
он должен идентифицировать себя с учащимися;
– умение показать обучаемым, что учитель их
ценит и уважает не только на словах, но и путем
индивидуальных заданий, доверяя им
самостоятельную организацию и проведение тех
или иных форм/фрагментов игры;
– интересно и разнообразно организовывать
работу.
В случае выполнения этих условий между учителем и учащимися возникают отношения партнерства и сотрудничества, которые являются необходимыми условиями для достижения намеченной цели.
Большое значение в процессе организации деловой игры имеет ее условность: ее участники полностью должны осознавать, что они действуют в рамках условий реальности. Условность игры порождает двуплановость [6] возникающих в ходе игры взаимоотношений: с одной стороны, отношений в рамках игровых ролей, а с другой – отношений, сложившихся вне игры, в повседневной жизни, что является своего рода моделью взаимоотношений в рабочем коллективе.
Психологический эффект, возникающий в процессе проведения деловой игры благодаря групповому, деятельностному характеру, можно определить как личностную вовлеченность игры в процесс обучения, которая является необходимым условием его эффективности [6]. Деловая игра в отличие от традиционных методов обучения в своей конструкции содержит средства личностного вовлечения ее участников в учебный процесс, воздействия на их мотивационную сферу. Деловая игра позволяет вовлечь в учебный процесс мотивы накопления профориентационых знаний и моделей поведения школьников, которые обычно остаются нейтральными в процессе традиционного обучения. Это оказывается возможным благодаря такой существенной характеристике игры, как неопределенность, которая выражается в том, что игра не имеет однозначно предсказуемого развития или результата. Тем самым участники игры почти лишены возможности использовать при принятии решений готовые алгоритмы, и вынуждены проявлять находчивость и инициативу, которые высоко ценятся в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, активизируется мыслительная деятельность учащихся, выявляются их способности и склонности (на основе интереса к тому или иному аспекту обсуждаемой в ходе игры проблемы).
Выявление победителей должно проходить без упреков и осуждений других команд, и может иметь шутливый оттенок, причем обязательно следует мотивировать, почему учитель считает команду или нескольких учащихся победителями [3]. Отрицательная оценка деятельности участников неизбежно приведет к снижению активности. Желательно начинать обсуждение результатов игры с удачных моментов и лишь, затем перейти к недостаткам.
В подведении итогов принимает участие весь класс (группа) вместе с учителем. Дети обсуждают результат игры. В некоторых случаях результаты оцениваются учителем совместно с капитанами и ведущими. Это необходимо для выработки навыков и самооценки, что особенно важно для объективной оценки учащимися своих способностей, что может играть важную роль при выборе профессии.
При проведении игры учитель выступает в роли режиссера, который по возможности незаметно для учащихся управляет ходом игры, не беря на себя активной роли. Его задача организовать деловую игру согласно определенному сценарию. Сценарий является базовым элементом игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости [6, c 328], совместной деятельности. Под «сценарием деловой игры» понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.
Учитель должен оставаться активным наблюдателем, он может что-то рекомендовать, но не навязывать своего решения. Аналогичной точки зрения придерживается К. Ливингстоун и др. В последней работе указывается, в частности, что учитель может взять на себя какую-либо незначительную роль в игре. Если же он этого не делает, он должен быть незаметен и сводить свою деятельность к фиксации ошибок, которые должны быть разобраны по окончании игры или на следующем уроке. Интересно замечание, которое высказывает К. Ливингстоун относительно возможности прерывания игры учителем в случае ее недостаточной подготовки. По мнению автора, «ролевая игра, которая была прервана преподавателем, уже не может рассматриваться как ролевая игра», поэтому она должна быть отложена или начата с самого начала. Следует подчеркнуть, чтобы избежать таких ситуаций, учителю необходимо выбрать в классе ученика или группу учеников, явно обладающих лидерскими и организаторскими качествами. Взяв на себя исполнительскую роль, эти ученики, в лучшем случае берут на себя (явно или неявно) руководящие функции, а в худшем – парализуют деятельность группы. Комплект ролей и функций игроков должен отражать «должностную картину» того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Кроме того, руководителям в игровых ситуациях иногда приходится выступать арбитрами в спорах, а для этого они должны пользоваться определенным авторитетом и доверием. Учителю следует организовать игру таким образом, чтобы значительная часть организаторских функций легла на учащихся, исполняющих роли руководителей в игровых системах, и неверная их расстановка может разрушить игру [6].
Следует подчеркнуть, что наиболее эффективным методом распределения ролей является социометрический метод. Его суть заключается в том, что каждый участник перед началом деловой игры заполняет небольшую анкету (4-5 пунктов), содержащую вопросы о том, какую роль он хотел бы исполнять в игре, кого хотел бы видеть на ролях главного руководителя, своего непосредственного начальника и коллег по работе [6]. Результаты получают и обрабатывают организаторы игры. Выявляются лидеры, тяготеющие друг к другу лица и другая информация, значительно облегчающая распределение ролей. Участникам деловой игры сообщают только составы игровых подгрупп и назначения на игровые должности. Описанный метод был неоднократно проверен нами при проведении деловых игр различного типа и давал лучшие по сравнению с другими методами результаты. Его недостатком является то, что проведение опроса предполагает наличие более или менее сформировавшихся межличностных отношений в группе.
Деловая игра пройдет успешно, если учитель [5]:
– повторит и обобщит с учащимися специфические
особенности профессии, в рамках которой
реализуется ролевое общение;
– добьется понимания цели игры и содержания,
которое нужно в ней выразить;
– предпошлет деловой игре коммуникативные игры,
а также такие упражнения, как диалоги – интервью,
дискуссии, критические оценки прослушанного или
прочитанного и др.
Этап контроля и анализа игры может следовать сразу же по ее завершении или проводиться на последующих уроках, что зависит от сложности игры. Здесь следует отметить, что если игра была успешной и учащиеся получили удовлетворение от применения своих знаний на практике, то чувство удовлетворения может исчезнуть в случае подробного анализа каждой незначительной ошибки на том же уроке. Психологически более подходящей работой, следующей сразу же после игры, является обмен мнениями об ее успешности, о трудностях и наиболее удачных моментах.
Следует отметить, что в случаях при неактивном участии учащихся в игре для преподавателя целесообразно использовать систему оценивания. Она обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры. Наиболее эффективна балльная система оценок индивидуальных или групповых результатов после окончания игрового процесса [6]. Однако необходимо заметить, что она имеет свои недостатки. Подчеркивая, а тем более оценивая личный вклад каждого участника в общий результат игры, учитель рискует настолько усилить индивидуальные мотивы, связанные с самоутверждением, и тем самым настолько ослабить деятельностные мотивы, что это полностью блокирует игровой процесс.
Необходимо заметить, что в процессе игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу учеников. Если ответ неверен, следует тактично поправить ученика [8, c. 74]. Не нужно во что бы то ни стало довести до сознания игрока допущенную ошибку, так как это нарушит темп игры и неприятно подействует на играющего.
Ролевая игра будет успешной в тех классах, в которых учащиеся привыкли к парной и групповой работе. Для классов, постоянно работающих под руководством учителя, включение ролевых игр в репертуар учебной деятельности будет сравнительно сложным процессом. В таких классах следует [5]:
– первоначально по возможности разнообразить
виды групповой работы;
– задания давать в форме четких и подробных
инструкций, с тем, чтобы учащиеся реже обращались
за помощью к учителю и привыкали работать
самостоятельно;
– время от времени разнообразить состав пар,
чтобы учащиеся приобретали опыт общения с
разными собеседниками. Вступая в игру по самым
разнообразным мотивам: из любопытства, по
необходимости, из желания проявить себя,
укрепить свой авторитет в классе, участники игры
все больше и больше втягиваются в логику игровой
деятельности. В результате на первый план
постепенно выходят деятельностные мотивы.
Острые, напряженные ситуации, возникающие в игре,
захватывают участников, поглощают их интерес к
решению имитируемых проблем в профессиональной
деятельности, неосознанно раскрывая свои
способности в сочетании с накопленными знаниями
в данной области и знаниями, полученными от
преподавателя.
Неопределенность игры выражается в том, что игра не имеет однозначно предсказуемого развития или результата. Тем самым участники игры почти лишены возможности использовать при принятии решений готовые правила и алгоритмы и вынуждены проявлять находчивость и инициативу. Таким образом, учащиеся используют иностранную лексику не задумываясь, упрощая синтаксические конструкции, для того, чтобы она была более понятна собеседнику.
Список литературы
1. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение
в активные методы обучения. М.: Изд.
«Педагогика», 2005. – 236 с.
2. Доможирова М.А. Современные методы
обучения устной речи на иностранном языке. –
СПб.: ГТУ, 1999. – 153 с.
3. Занько С.Ф., Тюников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра
и учение: Теория, практика и перспективы игрового
общения. – М.: Педагогика, 2000. – 223 с.
4. Лившиц О.Л. Ролевая игры на уроках
английского языка в VIII классу // Иностранные
языки в школе. – № 5. – 1987. С. 87-89.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения
иностранным языкам. Лингводидактика и методика.
– М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
6. Красило А.И., Новгородцева А.П. Хрестоматия
по педагогической психологии. – М.:
Международная педагогическая академия, 1995.–416 с.
7. Зимняя И.А. Психология обучения
иностранным языкам в школе.– М.: Просвещение, 1991.
– 222 с.
8. Конышева А.В. Игровой метод в обучении
иностранному языку. – СПб.: Издательство «Четыре
четверти», 2006. – 192 с.