Цели: познакомить с достопримечательностями Москвы; формировать представление о плане города; прививать чувство любви, уважения к своему городу.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить Москву на карте России; называть основные достопримечательности; делать выводы из изученного материала.
Оборудование: учебник А.А.Плешаков Окружающий мир 2 класс, А.А.Плешаков Окружающий мир Рабочая тетрадь 2 класс, компьютер, проектор, презентация «Путешествие по Москве» (Приложение 1).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Самоопределение к деятельности
– Что такое столица? (Главный город страны)
– Назовите столицу России? (Москва)
– Предположите, о чем будем говорить на уроке? (О
Москве)
– Какие учебные задачи поставим?
Учебник часть 2 с.98
– Прочитайте название темы урока
– Прочитайте задачи урока (Приложение
1, слайды 1,2)
3. Работа по теме урока
1) Учебник с.98 (абзац 1) Прочитайте, придумайте вопросы.
Примерные вопросы:
– Когда была основана Москва?
– Кто основатель Москвы?
– Где расположен город?
– Первое летописное упоминание о Москве как поселении относится к 1147 г., от которого ведется летоисчисление истории города. Основателем Москвы официально признан суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий (Слайд 3).
2) Карта России
– Найдите и покажите на карте город Москву.
3) Рабочая тетрадь часть 2 с.64 № 1
– Москва огромный город, в нем около 4 тысяч
улиц и площадей ориентироваться в таком городе
достаточно сложно. (Слайд 4)
– Что может помочь ориентироваться в городе?
4) Учебник с.98 (абзац 2) Прочитайте.
– Что такое план? (Чертеж местности)
– Зачем нужен план? (Пользуясь планом города
можно достаточно легко проехать или пройти
туда,куда нужно.)
5) Учебник с. 99:
– Что изображено на плане?
– Рассмотрите герб города. Что на нем изображено?
6) Рабочая тетрадь часть 2 с.64 № 2
4. Физкультминутка
5. Работа по теме урока
1) Достопримечательность— место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.
2) Путешествие по Кремлю(Слайд 5)
Кремль (город, укрепление)—
принятое в настоящее время название городских
укреплений в древнейРуси; город, окружённый
крепостной стеной с бойницами и башнями.
В Древней Руси городами назывались только те
населённые пункты, в которых были построены
крепости. (Слайд 6)
Московский Кремль – символ российской
государственности, один из крупнейших
архитектурных ансамблей мира, богатейшая
сокровищница исторических реликвий, памятников
культуры и искусства. Он расположен в центре
столицы на высоком холме над Москвой-рекой.
(Слайд 7)
Ансамбль Московского Кремля складывался на
протяжении многих столетий. И сегодня он
включает памятники архитектуры XIV-XX столетий.
Прежде всего это сама крепость, мощные стены и
башни которой определяют панораму древней части
Москвы, а на территории Кремля – златоверхие
храмы, древние терема и палаты, величественные
дворцы и парадные административные здания. Они
составляют ансамбли Соборной, Ивановской,
Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей,
Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц Кремля.
В 1990-х годах архитектурный ансамбль Московского
Кремля, его сокровища, Красная площадь и
Александровский сад были включены в Список особо
ценных объектов России, а затем в Список
всемирного культурного и природного наследия
ЮНЕСКО. Располагавшиеся на территории Кремля
музеи были преобразованы в Государственный
историко-культурный музей-заповедник
“Московский Кремль”. (Слайд 8)
1 – Мавзолей В. И. Ленина; 2-21 – башни: 2 – Спасская, 3 – Царская, 4 – Набатная, 5 – Константино-Еленинская, 6 – Беклемишевская, 7 – Петровская, 8 – 2-я Безымянная, 9 – 1-я Безымянная, 10 – Тайницкая, 11 – Благовещенская, 12 – Водовзводная, 13 – Боровицкая, 14 – Оружейная, 15 – Комендантская, 16 – Троицкая, 17 – Кутафья, 18 – Средняя Арсенальная, 19 – Угловая Арсенальная, 20 – Никольская, 21 – Сенатская; 22 – Успенский собор; 23 – Благовещенский собор; 24 – Грановитая палата; 25 – Архангельский собор; 26 – колокольня «Иван Великий»; 27 – Царь-колокол; 28 – Царь-пушка; 29 – собор Двенадцати Апостолов; 30 – Теремной дворец; 31 – Большой Кремлёвский дворец; 32 – Оружейная палата; 33 – Потешный дворец; 34 – Государственный Кремлёвский дворец; 35 – Арсенал; 36 – Троицкий мост; 37 – Могила Неизвестного солдата (Слайд 9)
(Слайд 10) Соборная площадь – самая древняя в
Кремле. В ее северной части расположен главный
Успенский собор с мощными золотыми куполами и
Патриаршие палаты с домовой церковью Двенадцати
апостолов. Слева от собора – небольшая изящная
церковь Ризположения. Западную сторону площади
украшает старинный тронный зал правителей
России – Грановитая палата, южную –
Благовещенский и Архангельский соборы – личный
царский храм и родовая усыпальница. На восточной
стороне площади взметнулся ввысь столп
колокольни «Иван Великий», рядом с которым стоят
две звонницы – Успенская и Филаретовская.
Каждый из этих памятников архитектуры является
подлинным шедевром древнерусского зодчества, а
все вместе взятые они составляют неповторимый по
красоте и величию архитектурный ансамбль.
Слайды 12-14
– Путешествие по Кремлю продолжается.
Учебник с.102-103
Слайды 15-22
– Выходим на Красную площадь (Слайды 23-33)
(Слайд 34) Это особенный, легендарный памятник,
призванный не только увековечить подвиг двух
людей, но и героизм всего народа в борьбе против
польско-литовских захватчиков.
Но его история тесно связана с еще одной датой,
прославляющей силу русского оружия.
Дело в том, что поставить памятник изначально
планировалось в 1812 году – к 200-летию изгнания
захватчиков. Но, все мы знаем, что этот год связан
с новым нашествием. Поэтому после разгрома
Наполеоновских войск, решение это лишь окрепло.
На народные средства, собранные среди жителей
Нижнего Новгорода – родины Кузьмы Минина
памятник был установлен в центре Красной площади
в 1818 году.
Слайды 35-38
Достопримечательности Москвы
В нашем городе много достопримечательностей
(Слайды 39-47)
3) Рабочая тетрадь часть 2 с.67 № 1
4) Рабочая тетрадь часть 2 с.68 № 2
4. Рефлексия
– Когда и кем был основан город Москва?
– Приведите примеры достопримечательностей.
5. Итог урока
– О чем говорили на уроке?
– Какие учебные задачи ставили? (Учебник с.98,102
прочитать задачи урока.)
– Получилось ли узнать то, что планировали?
– Что показалось самым интересным?
– О чем еще хотели быузнать? (Найди информацию
в дополнительной литературе, Интернете и ты сам
можешь стать экскурсоводом)
– Кто может похвалить себя за работу на уроке?
6. Домашнее задание
Учебник с.100-101, 104-107.
Рабочая тетрадь часть 2 с.65 № 3, с.67 № 1.