Тема урока: "Punctuation Matters". 10–11-е классы

Разделы: Иностранные языки


Задачи:

  • сформировать у учащихся старших классов интерес к пунктуационному аспекту английской письменной речи;
  • обозначить взаимосвязь между пунктуацией и другими аспектами английского языка (интонация устной речи и т.д.);
  • предоставить учащимся дополнительные ресурсы для дальнейшей работы над темой.

Урок может проводиться как на русском, так и на английском языке в зависимости от подготовки учащихся.

1. Учитель просит учеников назвать аспекты, важные для корректного восприятия письменного текста и расставить их в порядке значимости для автора текста и читателя. При необходимости можно подсказать ученикам варианты: grammar, spelling, punctuation, style и т.д.

2. Как правило, в результате выполнения первого задания пункт «punctuation» занимает одно из последних мест в списке. Учитель спрашивает, действительно ли они предполагают, что пунктуация не имеет решающего значения для восприятия текста на английском языке, и цитирует известный анекдот, упоминающийся в книге Линн Трасс «Eats, Shoots & Leaves» (в русском перевода «Казнить, нельзя помиловать»):

A panda bear walks into a bar and orders a sandwich. The waiter brings him the sandwich. The panda bear eats it, pulls out a pistol, kills the waiter, and gets up and starts to walk out.
The bartender yells for him to stop. The panda bear asks, "What do you want?" The bartender replies, "First you come in here, order food, kill my waiter, then try to go without paying for your food."
The panda bear turns around and says, "Hey! I'm a Panda. Look it up!" The bartender goes into the back room and looks up panda bear in the encyclopedia, which read: "Panda: a bear-like animal originating in Asian regions. Known largely for its black and white coloring. Eats shoots and leaves."

После прочтения анекдота учитель пишет последнее предложение без пунктуационной разметки на доске и просит учеников объяснить суть анекдота.

3. Учитель пишет предложение на доске без пунктуационной разметки (Let’s eat Grandma) и предлагает ученикам расставить пунктуацию двумя возможными способами. Какая разметка будет правильной? Почему другой вариант разметки кажется смешным?

Let’s eat Grandma.
Let’s eat, Grandma.

4. Учитель три раза пишет на доске одно и то же предложение без пунктуационной разметки (She had one issue: only Mike knew she was guilty). Учащиеся три раза переписывают его в тетрадь. Предложите три возможных варианта пунктуации.

Объясните, как меняется смысл предложения?

She had one issue: only Mike knew she was guilty.
She had one issue only: Mike knew she was guilty.
She had one issue only, Mike knew: she was guilty.

5. Учитель два раза пишет на доске одно и то же предложение без пунктуационной разметки (A woman without her man is nothing), учащиеся копируют предложение в тетради. Учитель читает вслух следующую историю:

An English professor wrote the words:
A woman without her man is nothing.

on the chalkboard and asked the students to punctuate it correctly.

All of the males in the class wrote:
A woman, without her man, is nothing.

All the females in the class wrote:
A woman: without her, man is nothing.

Расставьте пунктуацию, опираясь на интонацию и расстановку пауз в прочитанной истории. Объясните, как меняется смысл предложения в зависимости от пунктуационной разметки.

6. Подведение итогов о несомненной значимости английской пунктуации и ее взаимосвязи с другими аспектами языка.

Дополнительные материалы:

Lynne Truss «Eats, Shoots & Leaves: The Zero Tolerance Approach to Punctuation»;
Lynne Truss « Eats, Shoots & Leaves: Why, Commas Really Do Make a Difference!» – иллюстративное пособие;
http://www.savethecomma.com/game/ – онлайн игра, посвященная английской пунктуации